[235x322]Мартынов, Леонид Николаевич (1905 — 1980) — русский поэт двадцатого века, родился 9 (22) мая 1905 года в Омске в семье гидротехника путей сообщения Николая Ивановича Мартынова и дочери военного инженера, учительницы Марии Григорьевны Збарской в Омске. Сибирский род Мартыновых идёт от «владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина, осевшего в Семипалатинске».В 1930 году в Москве вышла первая книга Мартынова — очерки о Прииртышье, Алтае и Казахстане «Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу». В 1932 году поэт сдал в редакцию «Молодой гвардии» книгу «новелл о любви и ненависти в годы начала социалистической перестройки», которую так и не напечатали и которая считается ныне пропавшей. В начале 30-х годов Мартынов был обвинен в заговоре. Будто он, с группой сообщников, добивался отделения от России Сибири. В 1932 году Мартынов был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и осужден по делу так называемой «Сибирской бригады» по статье 58/10 УК РСФСР к высылке на три года в Северный край. (Реабилитирован прокуратурой СССР 17 апреля 1989 года посмертно). После ссылки вернулся с женой в Омск. Коренной сибиряк-омич Леонид Мартынов тоже сумел разглядеть в суровом облике родины эту её солнечно-счастливую заповедную притягательность, неуловимую для хищного прищура чужака. То Беловодьем именовал он взыскуемую страну, то Лукоморьем, то совсем уж загадочно — Эрцинским лесом.
Сборник «Лукоморье», «зарезанный» А. А. Фадеевым, усилиями нового председателя Союза писателей СССР Н. С. Тихонова вышел в 1945 году. В феврале 1946 года Л. Н. Мартынов переезжает в Москву. Озаглавив свою новую книгу стихов 1945 года «Эрцинский лес» (по названию вошедшего в неё стихотворения), он счёл нужным предпослать сборнику эпиграф-пояснение из Спафария: «Лес тот, который идет по Обе реке и по всему Сибирскому государству до самого до Окиянскаго моря, который лес преславной есть и превеликой, и именуется от землеписателей по еллински “эркиниос или”, а по латынски “эрцыниос силва”, се есть Эрцинский лес». [400x300]Старинный путешественник XVII века не мог, конечно, обозреть тот исполинский лес сполна, но по-своему выразил восхищение от встречи с чем-то небывалым, словно сохранившимся в первозданной чистоте и славе ещё со дней творенья.Герой поэмы Мартынова «Искатель рая», странствующий разносчик книг Мартын Лощилин, обходя со своей сумой сибирские города и сёла, думает: «По облику с Россией одинаков да будет рай. Но всякий человек — хозяин станет всех плодов и злаков, и всех долин, и всех лугов и рек. Пусть это будет первое условье. Сольются люди в дружную семью. Да будут уничтожены сословья! Какие же сословия в раю?!» Словно в насмешку над этим видением в разные века дразнящий мираж сибирского эдема оборачивался зловещей явью: вместо свободы — кандальный звон, вместо изобилия — голод и смертельная стужа, кровавые межсословные распри вместо социальной гармонии. И всё же мартыновский Эрцинский лес, как и во времена Спафария, открыт для пришельцев… [800x567]
Правда, в этой открытости на первое место выступает теперь беззащитность существа обречённого. Казалось бы, сила, губительная для заповедного леса, символизирующего Сибирь, едва-едва обозначена поэтом. Он не поясняет, кто они из себя — эти укутанные «в тёмный грех». Но и такого укора, на нынешний взгляд почти робкого, оказалось достаточно, чтобы над Леонидом Мартыновым вдруг сгустились тучи … В декабре 1946 года в «Литературной газете» вышла разгромная статья Веры Инбер (двоюродной сестры Троцкого (Л.Д.Бронштейн) о книге стихов «Эрцинский лес». Книга Мартынова пришлась Вере Инбер не по нраву. Она усмотрела в ней выпады против строя. И опубликовала в “Литературной газете” погромную статью “Нам с вами не по пути, Мартынов!” [320x240]Поэта избивали больно, хлестко, долго и методично. Во втором номере журнала «Сибирские огни» за 1947 год вышла большая рецензия на сборник стихов Леонида Мартынова «Эрцинский лес». Название говорит само за себя: «На ложном пути». Самые мягкие формулировки критики: «ушел от актуальных тем советской действительности», «стихи выглядят как безыдейные, легковесные упражнения автора». Собственно, в «рецензии» нет анализа стихов как литературных произведений. Она вся написана как длинный приговор, где обвинения идут по нарастающей: «Сборник — апофеоз упадочнической поэзии». «Мартынов пытается увести советских читателей в дебри псевдо-философской лирики… в пропасть смертной тоски, обывательской благостной безмятежности…» После резкой критики и «проработки» в Москве, Омске и Новосибирске тираж книги был уничтожен, и доступ к печати закрылся на девять лет! Всё это время поэт пишет «в стол» и зарабатывает переводами... А лес (как и посвящённое ему стихотворение) всё же остался. Он остаётся и как реальность, и как надежда ... Юрий Лощиц в своей статье "Где искать Эрцинский лес?" предупреждает о пагубности подключения законодателей к проекту дегероизации исторического прошлого России: проекту, осуществляемому давно, упорно, с охватом самых разных веков и личностей. Целеустановки проекта уже не раз выставлялись на обозрение в современной русской прессе: расшатать, до неузнаваемости исказить самые устойчивые представления и образы национальной памяти, лишить историю страны её лучших имён и событий. Для этого пригодно всё: намеренное умолчание, обряженная в одёжку «научности» новейшая версия-сенсация, передёргивание дат и мест событий, сплетня, похабный анекдот… Вероятно, в том числе и об этом так замечательно написал Мартынов: [475x700]КОРЕНЬ ЗЛА Вот он, корень, Корень зла! Ох, и черен Корень зла. Как он нелицеприятно Смотрит с круглого стола, Этот самый корень зла! - Надо сжечь его до тла, Чтоб исчез он безвозвратно! - Ну, а если не поможет И опасность лишь умножит Ядовитая зола? Побоялись уничтожить! И опять колокола Бьют тревожно и набатно, И скорбей не подытожить, И отрава садит пятна На болящие тела. Неужели же обратно Закопают Корень зла? ... Да, наша национальная память сегодня слишком часто кричит, попираемая то злонамеренным забвением, то наспех сшустрёнными сенсациями, оскорбляющими её вековечные письмена. А человек, которого так или иначе разочаровали в его родовом прошлом, известное дело, постарается поскорее эти изодранные лоскуты памяти отшвырнуть от себя подальше — всё в ту же корзину забвения... Невозможно привыкнуть и к тому, что содержимое подземных кладовых Сибири здесь будут и дальше выкачивать на сторону с безволием обречённых. Нельзя же в кухонных пересудах без конца ссылаться на колониальные приёмы Москвы. И от воли сибиряков очень многое может зависеть, коли не исчахла ещё она — воля к лучшему для своих ближних. Волю людей к лучшему, — вот что хочется увидеть, в очередной раз сбегая из угорелой Москвы в любой предел своей земли. Волю к лучшему в самых разных его осуществлениях. Ведь если ты не выродок, то просто не можешь не радоваться, когда у людей хорошо получается какое-то созидательное дело. ... Кто, глядя на этот народ, отважится процедить сквозь зубы, что он отвык трудиться, махнул рукой на своё будущее, а заодно и на прошлое? Нет же, такой народ явно не намерен вымирать. Он жить хочет, несмотря на отрицательные статистические выкладки домашних и закордонных демографов. Причём хочет жить именно своим трудом, а не воровским пошибом, как ему предлагает нынешняя российская и всесветная мода ... да будет рай. Но всякий человек — хозяин станет всех плодов и злаков, и всех долин, и всех лугов и рек. Пусть это будет первое условье. Сольются люди в дружную семью. Да будут уничтожены сословья! Какие же сословия в раю?! *** Беседа с писателем Юрием Михайловичем Лощицем накануне его юбилея: Моя земля погибнуть не может Источники: Википедия, http://loshchits.ru/archives/655 http://wordrussia.wordpress.com/ |
Серия сообщений "2. БЕЛОВОДЬЕ и АСГАРД Ирийский":
Часть 1 - БЕЛОВОДЬЕ. Часть 1-я: Страна Живых Богов
Часть 2 - БЕЛОВОДЬЕ. Часть 2-я: Асгард Ирийский - Город Богов
Часть 3 - ЭНИГМА (фильм, 15 серий), /В поисках Беловодья/
Часть 4 - Эрцинский лес. Часть 1-я: Герои Духа
Часть 5 - Эрцинский лес. Часть 2-я: Омский гений
Часть 6 - Ледовое Беловодье