• Авторизация


Муза двух гениев 21-11-2015 21:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Elena_ARVIK Оригинальное сообщение

Божественная Клара - муза двух гениев.

Композитор Роберт Шуман может быть и не стал бы так всемирно известен, а Иоганнес Брамс не написал своих самых проникновенных произведений, если бы им не в посчастливилось встретить на жизненном пути блестящую пианистку – несравненную Клару Вики, чья исполнительская гениальность ( она была первой исполнительницей многих их произведений) возможно помогла им подняться до божественных высот.

[568x700]

Для Роберта Шумана она была первой и единственной любовью.
Он родился в 1810 году в Саксонии в провинциальном городке Цвиккау и был пятым ребёнком в большой семье бюргеров. Однажды, услышав на концерте скрипку Паганини, будущий композитор навсегда преклонился пред музыкой. Мать любила мальчика больше других детей, но хотела, чтобы сын обучился «хлебной» профессии, она мечтала, чтобы Роберт стал юристом. Желание матери первоначало взяло верх — в 1828 году юный Шуман отправился в Лейпциг, где поступил в университет для изучения юриспруденции.
Однако с мечтой стать музыкантом молодой человек никогда не порывал. Как-то раз, прогуливаясь по городу после занятий, он решил зайти в гости к местному врачу-психиатру Карусу, где часто собирались известные музыканты. В тот вечер там был и владелец фортепианной мастерской и одновременно преподаватель игры на фортепиано Фридрих Вик со своей девятилетней дочерью, которая уже в столь раннем возрасте подавала большие надежды как исполнительница. Когда девочка села за инструмент и опустила на клавиши свои худенькие детские руки, весь дом затих, словно заворожённый, и внимал игре маленькой Клары. Сомнений не было: девочка обладала поразительным музыкальным даром.
Клара Вик появилась на свет в 1819 году и воспитывалась строгим отцом, который ушёл от жены, забрав малолетнюю дочь и её младших братьев к себе и запретив детям видеться с матерью. Тщеславный Вик ни на миг не сомневался, что его Клара станет великой пианисткой: он был одержим маниакальной идеей сделать из своего первенца — не важно дочь ли это или сын, — гениального, известного всему миру музыканта. Таким образом, Вик жаждал на века прославить своё имя.
[479x559]

Вся жизнь Клары замыкалась на музыке: ежедневные, многочасовые занятия за роялем, изнурительные упражнения, строгий режим, запрет на детские игры и забавы. Фридрих не жалел средств: к его дочери приходили самые прославленные мастера музыки, учителя письма и чтения, английского и французского языков. Всё это сделало Клару Вик не по годам взрослой и серьёзной: отец отнял у неё детство, подарив взамен всемирную известность.
Свой первый сольный концерт она дала в Лейпциге. В Веймаре она исполнила бравурную пьесу Анри Герца в честь Иоганна Гёте, который подарил ей медаль со своим портретом и дарственной надписью - "Для талантливого музыканта Клары Вик." Во время этого турне Никколо Паганини был в Париже, и предложил ей выступать вместе, но это не удалось из-за вспышки холеры.
:
На следующее утро после увиденного выступления маленькой пианистки Роберт Шуман стоял у двери дома Виков и умолял главу семьи быть его учителем. В тот день он стал учеником знаменитого музыкального педагога Фридриха Вика и из беззаботного юноши превратился в трудолюбивого ученика, часами занимавшегося музыкой.

[546x631]

Огромные, грустные глаза Клары не давали юноше покоя. Его сочувствие к «печальной Кьярине», а также восхищение её гениальностью переросли вскоре в настоящее, сильное чувство.
В 1836 году, когда Кларе исполнилось шестнадцать лет, Шуман впервые объяснился ей в любви. «Когда ты меня поцеловал тогда, — вспоминала она в своих письмах намного позднее, — я думала, что потеряю сознание… я едва удержала в руках лампу с которой провожала тебя к выходу». Девушка, уже давно питавшая нежные чувства к молодому пианисту, сразу же ответила взаимностью.
Влюблённым приходилось скрывать свои отношения, прячась и обманывая старого Вика. Тем не менее подозрительный отец вскоре обо всем узнал. Понимая, чем может обернуться для него роман Клары, Вик увёз дочь из города, и более чем полтора года влюблённые не имели ни малейшей возможности встретиться. Даже переписка была им строго запрещена. В дни разлуки Роберт Шуман, тоскуя по «маленькой Кьярине», написал лучшие свои «Песни», которые впоследствии принесли ему мировую славу.

[700x525]

В 1837 году, когда Вики вернулись из продолжительного турне в Лейпциг, Клара написала любимому нежное письмо, передав его через общего друга Эрнста Веккера. С тех пор их тайные письма пересылались через знакомых, которые изо всех сил старались помочь влюблённой паре облегчить их страдания.

"Для меня дороже всего на свете - Вы...Пишу в день Авроры. Ах, если бы нас разделяла всего одна заря! Главное, верьте твердо, что сбудется то, чего мы хотим и сообразно чему действуем. Об этом письме не говорите никому; иначе можно все испортить.
Итак, не забудьте «да». Я должен иметь эту уверенность, прежде чем смогу думать о дальнейшем.
Верю всею душой тому, что здесь написано, и скрепляю моим именем.
Роберт Шуман. Лейпциг, 15 августа 1837 г.



В возрасте 18 лет Клара Вик провела серию концертов в Вене. Ведущий австрийский поэт того времени Франц Грильпарцер написал стихотворение под названием "Клара Вик и Бетховен".
"....Духи витают вкруг неё, покорны воле невинного изящного созданья, в чьих белых пальчиках живёт такая сила."
Её концерты в Вене проходили с большими аншлагами, публика полюбила её, критики наперебой писали хвалебные рецензии на её выступления, коллеги-музыканты так же отмечали её талант. 15 марта 1838 г. она была удостоена титула "Императорский и королевский камерный музыкант", самой высокой музыкальной чести Австрии.

[416x604]

Иногда друзья организовывали тайные встречи Роберта и Клары, и делалось это столь искусно, что даже суровый и бдительный Фридрих Вик долгое время не замечал пылкого любовного романа своей дочери.
Когда же Шуман, пожелавший сделать открытой связь с любимой, пришёл к старому Вику, чтобы просить руки его дочери, тот в ярости выгнал бывшего ученика из дома и запретил подходить к «его гениальной Кларе». Отчаявшись, молодой человек пошёл на последний шаг, обратившись с согласия Клары в суд, где отец возлюбленной публично обвинил поклонника дочери в пьянстве, разврате, плебействе и безграмотности. Композитор опроверг клевету обозлённого Вика, и суд вынес решение о возможности брака между влюблёнными вопреки запрету строгого папаши.

Роберт и Клара обвенчались в маленьком костёле близ Лейпцига 12 сентября 1840 года. Поселились Шуманы в крохотном домике на окраине города. Клара давала концерты, Роберт сочинял музыку, а в свободное время они преподавали в консерватории. Знаменитые «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины». «Грёзы любви» Шуман создал именно в это счастливое время.


Когда четыре года спустя супруги отправились в совместное турне по городам России, в Петербурге состоялся грандиозный концерт прославленной европейской пианистки. На следующий день газеты писали: «К нам приехала несравненная Клара со своим мужем…» Вернувшись домой, Шуман был подавлен и разбит, он всё больше уходил в себя, становился замкнутым и нелюдимым: «…Моё положение рядом со знаменитой женой становится всё унизительнее… Судьба смеётся надо мной. Неужели я просто муж Клары Вик и ничего больше?»
[450x630]

В семье рождались дети, Клара успевала быть не только хорошей женой и матерью, но и прекрасным музыкантом. Профессиональная деятельность Клары Шуман сводила ее с ведущими музыкантами времени, включая Мендельсона, Шопена и Листа, одним из частых её партнёров по работе стал скрипач Йозеф Иоахим. Она, продолжая давать концерты по городам и весям, старалась помочь мужу: окружила его заботой, терпеливо переносила нервные срывы, которые усугублялись с каждым днём.
[467x602]

Проживая уже в Дюссельдорфе, семья Шуманов познакомилась с начинающим музыкантом Иоганнесом Брамсом (1833–1897), который до конца жизни супругов оставался их верным и искренним другом. Он очень нежно и тепло относился к Роберту, а к Кларе испытывал чувства более, чем дружеские.
Когда 1 октября 1853 года молодой, худощавый Брамс появился на пороге их дома, хозяин записал в своём дневнике: «Визит Брамса (гений)».

[663x364]


Тем временем здоровье Роберта ухудшалось: всё чаще впадая в нервную меланхолию, он не хотел видеть даже «любимую Клару». Всё сильнее давали о себе знать признаки наследственного душевного недуга, которым страдали его сестра и отец. Шуман уходил из реального мира в свой собственный, созданный воспалённым воображением мир, посещал кружки магии, стал увлекаться спиритизмом и мистикой.
Больного композитора мучили слуховые галлюцинации, иногда он даже не узнавал детей и жену, а однажды, пытаясь избавиться от маниакально преследовавших его образов, бросился с моста в Рейн. Посиневшего от холода, потерявшего сознание Шумана вынесли на берег прохожие.

[500x697]


После этого случая, опасаясь причинить вред Кларе и детям, теряющий рассудок гений попросил поместить его в психиатрическую клинику. Там он провёл два мучительных года, где постепенно сходил с ума: впал в глубокую депрессию, отказывался разговаривать, есть и пить — боялся, что его отравят. Лишь когда его навещал преданный Брамс, Шуман соглашался выпить глоток вина и съесть кусочек фруктового желе.
Брамс стал другом Кларе на всю жизнь, поддерживая её во время болезни Роберта, советуясь с нею о новых композициях, даже ухаживал за их маленькими детьми, когда она отправлялась на гастроли.

Роберт Шуман умер 29 июля 1856 года от общего истощения организма.
После смерти супруга на руках Клары остались восемь детей. Первое время Брамс оставался рядом с Кларой и помогал ей. Спустя полгода он вернулся на родину в Гамбург. Все знавшие Брамса понимали, как трепетно любит молодой композитор вдову Шумана. Друзья и близкие ожидали, что они вскоре поженятся. Но этого не произошло по вполне объяснимым причинам.

[700x461]
Во-первых, будучи на четырнадцать лет старше Иоганнеса, Клара относилась к нему как к ребёнку и питала в отношении него по-матерински нежные чувства. Во-вторых, молодой, подающий надежды двадцатитрёхлетний мужчина мог испугаться непростой семейной жизни в окружении всегда очень занятой жены и восьмерых детей. Некоторые были убеждены, что Брамс побоялся гениальности «несравненной Клары», которая всегда, как это было и с Шуманом, затмевала его талант. Так или иначе, но Иоганнес Брамс покинул Дюссельдорф один, он так и не решился предложить Кларе выйти за него замуж, хотя всегда оставался надёжной опорой.
Возможно именно из-за своей преданности великой пианистке композитор так и остался неженатым.
Клара Шуман пережила мужа на сорок лет и посвятила себя преимущественно интерпретации его работ.
Она сыграла особую роль в восстановлении концерта Ре-минор Брамса. До самой смерти Клары, в течение сорока лет, друзья вели непрерывную переписку.
В 1878 г. она была назначена преподавателем фортепиано в консерваторию Хоха во Франкфурте-на-Майне, эту должность она занимала до 1892 г. и внесла большой вклад в совершенствование современной техники игры на фортепиано.
Клара Шуман сыграла свой последний публичный концерт 12 марта 1891 г. во Франкфурте, на котором исполнила "Вариации на тему Гайдна" Брамса.
26 марта 1896 г. у неё случился инсульт и она умерла 20 мая 1896 г., в возрасте 77 лет.
Похоронена в Бонне вместе со своим мужем Робертом Шуманом.
[630x418]
Брамс очень тяжело переживал её уход. Через год он умер.

Закономерность или прихоть судьбы – при жизни Клара затмевала известностью обоих своих мужчин, теперь же имена Шумана и Брамса знает каждый, кто хоть мало-мальски интересуется классической музыкой, а о Кларе Вик помнят только специалисты-музыковеды.
( исп. статья Анны Сардарян из серии «Великие истории любви», письма Шумана http://www.olofmp3.ru/index.php/Details/Klara-Shuman.html
http://www.pozdravleniya.biz/lubov/lubovnie-pisma/86.html
Роберт Шуман «Грезы»





Johannes Brahms - Hungarian Dance N 5







Серия сообщений "Музы":
Кто были те, кто волновал поэтов ?...

Что нам сейчас их святость иль грехи?!

И все-таки спасибо им за это

Святое вдохновение поэта,

За пламя, воплощенное в стихи!

Часть 1 - Встреча на Тверском бульваре
Часть 2 - Когда порой влюбляется поэт...
...
Часть 7 - Загадка Веры.
Часть 8 - "Елисавету втайне пел..."
Часть 9 - Божественная Клара - муза двух гениев.
Часть 10 - "Майе Плисецкой - вечно и неизменно"


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Ramata 25-11-2015-16:06 удалить
Такие женщины и вдохновляют мужчин на творчество
Elena_Putina 25-11-2015-18:40 удалить
Ответ на комментарий Ramata # Да, действительно, вдохновляли. Этот пост взяла себе, т.к. очень люблю Брамса, особенно Венгерский танец, вот и сейчас пишу ответ и наслаждаюсь.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Муза двух гениев | Elena_Putina - Дневник Elena105 | Лента друзей Elena_Putina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»