• Авторизация


Особняк Кшесинской в СПб 19-07-2017 06:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Особняк-музей Кшесинской в Петербурге

Особняк Кшесинской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), дом 2-4 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге. 

 

                                

Матильда Кшесинская

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская,  [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — российская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров.

Известна также своими отношениями с августейшими особами Российской империи, фаворитка цесаревича Николая в 1892—1894 годах, супруга великого князя Андрея Романова (с 1921), Светлейшая княгиня Романовская-Красинская (с 1936), мать Владимира Красинского (1902—1974).

Феликс Кшесинский и Юлия Доминская
Родилась в семье артистов балета Мариинского театра: дочь поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской[1] («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер, муж — Зедделер, Александр Логгинович) и танцовщика, балетмейстера Иосифа Кшесинского (1868—1942)[2], умершего в период блокады Ленинграда.


В 1890 году окончила Императорское театральное училище, где её педагогами были Лев Иванов, Христиан Иогансон и Екатерина Вазем. После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год.

В начале своей карьеры испытала сильное влияние искусства Вирджинии Цукки:

У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства.
— Матильда Кшесинская. Воспоминания.


Танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова: фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». 18 ноября 1892 года, в день 50-го представления балета, балерина записала в своём дневнике:

Mathilde Kschessinska as Esmeralda

Приехал в театр Чайковский, и его попросили на сцену (и даже я его провела на сцену), чтобы поднести ему венок…
— Цит. по: Ю. А. Бахрушин. Балеты Чайковского и их сценическая история. 
В 1896 году получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

Чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти.

Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки, в частности, Эмма Бессон и Пьерина Леньяни. Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику.

Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, оно не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета.

В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года».

Grand Duke Andrei Vladimirovich, Mathilde Kschessinska and their son in France

В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Также Кшесинская была главной исполнительницей в двух провальных постановках — балете «Дочь Микадо» Льва Иванова и последней работе Петипа «Волшебное зеркало», где балетмейстер поставил для неё и Сергея Легата великолепный pas d’action, в котором окружение прима-балерины и премьера составляли такие солисты, как Анна Павлова, Юлия Седова, Михаил Фокин и Михаил Обухов.

В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. за каждое выступление, с 1909 года — по 750.

Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни (которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года). При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции.

Grand Duke Sergei Michaelovich, Mathilde Kshessinska Grand Duke Andrei Vladimirovich among others c 1909

Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров (согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго»).

В 1911 году Кшесинская участвовала в «Русских сезонах» в Лондоне. Дягилев пошёл на контакт со «своим злейшим врагом» в надежде решить свои проблемы в российской столице: с помощью влияния и связей балерины он намеревался добиться возможности выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для ставшего военнообязанным Нижинского.

В обмен на обещание «похлопотать» Кшесинская была приглашена танцевать во время лондонского сезона 1911 года (балерину интересовал именно Лондон, где традиционно собиралась высшая аристократия — в отличие от Парижа, бывшего центром артистической жизни). Для её выступлений было выбрано «Лебединое озеро» — в том числе потому, что Дягилев хотел получить доступ к принадлежавшим ей декорациям балета.

Зеленогорск СПб Приморское шоссе бывшая "Дача Ксешинской"

Балерина стала посредником Дягилева в его переговорах с директором Императорских театров Теляковским по поводу аренды Михайловского театра на сезон 1912 года. Последний отреагировал на этот альянс с раздражением: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым»[6]. Попытки уладить дела при помощи Кшесинской полностью провалились. Дягилев был настолько зол на неё из-за Нижинского, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.

[показать]

Во время Первой мировой войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами.

.

Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу.

Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобожден от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак. Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея


Матильда с сыном
После февраля 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и бежав из знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Она решила отправиться к Андрею Владимировичу, который находился в Кисловодске. «Я, конечно, рассчитывала осенью вернуться из Кисловодска в Петербург, когда, как я надеялась, освободят мой дом», — наивно считала она.

[показать]

«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял»[9]. И действительно, в 1918 году великий князь Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске.

[показать] [показать]

13 июля 1917 года Матильда с сыном покинула Петербург, прибыв в Кисловодск на поезде 16 июля. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её.

После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске (туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой). 7 августа 1918 года братья были арестованы и перевезены в Пятигорск, но через день отпущены под домашний арест. 13 числа Борис, Андрей и его адъютант полковник Кубе бежали в горы, в Кабарду, где и скрывались до 23 сентября.

[показать]

Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской (будущей женой Бориса Владимировича) и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской (с 2 до 19 октября), откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна. В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу. Там Вова заболел испанкой, но его выходили.

[показать]

В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причём великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса.

В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причём кругом свирепствовал сыпной тиф. 19 февраля (3 марта) 1920 года отплыли на пароходе «Семирамида» итальянского «Триестино-Ллойд». В Константинополе они получили французские визы.12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где 48-летней к тому моменту Кшесинской принадлежала вилла.

 

[показать]

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди учениц Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников.

Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России (танцевал в Кировском театре) и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году.

[показать]
В 1892—1894 годах встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем (будущим Николаем II); их отношения прекратились после помолвки цесаревича с Алисой Гессенской в апреле 1894 года.

Великий князь Сергей Михайлович и Андрей Владимирович

Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года в Стрельне родился сын Владимир (в семье его звали «Вова»), получивший по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кшесиньские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.

17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем). В 1925 году перешла из католичества в православие с именем Мария.

Красинский, Владимир

30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.


Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Дед дожившей до 99 лет балерины — Иван-Феликс (1770—1876) — также был долгожителем, прожив 106 лет.


Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие архитектор А. И. Дмитриев.

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Внутренняя планировка здания особняка, да и его внешний облик отражали также и личные предпочтения самой примы-балерины. Особняк представляет собой здание необыкновенной красоты, объединяющее в общий ансамбль две анфилады залов, шикарный зимний сад и большое количество самых разнообразных хозяйственных построек.


[показать]

Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, но, начиная с середины 1980-х, частично восстановлено.
[показать]
 В 1913-1914 годах вплотную к особняку гражданский инженер А. И. Клейн поставил пятиэтажный дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир со скульптурами на фасаде.
[показать]

                                     [показать]

Дворец стал своеобразной Меккой художественной интеллигенции Петербурга-Петрограда вплоть до 1917 года. В гостях у балерины перебывал весь петербургский свет. На приемы захаживали знаменитый ювелир Карл Фаберже и не менее известная американская танцовщица, возлюбленная поэта Сергея Есенина, Айседора Дункан, с которой хозяйка быстро подружилась.

Приезжали на импровизированные домашние спектакли и коллеги по сцене - Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Сергей Дягилев также не раз гостил у знаменитой танцовщицы, с которой его связывала нежная дружба. Здесь пели итальянская певица Лина Кавальери и «царственный бас» Федор Шаляпин. Однако счастье длилось недолго ..

Кому-то он может показаться мрачноватым и простым на фоне привычных дворцов в стиле барокко, а многимон близок по духу. Кроме того, это покажется маловероятным, но если в полночь прийти к этому дому и встать на углу с улицей Куйбышева, в одном из окон можно увидеть стройный силуэт самой великой балерины. Она до сих пор любит навещать свой любимый особняк.


[показать]
[показать]
 До сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница.

                           

Во времена Кшесинской по ней ходили Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры начала XX века.
[показать]

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан «кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М. Ю. Козловский.

Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы.
[показать]
 В вестибюле сохранилась оригинальная люстра-медуза.
[показать]
 Часть залов стоит пустыми.
[показать]
 Главное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы.
[показать]


Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира.

Подарки балерине Матильде Кшесинской в день юбилея
[показать]
Сейчас зал сдают в аренду для проведения конференций, семинаров, презентаций, праздников, концертов и пр. [показать]
 Из зала можно пройти в зимний сад с огромными окнами.
[показать]
 В дни Февральской революции особняк заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, внутри разместился ряд революционных организаций. Здесь образовался один из главных центров тогдашней политической жизни.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов постановил: «Выселить из дома N 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней» все революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества». Иск в отношении В. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с «непроживанием» его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.
[показать]
Утром 6 июля 1917 года во время вооружённого конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что ещё осталось.
Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у неё была дача и где ждал её будущий муж великий князь Андрей Владимирович.

[показать]
После Октябрьской революции до 1938 г. в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков.
В 1938—56 — «Музей С. М. Кирова» (в 1956 г. переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.).
С 1957 по 1991 год — «Музей Революции». При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Н. Н. Надёжина соединён новым корпусом с бывшим особняком В. Э. Брандта (1909—1910, арх. Р.-Ф. Мельцер).
В настоящее время в здании расположен Музей политической истории России..

 Двери, рамы, изящные балконные решётки помнят о многочисленных демонстрациях под кумачовыми транспарантами внизу, на Кронверкском проспекте.
[показать]
 В особняке сохранена обстановка первого после революции кабинета В. И. Ленина.


Напоследок - фото из особняка лесопромышленника В. Э. Бранта, с 1957 года объединённого с особняком Кшесинской в единый комплекс. В особняке сохранилась кроме всего прочего великолепная дубовая лестница с витражами.

[показать]

                                

                               

                                

Внутренний двор

Источники:

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Mansion_of_Kschessinska?uselang=ru

http://arch-heritage.livejournal.com/

Серия сообщений "Россия царская":

Серия сообщений "Балет":
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Особняк Кшесинской в СПб | Каболье - Дневник Каболье | Лента друзей Каболье / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»