Главным психологическим механизмом восприятия в межгрупповом(ролевом)общении является процесс общественной стереотипизации, сущность которого содержится в том, что образ иного человека основывается на складе тех либо других типовых схем(создается 1-ое воспоминание). Под соц стереотипом(аппаратом)традиционно понимается устойчивое понятие о каких-то явлениях либо людях, свойственное представителям той либо другой общественной группы.http://rybik.com.ua/catalog/igrushki-melissa-and-doug?page=2 Хоть какой соц стереотип — это порождение и аксессуар группы людей, и отдельные люди используют им только в том случае, ежели они относят себя к данной группе.
Каким образом мы воспринимаем находящийся вокруг мир?Что проистекает на шаге меж формированием вида конкретной деловитый ситуации и следующим ролевым поведением?Отображение конкретного общественного явления исполняется методом формирования в сознании человека субъективных чувственных образов беспристрастной действительности. При этом ежели субъект перцепции непрерывно встречается с циклическими ситуациями, взаимосвязанными соц явлениями, то проистекает не обычное «фотографирование» объектов наружного решетка(вижу предмет Л — создается образ а, вижу предмет В — создается образ Ь, вижу предмет С - создается образ с), а появляются целостные, создаваемые заблаговременно образы jthx явлений(довольно узреть предмет А, как автоматом строится вся вереница образов а —» 6 —» с). Этот парадокс узнаваемый нашенский физиолог П К. Анохин именовал опережающим отображением, а лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов — относительным рефлексом. Более значительные с точки зрения ориентации в настоящих житейских обстановках целостные образы соц явлений называются знаковыми системами либо значениями. Усвоенные индивидумом смысла играют роль о талонов, регуляторов поведения. Личным видом значений являются общественные стереотипы. Общественные стереотипы, таковым образом, — это матрицы, эталоны восприятия и поведения для более нередко циклических обстановок(мнение «стереотип» в первый раз было применено южноамериканским ученым Уолтером Липпманом и в переводе с греческого значит «твердый отпечаток»). Общественные стереотипы поддаются классификации. Этак, к примеру, разрешено отметить этнические, верующие, проф, идеологические, возрастные и остальные стереотипы.
Главный комплект поведенческих штампов создается в процессе социализации личности под действием макро- и микросреды, корпоративного и личного эксперимента, традиций и обычаев. При этом решающая роль тут принадлежит наружным источникам общественного познания(семья, школа и др. ). а не познавательной энергичности человека. Общественные стереотипы играют гигантскую роль в ежедневном общении благодаря цельному ряду собственных необыкновенностей.
1. Они предопределяют воспринятие конкретной жизненной ситуации, так как мы постигаем находящуюся вокруг нас социальную реальность не напрямую, а опосредованно, чрез призму сформировавшихся в нашем сознании либо усвоенных снаружи соц штампов.
Показательным в этом отношении является опыт, отчерченный популярным психологом А. А. Бодалевым [6, с. 39]. В ходе опыта группе зрелых испытуемых были показаны некоторое количество фото. Соучастники опыта, видавшие каждую фотографию в движение 5 секунд, обязаны были восстановить образ человека, которого они лишь что лицезрели. Показу фото предшествовала аппарат на установленный стереотип. К примеру, разговаривали: «В данный момент вы увидите портрет преступника» либо «. . . портрет героя» и т. д. Под воздействием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не чувствовали его заметного воздействия 54%, деятельно противились предлагаемому стереотипу 10,7%. Вот какие портретные свойства были предоставлены юному человеку, изображенному на фото: «Этот зверюга взять в толк кое-что желает. Разумно глядит и без отрыва. Обычный разбойничий подбородок, мешки под очами, фигура мощная, ветшающая, брошена вперед»(аппарат на стереотип «преступник»); «Юный человек лет 25—30. Личико волевое, храброе, с правильными чертами. Взор чрезвычайно кованый. Волосы всклочены, небрит; ворот рубахи расстегнут. Вероятно, это герой некий схватки, желая на нем и не боевая выкройка(одет в клетчатую рубаху)»(установка— «герой»). Полярность суждений об одном и том же человеке разъясняется тем, что фото хозяйка сообразно себе не достаточно информативна и соучастники опыта обязаны воссоздавать симптомы предложенного стереотипа.
2. Соц стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже популярным прототипом предопределяет обычную реакцию, дозволяет применять знакомую модель ролевого поведения, делать как бы автоматом. Конкретно сообразно данной фактору официальное общение с неизвестными и малознакомыми людьми проистекает более сообразно стереотипу.
Этак, к примеру, у всякого наиболее либо наименее опытнейшего торговца создается комплект штампов клиентов типа «внимательный» —«рассеянный»; «придирчивый»; «вежливый»—«хамоватый» и т. д. , что дозволяет торговцу, не задумываясь, новости себя подходящим образом.
3. Любой соц стереотип подключает в разных пропорциях отображение, указание и оценку ситуации, что полностью подходит компонентам человечного «я» - интеллекта, воли и эмоций.
4. Стереотипы чрезвычайно стойки и часто передаются сообразно наследству, от поколения к поколению, даже ежели далеки от действительности. Сюда разрешено отнести, к примеру, характерную почти всем веру в хорошего короля(президента), который разом решит все трудности и сделает нашу жизнь лучше. Не с сиим ли связана неспособность почти всех россиян хватать на себя ответственность и находить предпосылки своих
проблем в себе ?
5. И в конце концов, чем далее мы от общественного объекта, тем в- большей ступени угождаем под воздействие корпоративного эксперимента и, следственно, тем сильнее и грубее соц стереотип. В качестве образца разрешено сопоставить расхожее мировоззрение о женщинах легковесного поведения и известие к ним служащих милиции, принужденных сообразно займу службы часто с ними знаться: их критика представительниц данной профессии наиболее беспристрастна.
Ограниченность собственного эксперимента, недоступность для большинства людей эмпирической испытания поступающей к ним инфы о целом ряде соц явлений формируют вероятность манипулирования соц стереотипами. Средства массовой инфы деятельно употребляют приемы формирования публичного представления(разумей: формирования подходящих соц штампов). Некие из приводимых ниже методик формирования штампов не безынтересны с точки зрения практики делового общения:
• Вешание ярлычков(в психологии и социологии этот процесс именуют стигматизацией - от лат. stigma - символ, ярлычек): человека «подгоняют» под стереотип типа «демагог», «популист», «бабник», «пьяница» и т. д. Удачно употребляется для устранения соперников в политической и деловитый жизни, излюбленное лекарство профессионалов в области интриг. В качестве контраргумента следует концентрировать интерес на недопустимости замены настоящих фактов субъективными оценками.
• «Великолепная неопределенность»: внедрение штампов?значение которых не полностью ясен и однозначен, однако вызывающих позитивные эмоции, так как тут критика превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие мнения, как «демократия», «права человека», «общечеловеческие ценности», «в заинтересованностях закона» и т. д. Вариант для общения с управлением: «Ваше заключение недемократично(преступает права человека, социальную верность)!»
• Жалоба к большинству как лекарство укрепления собственной позиции. Доминирует стеничный нюанс. Сюда относятся суждения типа «по бессчетным просьбам трудящихся. . . », «все россияне единогласно поддерживают. . . » и т. д. Для делового общения подходят доводы типа «в коллективе имеется мировоззрение. . . », «коллектив считает, что. . . ».
• Перенос: внедрение старенькых знаков, уже имеющих определенную важность. В деловом общении гиперссылка на влиятельную личность вероятна в нескольких вариантах: а)персонифицированном — гиперссылка на конкретное управляющее личико; б)обезличенном — «Вслед за тем знают !», «Сам в курсе», «И тогда я позвонил вы осознаете, кому. . . », «Обговариваем делему, и здесь зашел сам. . . » и т. д. ; в)внедрение цитат — «Ещё Сократ заявлял, что. . . ».
« Простонародность, либо «свой парень». Владеет в базе идентификацию с народом, подчиненными. Употребляется для формирования стиля управляющего. Приемы разнородны — от поездок на работу публичным транспортом по рукопожатий на улице, лобызания детей и зимнего купания в пруду.
Деперсонификация(обезличивание)общения, возникающая благодаря стереотипам, в ряде случаев не упрощает, а, против, затрудняет деловое общение, препятствует установлению неформальных отношений. В переводе на язычок общественной психологии популярная метафора «Встречают сообразно одежке. . . » значит, что «встречают сообразно стереотипу, а сопровождают — сообразно уму». В особенности актуальна данная неувязка в системе отношений «руководитель—подчиненный».
Как «сломать» стереотип, что необходимо изготовить, чтоб нас принимали не с позиций занимаемой должности, а как личность?В схожей ситуации целенаправлено применять 2 приема. 1-ый прием, условно назовем его «ищите хобби», подразумевает розыск инфы о том, чем увлекается ваш управляющий в свободное от работы время. Почаще только это политика, авто, садоводство и огородничество, семейные животные, самочувствие и т. д. Другими словами, ежели удастся отыскать совместный энтузиазм кроме работы, общение перейдет на новейший, неофициальный степень. В качестве образца вспомним новеллу О\'Генри «Деловые люди», в которой грабитель нежданно застает дома владельца, однако заместо стрельбы дело кончилось общей выпивкой, так как пара невообразимо мучались от схожей заболевания - подагры. Но следует обладать в виду, что этот прием эффективен лишь в том случае, ежели вы довольно углубленно разбираетесь в предоставленном вопросце и ваш энтузиазм является чистосердечным.
2-ой прием, тщательно изображённый в работе Дейла Карнеги «Как заслуживать товарищей и показывать воздействие на людей», еще примитивнее сообразно плану, однако труднее сообразно технике выполнения.http://rybik.com.ua/products/nabor-shtampov-mashinki Сущность его элементарна: предоставить собственный энтузиазм за энтузиазм этого человека. Как верховодило, этого достигают методом повышения самомнения делового напарника, укрепления его стиля. К примеру, ежели поставка уже оплаченной партии продукта задерживается, целесообразнее не жаловаться к совести, а элементарно учтиво сказать поставщику о том, что вы чрезвычайно высочайшего о нем представления и желали бы посоветовать его собственным знакомым, однако не сможете этого изготовить, так как он по сих времен не выполнил собственных обещаний.
Стереотип выступает не элементарно как сетка для сопоставления настоящего явления либо человека, а как стабилизатор следующего верного поведения и действенного общения. Отбор стереотипа, «техники» общения определяется чертами напарника, посреди которых более необходимыми являются те, какие разрешают отнести напарника к некий общественной группе. Эти свойства(в психологии их часто именуют причинами)воспринимаются довольно буквально. Их воспринятие и личностно окрашенное сознание лежат в базе формирования главного воспоминания и, следственно, регулирования поведения человека в начальном периоде общения. Совместно с тем, так как другие черты человека элементарно прогнозируются, «достраиваются» к главным, в этом кроется возможность оплошности.
Стереотипы создаются под воздействием последующих главных причин: преимущества, привлекательности и дела к нам.
Действие фактора преимущества имеет место быть почаще только в критериях неравенства партнеров в той либо другой сфере — общественной, интеллектуальной, грошовой и др. Сущность его в том, что человек склонен регулярно переоценивать разные свойства тех людей, какие превосходят его сообразно какому-то существенному для него параметру. Ежели же он владеет дело с партнерами, которых он, сообразно его понятию, в чем-то превышает, то он их недооценивает. По другому разговаривая, проистекает или общественная недооценка, или общественная переоценка напарника. При этом преимущество укрепляется сообразно какому-то одному параметру, а переоценка(либо недооценка)проистекает сообразно почти всем характеристикам. Данная методика восприятия затевает действовать не при каждом, а лишь при вправду принципиальном, важном для нас неравенстве(это имеют все шансы существовать достояние, рост, телесная мощь, разум, образование и т. п. ).
Устройство восприятия при действии фактора привлекательности реализуется сообразно той же схеме, что и при действии фактора преимущества. Чрезвычайно почти все зависит от такого, нравится ли нам компаньон сообразно общению либо недостает. Ежели человек нам снаружи нравится, то сразу мы расположены полагать его неплохим, разумным, увлекательным и т. д. , г. е. переоценивать его психологические свойства. Южноамериканский психолог А. Миллер, отобрав фото людей прекрасных, «обыкновенных» и неприглядных, показал их группе парней и дам и умолял их высказаться о внутреннем мире всякого из тех, кто был изображен. Более прекрасные были оценены и как наиболее убежденные в себе, счастливые и чистосердечные, уравновешенные, инициативные, ласковые, т. е. наиболее состоятельные религиозно, чем неприглядные и даже «обыкновенные». Таковым образом, причина привлекательности гарантирует реализацию последующей схемы: чем более снаружи привлекателен для нас человек, тем лучше он для нас во всех отношениях. Ежели же он непривлекателен, то и другие его свойства недооцениваются. Совместно с тем не следует забрасывать, что в различные эпохи у различных народов существовали и есть свои мерила красы. Притягательность невозможно полагать лишь личным впечатлением, она быстрее перемещает соц нрав. Потому знаки привлекательности нужно находить до этого только не в том либо другом разрезе глаз либо цвете волос, а в соц смысле такого либо другого признака человека. Так как имеется одобряемые и неодобряемые социумом либо конкретной общественной группой типы наружности. И притягательность — не что другое, как ступень приближения к типу-внешности, очень одобряемому той группой, к которой мы принадлежим. Признаками привлекательности являются не лишь характеристики наружности(краска глаз, овал личика, фигура и др. ), однако и стремления человека смотреться социально одобряемым(одежка, прическа, стиль поведения и др. ).
Причина дела к нам действует таковым образом, что люди, отлично к нам относящиеся, оцениваются лучше тех, какие к нам относятся нехорошо. Знаком дела к нам, запускающим подобающую схему восприятия, является все, что свидетельствует о гармонии либо разногласии напарника с нами. Соц психологами известно, что чем поближе постороннее мировоззрение к личному, тем больше критика высказавшего это мировоззрение человека. Это верховодило владеет и обратную силу: чем больше оценивается кто-то, тем большее схожесть его взоров с своими от него ждут. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» так велика, что несогласий с убеждением позитивно относящегося к нему личика человек просто не подмечает. Принципиально, чтоб во всем было единодушие, и тогда врубается методика восприятия сообразно причине дела к нам.
Воспринятие напарника сообразно общению постоянно сразу и справедливое, и неверное: оно наиболее четкое в отношении основных в этот момент черт(возраста, общественной группы, пробного рода занятий и др. ), сообразно которым мы строим поведение, и наименее четкое" в отношении других черт. Отчего же этак проистекает?Поэтому что создание главного воспоминания — не самоцель, а стабилизатор следующего поведения. Оно нужно для такого, чтоб найти ключевые свойства собеседника и в согласовании с ними избрать определенную «технику» общения. А другие свойства, оказавшиеся не в «фокусе», элементарно достраиваются сообразно схемам. Вот здесь-то и кроется вероятность ошибок при формировании главного воспоминания.
Для такого чтоб «сработал» устройство стереотипизации, нужно поначалу поставить преимущество напарника сообразно общению. Как это изготовить?Сообразно каким признакам мы можем осуждать о преимуществе человека, к примеру, в соц либо интеллектуальном расположении?Для определения этого параметра в нашем постановлении имеется 2 главных родника инфы — наружное спецоформление человека и его стиль поведения. Наружное спецоформление подключает одежду, знаки отличия, очки, прическу, заслуги, драгоценности, а в определенных вариантах еще машинку, интерьер кабинета. Стиль поведения человека определяется сообразно походке, манере беседы, позам, жестам, взорам, преобладающим чувствам. В одежде и стилю поведения постоянно имеется составляющие, свидетельствующие о принадлежности человека к той либо другой общественной группе либо об его ориентации на какую-то группу. Эти составляющие служат знаками пакетный принадлежности и для самого представителя общественной группы, и для находящихся вокруг его людей Сознание собственного места в группе, в той либо другой иерархии, а еще расположения остальных людей во многом предопределяют нрав общения и взаимодействия. Потому различение преимущества какими-то наружными, видимыми средствами постоянно значительно.
Для нас принципиально ведать те знаки во наружности иного, какие принуждают действовать ту либо другую схему формирования главного воспоминания. Для деяния фактора преимущества главны одежка человека и целый его антураж. В одежде для нас принципиальна её стоимость. При этом под ценой одежды понимается не столько её валютное представление, насколько дефицитность и попсовость. Суровое смысл владеет силуэт одежды. На базе ряда изучений выявлено, что высокостатусным считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику, с подчеркнутыми углами(в особенности плечевыми), а низкостатусным — силуэт, приближающийся к шару, не сохраняющий проявленных углов(свитер, курточка). Для практики управленческого общения вывод явен: действие управляющего станет действеннее, ежели он станет знаться с подчиненными, будучи облаченным в взыскательную форму одежды, серьезный деловитый костюмчик. Владеет смысл и краска одежды. Высокостатусными числятся цвета ахроматической окраски, черно-белой палитры(даже некие цвета сероватого), а низкостатусными — калоритные, насыщенные и незапятнанные цвета(не считая белоснежного и темного).
На создание фактора преимущества оказывает суровое воздействие стиль поведения собеседника(как посиживает, прогуливается, говорит, куда глядит и др. ). Преимущество имеет место быть в независимости собеседника, во-1-х, от напарника(человек указывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается), во-2-х, от событий общения(человек как бы «не замечает» очевидцев, безуспешно выбранного момента, собственной бестактности, разных помех)и, в-3-х, от неписаных норм общения(разваливается в кресле, глядит не на собеседника, а в сторону, в окно, в процессе общения оглядывает свои ногти, употребляет немало особых определений и иностранных слов и др. ). Следует воспринимать, что изображение независимости собеседником воздействует лишь при нашей готовности признать эту самостоятельность обоснованной, определяемой значимостью ситуации.http://rybik.com.ua/products/opyty-dlya-deteydoslidi-dlya-ditey-nabor-elektrohimiya Таковым образом, действие фактора преимущества наступает тогда, когда человек соглашается с преимуществом иного над собой.
Притягательность — мнение соц. Отседова следует, что знаки привлекательности нужно находить в соц смысле такого либо другого признака(т. е. в одобряемости социумом либо конкретной общественной группой типа наружности). Для нас привлекателен гот компаньон сообразно общению, который жаждет приблизиться к типу наружности, очень одобряемому общественной группой, к которой мы принадлежим. Однако ещё наиболее привлекательны для нас замеченные стремления, затраченные собеседником на приобретение социально одобряемой наружности. Таковым образом, знаками привлекательности являются стремления человека смотреться социально одобряемым в какой-нибудь группе.
Для управляющего принципиально ведать, как создается причина дела к партнеру сообразно общению. Знаком дела к нам является все, что свидетельствует о гармонии собеседника с нами. Распознают прямые и косвенные симптомы согласия, создающие осматриваемый причина. К прямым признакам относят мировоззрение собеседника, подобное с нашим: чем оно поближе к нашему, тем больше критика собеседника в наших очах. Косвенными признаками служат ободряющие и одобряющие кивки, время от времени появляющаяся в подходящих местах натуральная ухмылка, возгласы «да», «вот именно», «конечно», «естественно» и др.