«В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь»
Головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома,
в них могли сидеть на царских и боярских собраниях
и даже свадьбах. Для мужчин - это показатель социального статуса.
С непокрытыми головами ходили только рабы.
[показать]
Николай Васильевич Неврев «Шут (Опальный боярин)» 1891
В допетровской Руси покрой был одинаков во всех сословиях «что царю, что псарю»;
отличались одежды лишь качеством материала.
Не то - шапка: по ней судили о происхождении и знатности человека.
Ни один боярин не рискнул бы щеголять в соболиной шапке покроя шапки Мономаха (весу в ней — 2 фунта 20 золотников
без соболя, т.е. 904,2 грамма),
как никто из смердов не осмелился бы показываться на люди в горлатной шапке как у бояр,
— хотя бы к нему в силки попалась сотня соболей.
Мужские головные уборы не так разнообразны и богаты по декору, как женские.
В славянских курганах Киевской области найдены остатки мужских войлочных и кожаных шапок.
Крестьяне носили валяные колпаки суконные или войлочные с глубокой древности и до середины XIX века.
Об этих колпаках этнографы замечали, что их даже в конце прошлого века «белорусы надевают в неприкосновенной целости,
как носили ещё доисторические скифы и сарматы»
Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого;
по окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками,
иногда с драгоценными камнями.
Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону.
Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой.
Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины;
разрезы эти ока Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока,
зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.
[показать]
Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба)
[показать]
Михаил Нестеров «Два лада»
[показать]
А.Васнецов «В костюме скомороха» 1882
[показать]
А.О.Орловский «Продавец блинов» литография 1826
По этнографическим данным, в XVIII – первой половине XIX в. одним из основных народных головных уборов
являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор.
Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.
[показать]
И.Е.Репин «Бурлак»
[показать]
Ф.Г.Солнцев
В деревнях великорусских губерний носили коричневые валяные шапки цилиндрической формы
с небольшими полями «черепенники», «грешневики», «гречушники».
[показать]
А.О. Орловский «Колдун» литография
[показать]
Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин» 1879
[показать]
Ярошенко Николай Александрович (1846 - 1898) «Крестьянин в лесу» 1880
[показать]
Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Пастушок» 1909
[показать]
Перов Василий Григорьевич
[показать]
Ф.Г.Солнцев
Шапка с четырёхугольным верхом из сукна с меховым или текстильным околышем (в старину её называли рогулька», «рогатка»)
была известна всем.
«Четвероугольная» низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра (а у бедняков с овчинкой). Летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой.
Вершок её был чаще всего суконный вишнёвого, червчатого, зелёного и часто также чёрного цвета: избегая чёрного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках.
[показать]
А.Г. Венецианов. «Захарка»
[показать]
Ф.Г.Солнцев
|