Занятно, это была моя любимая колода,
но я был уверен,
что карты с таким рисунком начали выпускать только в начале 80-х
Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна
Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике.
Вполне возможно, что именно эта!
Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль»)
– во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных.
Ничего необычного на первый взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам,
что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев.
Вот в этом-то и странность:
прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы,
а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.
Антисоветчина?
Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна
В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал.
Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в.
Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю
как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II
и как последний придворный бал императорской России.
Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия,
благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.
Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей,
бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи.
Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко,
а шили их лучшие портные Российской империи.
Прототипы бубнового валета и трефовой дамы
Прототипы червовой дамы и трефового валета
Карты создавали, ориентируясь на фотографии,
собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце».
Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада.
На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.
Карты из колоды *Русский стиль*
В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт,
а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре.
Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых.
После революции мануфактура была закрыта,
в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам.
Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды
для офсетной печати.
Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием Ивановым
Участники последнего костюмированного императорского бала
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться.
Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты»,
«Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д.
Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем».
И память о
«легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.
Источник: