• Авторизация


Бенедикт Спиноза. "ЭТИКА". 23-06-2018 07:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов Я называю рабством. Так как могущество души определяется одной только её познавательной способностью, то только в одном познании найдём мы средства против аффектов и из этого познания мы выведем всё, что относится к блаженству души.

Способности души являются способностями тела. Обратное также верно. Душа по своей сути - это прежде всего идея собственного тела. Функция души - познавать и составлять собственное мнение об окружающем мире посредством знания состояний собственного тела.

Человек познаёт самого себя только через состояния своего тела и их идеи.

Кто воображает, что предмет его ненависти получил неудовольствие, будет чувствовать удовольствие; наоборот, если он воображает, его получившим удовольствие будет чувствовать неудовольствие; и каждый из этих аффектов будет тем больше или меньше, чем больше противоположный ему аффект в том, что он ненавидит.

Порядок и связь идей, утверждает Б. Спиноза, совпадают с порядком и связью вещей ( телесных состояний, образов вещей).
Все люди родятся незнающими причин вещей и стремящимися к полезному для себя. При этом они осознают прежде всего свои желания и аффекты и, не зная их причин, считают себя свободными. Но природа аффектов такова, что одна и та же вещь может быть причиной несовместимых и тем не менее одновременно истинных оценок. Тот, кто руководствуется только аффектами, обречён на субъективизм и произвол в определении и достижении собственных целей, на душевные колебания и тревоги по любому поводу. Такой человек никогда не способен вырваться из своего порочного аффективного круга, когда избавление от одного аффекта возможно только при образовании более сильного аффекта и так далее вплоть до полной потери всякой способности управлять самим собой. Только разум способен указать человеку, в чём состоит его истинное удовольствие и неудовольствие, благо и зло. При чём разум указывает эти цели как всеобщие, имеющие смысл ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ. Значит, ТОЛЬКО РАЗУМ способен объединять людей, аффекты же, будучи всегда субъективными и произвольными - НИКОГДА!! Только РАЗУМ способен сформировать адекватную идею о собственном теле, а с её помощью и идеи о других телах. Следовательно, только разум способен заменить аффект являющийся смутной идеей о состоянии тела, соответствующей адекватной идеей и избавить душу от аффективных конфликтов, волнений и тревог.
Главным результатом успешного разрешения аффективного конфликта становится УСТРАНЕНИЕ аффектов, НЕСОВМЕСТИМЫХ с всеобщими критериями разума, достижение душевного спокойствия, восстановление соответствия между порядком и связью идей в нашем разуме и порядком и связью состояний нашего тела. Разрешая аффективные конфликты ИМЕННО ТАКИМ ОБРАЗОМ, мы доказываем свою принадлежность единой природе, способность понимать и достигать её цели. ИМЕННО в ЭТОМ заключается ПОДЛИННАЯ, т. е. РАЗУМНАЯ СВОБОДА человека.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бенедикт Спиноза. "ЭТИКА". | lisicynlisicyn - Дневник lisicynlisicyn | Лента друзей lisicynlisicyn / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»