"Врождённый мир малыша" - эти слова часто воспринимаются как что-то неясное.http://rybik.com.ua/catalog/katalki А он может очутиться полностью приятным.
. . . В старшей группе ребяческого сада детки изображают на тему"Моя семья". Содержание у всех одна, а картинки различные. Витя нарисовал поначалу маму, позже папу и себя в саде на каруселях: освещает солнышко, плывут лодки - радостный, живописный набросок. Аня этак изобразила свою семью: стоит девченка на столе и орет:"Мать!\" А Миша нарисовал телек, усердно прорисовал антенну и провода, позже изобразил себя в кресле. "А в каком месте же мать с отцом?\" -"Они на кухне".
Витю предки обожают, к его обучению относятся основательно, малыш у их на главном месте. У Ани мать - академический труженик; она, естественно, обожает свою единую дочку, занимается с ней, однако признает, что у нее на главном месте - дисциплина, а у папы - хобби. Мишу дома шалят, все ему разрешают, однако на вопросец, кого он обожает, паренек ответил:"Аристократический турнир".
Мир малыша, как на экране, отражен в его рисунках. Разрешено узреть его и в таковой забаве: отыщите ребяческую книгу, которую вы ещё не читали ему, с картинами, резво изображающими отнощения меж зрелыми и детками, предложите ребенку выдумать рассказ к всякой картинке. В итоге вы спрашиваете немало увлекательного о себе, о собственном отношении к недалёким и, основное, к собственному ребенку.
В нашем постановлении были не лишь иллюстрации ребяческих книжек, однако и умышленно выбранные рисунки с изображениями обстановок и настроений неопределенного нрава. Вот паренек посиживает за столом, перед ним - скрипка, личико у него не то задумчивое, не то печальное, не то сонное - кому как увидится. Мы с Мариной Макеевой предложили детям 5-6 лет 9 таковых картинок с разными сюжетами и умоляли ребят выдумать рассказ на каждую картину. Большая часть добровольно приняло забаву. Сообразно их рассказам несложно было собрать понятие о том, имеется ли мир в семье. Вот рассказы деток о мальчугане со скрипкой.
Дима:"Паренек задумывается, как на скрипке играться. Ему лишь отдали скрипку, он ещё не знает, как на ней играться. Отдали в школе обучаться на скрипке играться. . . " Жанна:"А отчего он один?\" -"Ну, это живописец этак изображает, а на самом деле не один: с отцом, с иными ребятами, с учительницей. А у остальных ребят также скрипки, также различные приборы. . . "
Кеша:"Мальчугану надоело, все на него бранятся, поэтому что, когда кушает, он не убирает. . . Поэтому что ему не охото, а охото, чтоб убирали за ним".
Лиза:"Печальный. . . Поэтому что мать с отцом никогда не ворачиваются. Они у бабули. . . Поэтому что бабуля старая, А паренек нездоровой. Возвратятся, когда поздненько станет".
В одной и той же картинке малыш наблюдает родное. И это родное обретает он в самых разных картинах: через их воспринятие проходит часто одно и то же расположение, одна содержание. Этак, У Наташи основная содержание - паренек, который не желает изучать уроки; ему охото побренчать, а все - и зрелые, и ровесники - упрекают его за то, что он не желает обучаться. Старшой брат Наташи - в 3-ем классе. Сообразно её рассказам, брату нередко достается за нехорошие отметки, а она его сожалеет. По-видимому, данная ситуация углубленно травмирует её.
В рассказах Володи непрерывно повторяется одно расположение:"грустно. . . ". Остальных состояний работающих лиц он не принимает, правда и наружная ситуация изображения ускользает от его интереса. Складывается воспоминание, что паренек вправду не наблюдает изображенных обстановок, за исключением тем, о которых разрешено заявить: обидно. У его родителей чрезвычайно тяжелые отнощения, и паренек подрос в данной обстановке, не ведая решетка и веселья в семье. У деток из дружных семей рассказы жизнерадостны, в их немало сочувствия работающим личикам, рассказы их различаются развернутостью повествования, верностью психологических черт, неимением субъективных искажений. Детки из очевидно неблагополучных семей(почаще только в связи с алкоголизмом отца)предоставляют безжизненные, односложные рассказы, обрисовывая только наружные стороны изображаемого и те треволнения, какие поближе им самим - трудные, печальные, беспокойные.
Однако более увлекательны исключения из этого критерии. У Веры в семье тяжело: отец девченки хлебает и в её пребывании колотит мама. Тогда Религия была на его стороне и разговаривала:"Бей, бей её!\"(Сообразно рассказам мамы, ранее она и хозяйка колотила дочку. )Сейчас мама упоминает о собственном отношении к ребенку со слезами сожаления. Девченка стала её единым успокоением и помощницей, она заступается за мама и пытается её чем-нибудь повеселить. Состояние в семье тяжелое, а рассказы у Веры неунывающие, в их все изменяется к лучшему. Даже о недовольном мужчине, поймавшем кота за шиворот, она произнесла:"Поначалу был сердитый, а позже стал неплохой". В её рассказах немало сочувствия, хотения посодействовать. На вопросец, что она более только обожает делать, шестилетняя девченка ответила идейно:"Подсоблять!\" У деток из"благополучных" семей, однако лишенных подлинной любви родителей, нередки безжалостность, эгоистичность, безразличие к людям. А у данной девченки, пережившей много проблем и искренних ран, столько чуткости, доброты, веры в людей!Влюбленность и сострадание к мамы питают её душу, совершают её мощной, способной конфронтировать жизненным трудностям и справляться их. Однако это стало вероятным только опосля такого, как бессердечие мамы сменилась любовью. Она-то и разбудила в душе девченки силы, способные конфронтировать находящейся вокруг её грубости и безжалостности. Это уже симптомы духовной жизни малыша. Она невероятна без любви.
В психологии имеется мнение"дефицит любви". Надзора и изучения демонстрируют, к каким тягостным последствиям в искреннем развитии малыша приводит этот недостаток.
Вот рассказы деток из ребяческого дома, в каком месте воспитываются ребятёнки, предки которых лишены родительских прав.
У Люды в 5 рассказах проявлена лишь одна содержание:"Оставили".http://rybik.com.ua/catalog/kovrik-pazl Люди либо рыдают, либо не рыдают. У Риты к этому добавляется неизменное эмоция обиды. У почти всех деток шибко проявлены эмоция волнения, испуг темноты, волка, Женщины Яги, ужас погибели. У неких не сообразно возрасту обострена аффектация к взаимоотношениям мужчины и дамы, к их конфликтам:"Здесь тетя рыдает, поэтому что папа ушел к себе. . . Поэтому что он рассердился. . . Это мать". "Здесь папа и мать. Мать прогуливается, а дядя стоит. Бранятся. . . Поэтому что они злобные. Злобные!\" Вспомним, что такие же настроения мы лицезрели в рассказах детсадовских деток из тяжелых семей.
Детки воспринимают мир отношений в узеньком спектре минорных настроений: тоски, обиды, враждебности и ужаса. Они неточно воспринимают и настоящие дела меж людьми, желая часто проявляют огромную тонкость эмоций и внимательность. У деток из ребяческого сада, возрастающих в не плохих семьях, такового преломления восприятия не следовательно. Разрешено изготовить намерение, что оно является следствием искренних травм, пережитых ребенком.
Больной эксперимент семейных отношений обременяет врождённый мир малыша, формирует неизменное внутреннее усилие. Воспринятие их фокусируется на травмирующих переживаниях(когда у нас кое-что ноет, мы размышляем об этом, а при мощной боли все воспринимается через эту призму). Этак воспринятие решетка делается суженным, односторонним и искаженным.
Мир видется ребенку соответственно его эксперименту общения в людьми, недалёкими ему. Чем сложнее и больнее этот эксперимент, тем посильнее печать искренних травм на его впечатлениях. Мир воспринимается тогда как страшный, грозящий, злобный.
. . . На картинке из ребяческой книги изображен паровоз, за которым бегает паренек, пытаясь нагнать его. Некоторое количество деток из ребяческого дома произнесли, что паровоз желает усмирить мальчугана. В ребяческом саду таковых ответов не было.
. . . На иной картинке солнышко во целый уста смеется над мальчуганом, грозящим ему; у ног мальчугана осколки. Надя из ребяческого дома произнесла:"Солнышко не смеется, оно злится". А иная девченка выдумала рассказ о разбитом солнце.
Искренние травмы накрывают от малыша свет и красу решетка. Даже веселые действия преломляются через призму тяжелого эксперимента прошедшего и не доходят по сердца его.
Научное разъяснение этому отдал академик А. Ухтомский в уже упоминавшемся раньше мнении"доминанты". Доминанта - это главенствующий в нервозной системе либо психике очаг побуждения, который втягивает в родное русло все наружные действия. Он писал:"В распорядке самонаблюдения мы можем увидеть любой на себе, что, когда данная главенствующая направление имеется, обостряется кристально звериная аффектация и внимательность в одну сторону и как бы невосприимчивость к иным граням той же среды. В этом значении доминанта не лишь физическая предпосылка поведения, однако физическая предпосылка надзора". И дальше:"Совместно с тем она - извлечение из находящегося вокруг решетка сообразно превосходству лишь такого, что её подкрепляет. . . А это уже само сообразно себе и перемена реальности". Ежели в душе малыша доминируют тяжелые воспоминания, его доминанта"переделывает реальность", нездорово извращая её. Это, сообразно идеи Ухтомского, является предпосылкой эгоцентризма,"доминанты на себе".
Ежели ребенку недостает любви, его воротила, аналогично растению в темноте, чахнет и вянет. Появляются этак именуемые"психические отличия", трудности нрава и недостатки личности, вплоть по искренних болезней.
Ребяческий эгоцентризм не является врожденным, как считают почти все психологи. Мы зрим, что он присущ детям, лишенным любви родителей и пережившим искренние травмы. Это - не норма, вначале присущая человеку, а заболевание, недостаток добросердечного развития.
Эгоцентризм следует различать от эгоизма. Традиционно эгоизм связывают с избалованностью деток. Однако дело не лишь в этом. "Шаля" собственных деток, предки, в сущности, мало их обожают. Славно принести ребенку наслаждение, выполнив его хотение либо прихоть, досадно бичевать его, обнаруживать к нему жесткость и разборчивость. Значит, что"баловство" деток выражает рвение зрелых к лестным чувствам и выход от проблем. Однако влюбленность - это не милая чувство. Она подразумевает заботу, ответственность, смышленость в отношениях с ребенком. Она неотделима от строгости, требовательности и настойчивости в его воспитании. "Шаля" деток, предки, в сущности, не пекутся о искреннем и духовном развитии малыша. Он привыкает к неотказному ублажению желаний, и потом для него делается нормой жизни их безграничное сиюминутное ублажение; малыш не считается со средствами и способами заслуги собственных желаний, с окружающими его людьми, их нуждами и желаниями. Эгоизм - это устоявшаяся повадка существовать до этого только для себя. Он связан с избалованностью и имеет место быть в неимении любви к людям.
Эгоцентризм, как мы уже разговаривали, иного происхождения, и психологические свойства его другие. Он выражается в искаженном и суженном восприятии решетка, человечьих отношений и переживаний. Эгоцентричные детки воспринимают мир в узеньком спектре собственных отрицательных, нездоровых переживаний. Ступени эгоцентризма растут от обычный невосприимчивости к тому, что значит за рамки нездоровых переживаний малыша, по преломления восприятий сообразно типу Двойника - проекции на иного собственных личных состояний. Это не избалованные детки против, они часто лишены простой заботы и интереса. Фактор их добросердечного состояния в доминировании отрицательных переживаний, связанных с отношением к ним зрелых.
Мир в семье и врождённый мир малыша соединены прочно. Однако правильно ли полагать, что сердечное и духовное формирование малыша вполне зависит от критерий его обучения, что оно"детерминировано", как молвят почти все психологи и преподаватели, критериями находящейся вокруг его среды?От ответа на этот вопросец зависит и заключение последующего: разрешено ли образовать личность человека сообразно данному эталону,"запрограммировать" формирование личности ?
Вспомним Веру, которая выросла в чрезвычайно тяжелой семье, однако влюбленность и сострадание к мамы пробудили в её душе силы, способные конфронтировать"окружающей среде" с её грубостью и безжалостностью.http://rybik.com.ua/catalog/sbornye-modeli-aviatsiya Тут принципиально направить интерес на то, что в душе малыша укрыты неизвестные силы, и они имеют все шансы существовать разбужены. Воротила малыша не элементарно экран, отражающий наружные действия. Развитие личности наступает с этого противоборства среде и преодоления проблем.