Жены художников, чьи имена связывают
с Булгаковым, Эйнштейном, Стравинским
Вера Судейкина-Стравинская
Удивительные личности, невероятные судьбы Веры Судейкиной с ее знаменитыми «правилами жены художника», Натальи Якуловой, с которой Булгаков «списал» Геллу в «Мастере и Маргарите», и Маргариты Коненковой, агента под оперативным псевдонимом «Лукас».
[показать]
Сергей Судейкин. Портрет двух девушек (фрагмент). 1921
Пожалуй, ни один художник не обходился без Музы, которая умела вдохновить, окрылить — или приземлить.
Некоторые из них были способны разжечь талант и сеять новые идеи буквально повсюду, очаровывая и покоряя, жонглируя при этом искрометными мыслями.
И такую Музу — красивую, умную, самостоятельную личность — был способен удержать подле себя далеко не всякий художник.
Вера Судейкина-Стравинская
Дочь француза и шведки, Вера де Боссе (1888−1982) получила прекрасное образование. Она окончила гимназию с золотой медалью, училась музыке, поступила в Берлинский университет, где изучала естественные науки, а чуть позже — историю искусства и архитектуру.
Невероятно привлекательная, Вера всегда имела множество поклонников. Ее первый брак с неким Люри распался после ужасного скандала с родителями. Второй раз Вера сменила свою фамилию на Шиллинг и стала женой актера Московского художественного театра.
Особой славы Роберт Шиллинг не стяжал, играя роли второго плана. Зато Вера окончательно увлеклась артистическим искусством — у нее была и внешность, и талант. Она поступила в балетную школу Нелидовой, стала сниматься в кино, апозже поступила в Камерный театр к Таирову.
Вера де Боссе
Сергей Юрьевич Судейкин
1921
Именно в театре Вера познакомилась с будущим мужем, художником Сергеем Судейкиным. Снова буря чувств, снова смена приоритетов: Вера будто «примеряла» мужчин к себе, осваивая новые образы.
В 1916 году она уехала с Судейкиным в Петербург, оставила сцену, стала преданной Музой художника и даже стала рисовать сама. Александр Бенуа в дневниках пишет:
«…Судейкин, видимо, по уши влюблен — и, не стесняясь ее присутствием, воздает ей неистовые хвалы. Уверяет, что она его спасает, отучила от пьянства, от „дурной жизни“».
Вера Судейкина. Фото П.Шумова. Париж. 1921 год
Вера Артуровна с головой погрузилась в жизнь Судейкина, и даже составила «Обязанности жены художника». Вот они:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, ее замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физически идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Портрет Веры Судейкиной
Сергей Юрьевич Судейкин
1924
Из феерии любовных связей каждого из супругов, в которой присутствовала и первая жена Судейкина, красавица балерина Ольга Глебова, и поэт Михаил Кузмин, Сергея и Веру выталкивает ветер грядущей Революции — они уезжают в Крым. Потом будет Тифлис, Баку, Батум…
К слову, дамы в те далекие времена вели альбомы и дневники. Альбом Веры Судейкиной тех лет, который она создавала с помощью творческих друзей семьи (с их стихами, заметками и рисунками) был впервые издан в Америке в 1995 году.
Приводим фото несколько страниц: оцените этот воистину уникальный документ.
В 1920 году Судейкины приезжают в Париж. Здесь, зимой 1921 года, Сергей Дягилев знакомит Веру с Игорем Стравинским. Между ними завязывается роман, однако композитор не желает расставаться ни с женой, ни со своей вновь обретенной Музой.
«Я не способен ничего делать. Могу только думать о тебе и сочинять музыку, такую музыку, которая связана с тобой. Что нам делать с тобой? Что нам делать…» — пишет Стравинский.
[показать]
Кабаре «Привал комедиантов» («Моя жизнь»)
Сергей Юрьевич Судейкин
1916
Вера становится доверенным лицом композитора и остается рядом с ним. При этом не забывает о собственных интересах: магазин модных аксессуаров «Tulavera», который она открывает в альянсе со своей подругой-художницей Даниловой (Тулой), приносит ей и доход, и известность в театральных кругах.
Жена Стравинского, Екатерина Гавриловна, была в курсе амурных дел своего мужа. Тем не менее, Стравинский семью сохранил, и этот «триумвират» продолжал существовать вплоть до кончины его жены от туберкулеза в 1939 году.
Игорь и Вера Стравинские. Голливуд, 1947 год.
Фото Loomis Dean для Life Magazine. Источник фото.
Похоронив жену, Стравинский уезжает в Америку; Вера едет вслед за ним. И через год выходит за него замуж. Жениху — 58 лет, невесте — 52. И это — союз до конца дней.
Вера Артуровна не станет писать новых «Обязанностей жены», но, будучи женой гения, останется личностью.
В 1945 году она образует еще один деловой альянс и откроет в Беверли-Хиллс художественную галерею «La Boutique», где будут выставляться Дали, Шагал, Пикассо.
Она не забросит кисти и краски — вернется к живописи, будет много выставляться по всему миру.
Работа Веры Судейкиной-Стравинской. Источник: inartsantafe.com
Она не забросит кисти и краски — вернется к живописи, будет выставлять свои работы по всему миру. Сегодня работы, обозначенные «Vera Stravinsky (1888 — 1982)» можно встретить в аукционных каталогах.
[показать]
Bера Стравинская, президент США Джон Кеннеди с супругой Джеки и Игорь Стравинский у входа в Белый Дом.
1962 год. Фотограф Abbie Rowe..
Автор: Рита Лозинская