Недалеко от Клуни в этой южной части Бургундии, богатой дворцами и храмами, замок Корматэн без сомнения является одним из самых красочных сооружений региона, а также одним из самых успешных творений стиля Людовика ХIII
[показать]
Ренессансный замок Корматен и его парк и водоемы составляют великолепный гармоничный ансамбль, находящийся в городке Корматен в районе Макона.
Построенный в начале 1600 по признаку старинной крепости, замок обязан своим появлением сеньору и барону Антуану Дюкселю, который - как утверждает традиция – заказывает знаменитому архитектору Жаку Андруэ дю Серсо план жилья, отражающий стиль эпохи: среди других здесь снова находят выступы, белокаменную кладку и высокие крыши из шифера, создающие обворожительную многоцветность.
Стремясь укрепить свое новое социальное положение, барон построил замок в ренессансном стиле, придав ему черты военного сооружения (отделка цоколя необработанным камнем, башенки по углам, бойницы).
В 1620-ые годы дом изысканно украшается, в частности «золотые покои», которыми и сейчас можно всегда восхищаться: раскрашенная обшивка стены, плафоны на французский лад, картины и скульптуры, типичные для маньеристской эпохи.
Замок принадлежал семье Дюксель, из рода которой происходила сама Мария Медичи.
В середине XIX века, Корматэн принадлежит семье Лакретель. Когда позднее жилище переходит в руки Рауля Ганзбурга, директора оперы Монте-Карло, оно принимает самых великих музыкантов эпохи (Карузо, Шаляпин, Массне). После некоторого опустения, в 1984 г. замок был приобретен любителями искусств, которые с удовольствием его реставрируют.
Благодаря стараниям специалистов, восстановивших этот дворцово-парковый ансамбль в 1990 г., все здесь пронизано духом XVI в. - тихие воды прудов, зелень и цветочные клумбы парка и лабиринт.
Пейзаж парка удачно дополняет протекающая невдалеке речка, канал с плотиной и растущие по берегам двухсотлетние липы, образующие живописную аллею Ламартина. Название не случайно, известный французский поэт действительно бывал в этих местах.
Обширная реставрация позволила восстановить уникальные объекты: парк Планет, где деревья и аллеи построены в соответствии с планетарной системой. Парк в 12 га засаживался в течение двух столетий. Был заново разбит огород, в котором растут овощи и цветы.
Передний двор замка обрамляют основной жилой корпус и расположенное к нему под прямым углом северное крыло. По трем углам здания – квадратные в плане пристройки, слегка выступающие из архитектурного массива, по внешним углам которых размещены декоративные башенки с конусовидными крышами. Западный фасад основного корпуса украшен ордерными элементами.
Вход в него устроен через дорический портик, над которым расположен фронтон со скульптурным бюстом. К портику подводит пятиступенное крыльцо.
Северное крыло замка имеет портик с ионическими пилястрами, в центре этого крыла находится металлическая лестница – древнейшая в своем роде, из тех, что сохранились во Франции.
Комнаты цокольного этажа сохранили резные деревянные трубы; их стены покрыты панно из кордовской кожи, а подвесные потолки искусно расписаны; мебель здесь также 17 века, интерьер украшают картины известных французских, голландских и испанских живописцев, среди которых, в частности, работы Веласкеса и ван де Вельде Младшего. Потолок кунсткамеры расписан под небо, а комната святой Кикилии отделана лазуритом и позолотой, отражающими свет, что облегчает чтение при свечах..Вблизи замка разбит парк площадью 12 гектар с боскетами, цветочным партером и большим лабиринтом из живой изгороди. С 1620 года здесь был сад, в который в 18 веке после Войны за независимость были привезены деревья из Америки (тюльпанное дерево, болотный кипарис и другие), но в начале 19 века он был уничтожен, а землей, добытой на его месте, засыпали рвы, окружающие замок. Сад был воссоздан в 1990 году, когда почва была перенесена обратно.
[показать]
В 1995 году замок получил статус исторического памятника. Сейчас он находится в частной собственности, но открыт для посетителей.
[показать]
[показать]
В 1620-ые годы дом изысканно украшается, в частности «Золотые залы», самое богато расписанное помещение эпохи Людовика XIII (1628 г.), сохранившееся в великолепном состоянии , которыми и сейчас можно всегда восхищаться: раскрашенная обшивка стены, плафоны на французский лад, картины и скульптуры, типичные для маньеристской эпохи.
[показать] Le cabinet de Sainte Cecile
Le cabinet d'harmonie


Panorama de la chambre de la Marquise
![]()



![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()



![]()

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()

![]()
![]()
Henri-Stéphane Gulczynski, La construction du château de Cormatin. Nouvelles approches sur l'historique des travaux, à propos de documents inédits relatifs à Guillaume Tabourot, p. 25-38, Société française d'archéologie, Bulletin monumental, 1996, no 154-1 (Lire en ligne) [archive]
R. Violot, Mémoire de la Société d'histoire et d'archéologie de Chalon-sur-Saône, 1940.
M. Clergeat, Le château de Cormatin en Saône-et-Loire.
https://commons.wikimedia.org/wiki/
http://caslall.ru/fra/bur/cormatin/cormatin.php
http://www.chateaudecormatin.com/les-jardins