Портрет Якоба де Гейна III
«Портрет Якоба де Гейна III» — картина Рембрандта, написанная в 1632 г.
Упомянута в Книге Рекордов Гиннесса как наиболее часто похищаемое полотно и носит прозвище «Рембрандт на вынос». Также упоминается под названием «Портрет Якоба III де Гейна».
[показать]
Рембрандт ван Рейн
Портрет Якоба де Гейна Третьего. ок. 1632
Jacob de Gheyn III
дубовая доска, масло. 29,9 × 24,9 см
Далвичская картинная галерея, Лондон
Заказчик
Заказчик Якоб де Гейн 3-й (ок. 1596—1641) был художником и третьим в роду подряд, носившим это имя. Его дед был миниатюристом и живописцем по стеклу, а отец гравером и графиком. Благодаря богатому наследству он не утруждал себя работой.
После путешествия в Лондон в 1618 г. в компании с Константином Хёйгенсом и в Швецию в 1620 г. Якоб де Гейн III обосновался в Утрехте, где и прожил до самой смерти. Он покровительствовал Рембрандту, в частности, приобрел у него «Учёный спор».
Модель идентифицируется по надписи на обороте. Константин Хёйгенс в стихотворных строчках, посвященных портрету, едко критиковал не очень явное портретное сходство.
Парное изображение
К этой картине имеется парное изображение — «Портрет Морица Хёйгенса» (ныне в Гамбурге), брата упомянутого выше Константина.
Де Гейн и его друг Мориц Хёйгенс, служивший секретарем Госсовета, заказали Рембрандту два своих портрета, вероятно в Гааге, попросив написать их в одном формате.
Рембрандт выполнил заказ, использовав в качестве основы для картин одну доску. Друзья на портретах одеты в похожую одежду и обращены лицом друг к другу.
Они договорились, что тот из них, кто умрёт первым, унаследует картину умершего, чтобы не расставаться и в смерти (об этом говорит надпись на обороте). Так и произошло, когда де Гейн скончался первым в 1641 году.
Рембрандт использовал остаток доски для написания третьей картины — своего автопортрета (1632, галерея Монте-Карло). Все три работы воссоединились вновь на выставке в Далвичской галерее в 2006 г.
«Портрет Морица Хёйгенса», Кунстхалле, Гамбург
[показать]
«Автопортрет», 1632, Монте-Карло
Кражи
Эта картина — одна из самых маленьких по размеру работ художника, с чем и связаны многочисленные попытки её воровства. Портрет носит прозвище «Рембрандт на вынос» (Takeaway Rembrandt), так как с 1966 года её крали 4 раза — это рекорд для живописного полотна.
Обнаружена на скамье кладбища в Стрэтхеме, Англия.
Найдена на багажнике велосипеда.
с 14 августа по 3 сентября 1981. Возвращена, когда полиция задержала такси с 4 мужчинами, имевшими её при себе.
с 1983 по 1986. Вор спустился с потолка, разбив стеклянную крышу. Возвращена через три года, в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии в Мюнстере, Германия.
Каждый раз картина возвращалась анонимно и никто не был обвинён или осуждён за её исчезновение.