Простота с точки зрения техники, изысканность законченной работы и затейливость узоров делают сашико отличным способом украсить как предметы интерьера, так и одежду.
Безусловно, ощущение, что с сашико справится даже ребенок – обманчиво. Этот вид вышивки не требует специфических знаний и владений секретами рукодельных мастеров, но определенно потребует от вас концентрации, аккуратности и бесконечного терпения. Не исключено, что в процессе работы вы постигнете дзен, но это лишь еще один повод увлечься этим прекрасным и древним видом вышивки.
ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:
схема узора
копировальная бумага (белая, если вы вышиваете по традиционно темно-синей ткани)
игла (в идеале, игла для сашико)
скотч
хлопковое мулине
наперсток
В каком-то смысле сашико – грубоватая вышивка: в процессе используется необычно длинная игла с крупным ушком, довольно толстая крученая нить и хлопок средней плотности в качестве основы. Такую нерафинированность вполне можно понять – изначально сашико использовалось крестьянами для стежки поношенных вещей. Однако это не значит, что вы не можете приблизить процесс к современным реалиям, используя подручную иглу и тонкую нить. Главное – не отклоняться от других важных правил.
ШАГ 1
О каком бы виде вышивки не шла речь, аккуратный и точный перенос на ткань рисунка или схемы – это половина успеха. Вы можете использовать любой удобный способ переноса рисунка на ткань, в данном случае используется белая копировальная бумага. Для удобства можно зафиксировать деталь и схему скотчем, чтобы избежать смещения. Сашико «не простит» вам неточности, любая несостыковка линий будет бросаться в глаза.
ШАГ 2
Как правило, сашико выполняется в одну нить или в две, если необходимо добавить толщины линии. Если вы вышиваете по изделию, в котором важна изнанка, например, штору, то вам следует избегать узлов и пользоваться другими способами закрепления нити. В том случае, если изнанка не имеет большого значения, нить закрепляется с помощью обыкновенного узелка.
Перед началом рассмотрите узор и оцените порядок действий. Как правило, сначала выполняют горизонтальные и вертикальные линии, а затем прокладывают стежки в косом направлении, после чего при необходимости вышивают рамку. Непосредственный процесс вышивки заключается в том, что вы «нанизываете» на иглу стежки по схеме приблизительно 3:2 (длинный стежок, соответственно, должен идти по лицевой стороне), не протягивая нить. «Нанизав» стежки, с помощью наперстка протолкните иглу, следя, чтобы ткань не морщилась. Протянув нить, расправьте и растяните ткань, чтобы ослабить натяжение.
Дойдя до конца ряда, сделайте второй узел, оставив небольшой запас, чтобы, во-первых, компенсировать натяжение ткани, а во-вторых, на случай усадки после стирки.
ШАГ 3
Если вам нужно сделать поворот, оставьте на изнанке небольшую петельку, опять же для того, чтобы был запас на случай необходимости. Точно так же, переходя от одного ряда к другому, не обязательно каждый раз завязывать узелок, но обязательно нужно оставлять петлю-запас. На лицевой стороне ее не будет видно, а в конечном итоге такие «запасы» уберегут вашу работу от «волнистости» и излишнего натяжения.
На схеме ниже представлены самые распространенные сложности состыковки линий (сверху представлен правильный вариант расположения стежков, внизу – ошибочный).
Источник: sakepuppets.com
Фото: pinterest.com
Материал подготовила Ника Бажанова
Далее подборка изделий, украшенных интереснейшей вышивкой САШИКО с сайта
Оригинальный видео-мк японского узелка-трансформера см.в конце поста!!!
Игольница Анны Костюхиной. Узор "цветок хурмы"
Западных людей нередко удивляет изобретательность японцев – они не только отличаются щепетильной внимательностью к жизненным мелочам, которые мы обычно даже не замечаем, но и обладают настоящим талантом создавать из этих мелочей прекрасное, как правило, давая результату отдельное хитроумное название.
Техника сашико как раз подходит под это описание! В основе ее лежит «мелочь» – шов «вперед иголку», самый простой из всех возможных ручных швов. Да и использовалось сашико, что, к слову, переводится как «маленький прокол», для вполне практических целей, не имеющих отношения к искусству – именно швом «вперед иголку» простегивали одежду для утепления или минимального декоративного эффекта. Об этом свидетельствует и самый первый образец сашико – простеганная красными стежками буддистская шелковая мантия, датированная 8 веком н.э.
К 17 веку сашико постепенно оформилось в отдельный вид вышивки, который распространился среди бедных слоев населения. Несложно заметить, что преобладающее большинство работ выполнены белыми нитками по темно-синим тканям, и этой традиции есть объяснение – в эпоху Эдо (17-19 века) крестьяне не имели права носить яркую разноцветную одежду, однако разрешалось использовать красители из индиго, а это значит, что в каждом доме непременно были ткани насыщенного синего цвета. А так как одежда из домотканых материалов не отличалась ни прочностью, ни особым теплом, а кроме того, быстро приходила в негодность, люди начали простегивать несколько слоев ткани вместе.
У этого практичного объяснения есть и более лиричная сторона – якобы синяя ткань напоминает вечернее небо, а белые стежки подобны летящим с небес снежинкам. Возможно, именно поэтому сашико получило такое распространение именно на севере Японии, где зимой сильные снегопады действительно только и оставляют занятий, что вышивка у очага. Позднее, когда запрет на ношение ярких узорчатых тканей был отменен и цветастый японский хлопок стал доступен для всех и каждого, японские рукодельницы окончательно превратили сашико из необходимости в изысканное искусство.
За столь долгую историю существования сашико обзавелось собственной «мифологией» узоров, которой простой народ следовал с не меньшей верой, нежели вера в традиционных божеств. Например, популярный узор в виде рыбьей чешуи – «уроко» – обязательно принесет удачу рыболову, а изображение журавля или черепахи дарует долголетие.