Думаю, что среди киноманов, избалованных яркими красками современных фильмов, любителей ретро-классики становится всё меньше и меньше, не говоря уже о "великом немом".
А ведь стоит начать смотреть то, совсем старое кино - эмоций не менее, чем в наш расчетливый век, а сколько юмора! И это далеко не только Чарли Чаплин...
Например фильмы режиссера, оскароносного лауреата Эрнста Любича.
Фильмы Эрнста Любича ставят его на одну ступеньку с наиболее выдающимися кинорежиссерами в истории кинематографа. Его комедии блистают шутками и смехом, но в них есть место и слезам.
Некогда, в 1947 году, похороны безвременно ушедшего Эрнста Любича назвали смертью Голливуда. Нет, конечно в Голливуде кино продолжает сниматься, но...
Но путешествие по созданному Любичем миру, полному искрометного юмора, изящества и свойственного его фильмам особого очарования, заставляет, одновременно как восхищаться, так и грустить о чем-то прекрасном и, увы, утраченным современным кинематографом.
Уже писала о фильме Любича Ниночка с Гретой Гарбо, и вот еще один замечательный фильм, с очень знакомым сюжетом: Танцующая кукла, изготовленная мастером по образу и подобию красивой девочки, трое вечно жующих толстых и злобных персон, и даже связка шаров, на которой по небу проносится человек...
Даже подумала, что, возможно Олеша свою книжку про Трёх толстяков написал под впечатлением этого фильма...по времени - совпадает (фильм 1919 г., а "Три толстяка" написаны в 1924-м).
А мог ли Олеша увидеть этот немецкий фильм в своей Одессе? Возможно и мог, и вы посмотрите, очень трогательно и остроумно.
Кукла, оригинальное название: Die Puppe
Фильм - совершенно очаровательный. Антиквариатом совсем не смотрится, но все же немой, к сожалению в данном варианте субтитры не на русском. Для того чтобы разобраться в сюжете несколько подсказок:
Главной темы «Трёх толстяков» — борьбы трудового народа с угнетателями в этой сказке нет, а есть всего лишь старый барон, который хочет женить Ланселота - племянника и единственного наследника. Молодой человек, напуганный количеством и агрессивностью претенденток, укрывается в монастыре. Монахи, прознавшие про богатое приданое, которое сулит барон в случае женитьбы Ланселота, придумывают хитроумный план, как холостяку остаться холостяком и при этом заполучить дядюшкин куш - женить племянника на кукле...
Вот и кукла, по образу и подобию дочки кукольного мастера Илария
Девочка как девочка... Её зовут Осси
Осси Освальда очень талантливая немецкая актриса , а это одна из ее лучших ролей. до 1929 года довольно успешно снималась в комедиях.
Наступление эры звукового кино положило конец карьере Осси.
Умирающий дядюшка-барон, которому не терпится понянчить внучатых племянников
племянник Ланселот, который не хочет жениться
Претендентки на его руку, сердце и кошелек
В итоге Ланселот скрывается от "невест" в монастыре у "трех (и более) Толстяков" - монахов
Алчные монахи и придумывают план - женить Ланселота на кукле, а наследство барона присвоить себе.
Ланселот в кукольном царстве мастера Илария в поисках невесты.
Вот и сам мастер Иларий со своим подмастерьем
он только что сделал свою лучшую куклу
для куклы позировала дочка мастера Осси
Кукольный механизм
Кукла даже умеет танцевать
Но подмастерье случайно ломает куклу
тем временем мастер Иларий предлагает покупателю Ланселоту своих кукол
но Ланселот выбирает лучшую - Осси.
То , что это настоящая девушка, знает только провинившийся подмастерье...
Ланселот женится на кукле - Осси
Веселая свадьба в дядюшкином дворце
наследство получено
можно ехать в монастырь к монахам
но и в монастыре продолжаются танцы
Молодую жену Ланселот использует в качестве вешалки
но тут пробегает мышь...
побег из монастыря...
ночная прогулка влюбленных по лесу... И вдруг!!!
Вдруг с небес прямо на влюбленных падает несчастный отец Осси мастер Илария - он всё это время занимался поисками дочери
Все счастливы, и никто не переживает из-за утраты дядюшкиного наследства, доставшегося толстым и жадным монахам.
Так кто был первый с сюжетом о кукле - Любич или Олеша?
На самом деле первым был Гофман. Его механическая кукла Олимпия из жуткого рассказа «Песочный человечек», также заменяла герою его живую возлюбленную...
И Любич, и Олеша не могли не знать об этом.
Еще пару слов об Эрнсте Любиче:
Еще в 1921 году Любича пригласили в Голливуд, но он продолжал посещать Германию.
Понимая, какие мрачные тучи сгущаются на политическом небосклоне Германии, Любич заявил в интервью корреспонденту одной из берлинских газет следующее: «Ничего хорошего в будущем здесь ожидать не приходится. И это надолго». Шесть недель спустя после этого интервью рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер. Таким образом Любич избежал всех ужасов, связанных с правлением нацистов. Ему также удалось вывезти из Германии в Штаты, пока еще это было возможно, почти всю свою семью.
Любич был одним из главных организаторов «Голливудского комитета». Он считал своим долгом находить работу людям, спасшимся от нацизма, обучать их английскому языку. Как отмечает Мэри Пикфорд, его терпение было удивительным...
В грозные годы войны Любич снимает «Быть или не быть» (To Be Or Not To Be, 1942), фильм о борьбе польского сопротивления с гестапо. В картине содержались черты политического памфлета, направленного против нацизма.
Эрнст Любич в начальных кадрах фильма "Кукла"
Эрнст Любич дебютировал в кино в 1913 году, умер 30 ноября 1947 года в Голливуде в результате шестого инфаркта.