Личностные конфигурации в подростковом возрасте так заметны и означаемы, что формируют кризисные черты в отношениях ребенка к находящимся вокруг и к самому себе.http://rybik.com.ua/catalog/derevyannye-igrushki-igrashki-z-dereva Суть кризиса в том, что рвение к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию блокируется отношением находящихся вокруг зрелых и неудачами самого ребенка.
Центральным новообразованием подросткового возраста является происхождение самосознания(Л. С. Выготский), формирование эгоидентичности(Э. Эрик-сон), какие тенденциозно переживаются как эмоция взрослости.
В учебной деловитости ребенок обучается формировать, испытывать и расценивать гипотезы, ассоциировать действительность с теми событиями, какие могли бы случится. При этом раздвигаются рубежа внутренней жизни, его мир исполняется образами-идеалами, представлениями о себе, о остальных и о мире в целом. Складывается субъективная подготовленность к хоть каким событиям в жизни и розыску собственного места в системе человечьих отношений. И в то же время проистекает понимание собственного бытия как не наполненного своими поступками, избранием, событиями.
Дети непрерывно кое-что обосновывают себе и находящимся вокруг. При этом группой помощи выступают ровесники, предоставляя ребенку образцы поведения, суждений, речи, чувств. Из всех возрастных категорий дети более только различаются конформностью, зависимостью от представления группы. При этом мальчишки почаще следуют наружным сообразно отношению к семье моделям поведения, острее противостоят семейным правилам и потребностям. Девченки более дорожат эмоциональной привязанностью к родным и сложившемуся виду жизни собственной семьи. Снижается престиж родителей и их воздействие. Ребенок глядит на родителей очами друзей, а благоприязнь с друзьями основывается на общих делах. Выигрывает та семья, в каком месте детки совместно с друзьями участвуют в общих со зрелыми хозяйственных делах, в утехах, походах, спектаклях. Ежели предки нравятся друзьям, то и личные детки гордятся ими, подражают им.
Признание прав и ответственности ребенка в семье может свести к минимуму кризисные явления возраста. Вслед за тем, в каком месте зрелые подчеркивают свои веры на содействие отпрыска либо дочери и приподнято оценивают их роль в семейных делах, детки раненько взрослеют, у их развертывается внимание и ответственность, знание делить родное время и бюджет. В таковых критериях скудная либо неполная семья делается не зоной зарубка, а зоной взросления. Детки не уходят от семьи к друзьям, однако завлекают друзей к решению семейных заморочек. Мальчишки раненько начинают находить работу и получать, девченки берут на себя семейные дела, заботы о младших.
И в особых исследованиях, и в жизненных надзорах разрешено обнаружить различную картину личного развития у подростков, располагающих материальным достатком, однако лишенных интереса зрелых, и подростков, ставших опорой семьи. Одних различает соц инфантильность, остальных - соц взросление. Данная регулярность подтверждается и картиной личного развития подростков в экстремальных критериях, к примеру в период борьбы либо в вариантах утраты кормильца семьи.
Какова же роль ровесников в личностном развитии подростков?Изучения демонстрируют, что в общении с друзьями ребенок действительно выстраивает такие дела, какие есть у зрелых. Это доверие, признание равенства, преданность другу, выполнение обязательств, взаимопомощь, хранение секретов, честность, общность взоров и интересов и т. д. Эти нормы отношений сочиняют кодекс товарищеской чести и подходят высочайшей морали зрелых. Типично, что эти нормы отношений противоположны морали повиновения, навязываемой зрелыми.
Но нередко нормы отношений с друзьями и со зрелыми у подростков не совпадают. Этак, всем популярны отговорки школьников, фантазирование «уважительных» обстоятельств невыполнения поручений либо уроков. И в то же время ЛОЖЬ друзей они считают недопустимым: «Ежели соврал и ребята выяснят, что соврал, - тогда все, тогда хоть несись из класса», - заявляет пятиклассник.
Нравственный контроль со стороны друзей воспринимается наиболее основательно, чем контроль зрелых. Потому вложение ребенка в асоциальную группу представляет суровую угроза. Таковая группа формирует препятствие нравственному воздействию зрелых. Появляется надобность поменять направление действий группы, чтоб поменять поведение ребенка. Преподавательский принцип А. С. Макаренко - воспитание личности чрез коллектив - более только подходит подростковому возрасту.
Как уже подмечалось, в подростковом периоде проистекает высококачественный сдвиг в развитии самосознания. Попытаемся подробнее открыть оглавление этого парадокса.
1. Физические процессы приводят к изменению наружного вида, и ребенок приглядывается к себе, выстраивает поновой телесный образ Я, расценивает свои способности с учетом эталонов красы и силы. Суровые треволнения вызывают маленький либо очень высочайший рост, выкройка личика, полнота, краска и длина волос и т. п. Ему необходимо признание, чтоб увериться в собственной привлекательности. К детям в совершенной мерке относятся опытные слова Э. Берна: «. . . быть прекрасной(этак же, как обладать фуррор)- это вопросец не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, естественно, воздействует на изящность личика, но только в протест на ухмылки отца либо мамы может расцвести подлинной красой личико дочери. . . Ежели предки лицезрели в собственном отпрыску глуповатого, слабенького и неловкого малыша, а в дочери - безобразную и глуповатую девченку, то они таковыми и будут».
2. Надобность брать почитаемое состояние посреди друзей вызывает анализ и самомнение своей личности как ограничение удачных взаимоотношений. Особенное интерес ребенок уделяет собственным недочетам и методикам их устранения. Рассуждения о себе стают автономным внутренним действием; наблюдается возмущение собой и пробы самовоспитания.http://rybik.com.ua/catalog/igrushki-iz-myagkogo-polimera-tm-bomik Все это подстегивается разбором взаимоотношений, какие нередко не устраивают ребенка. Растет независимость в суждениях о себе, желая саммнение случается не лишь неадекватной, однако и переменчивой. От удачных либо неуспешных поступков саммнение то необоснованно увеличивается, то грубо снижается, и ребенок ощущает себя никчемной персоною. Остальных он расценивает наиболее беспристрастно, чем себя.
Увлекательную мелочь увидели психологи: школьники 5-7-х классов расценивают себя почаще только завышенно, а учителя тех же классов расценивают их заниженно. Таковая ситуация порождает аффективные реакции подростков, завышенную отзывчивость к оценочным суждениям и ответ супротив несправедливости зрелых.
3. Под воздействием обучения, общения с друзьями, личных раздумий у подростков создается система житейских ценностей. До этого только они подражают наружным проявлениям взрослости, «привилегиям» зрелых. Это - табакокурение, спиртное, зрелая выкройка одежды и мода, декорации, шпаклевка, формы отдыха, кокетство и т. д. Все это усваивается методом воспроизведения находящимся вокруг и киногероям как самый-самый простой метод демонстрации взрослости. Наиболее «осведомленные» друзья еще приобщают «новичков» ко зрелой жизни с низкой культурой досуга в облике напрасного хождения сообразно улице, забавы в игра в карты, сексапильных игр. При этом познавательные интересы, учебная мотивация грубо снижаются, дети обеспокоены добыванием средств и идут сообразно пути преступлений. Сообразно этим Д. И. Фельдштейна, мотивом первых правонарушений почаще только выступает хотение представить себя зрелым, опытным, безбоязненным, отхватить угощение для друзей.
Мужество постоянно выступает для подростков как верховная важность. Однако оглавление данной высоконравственной категории значительно изменяется в зависимости от такого, станет она обнаруживаться в браваде, негативизме либо в природоохранных мероприятиях, в поддержании распорядка на школьных вечерах либо в участии в проведении смотров и определении фаворитов. Принципиальная точка зрения просит огромного мужества.
Фаворитные школы проводят главную работу сообразно утверждению ценности познаний в очах подростков. Досуг учащихся питается смотрами, конкурсами, интеллектуальными забавами, встречами с увлекательными людьми, вечерами интересной науки и т. д. Коридоры оформлены плакатами с интересными поручениями, вопросцами, необычными задачками, ребусами. И ежели дети, поощряемые учителем, выбирают увлекательный академический материал, сочиняют жюри, подводят результаты и определяют главенство, - в школе формируется своя интеллектуальная среда, обращающая ценностные ориентации учащихся.
4. Самосознание подростков делается суровым механизмом саморегуляции поведения. Они начинают преднамеренно учиться самовоспитанием и совершенствовать в себе определенные свойства, закалять свою волю, живучесть. Брезгают теплой одеждой, не желают «кутаться», соревнуются в том, кто подольше сумеет сдержать дыхание либо глядеть не подмигивая, выдюжить болезнь при сдавливании пальцев и т. д. Все это - ребяческие методы самовыражения во снаружи красивых деяниях, в их имеет место быть рвение к мужеству. Однако имеется и такие дети, какие в целях закалки обливаются водой в хоть какое время года либо без помощи других осваивают музыкальные приборы. Их самообладанию мог бы приревновать зрелый.
Главную роль в саморегуляции подростков играют образы-идеалы. Обожаемые их герои - люди целеустремленные, функциональные, преодолевающие суровые препятствия, фавориты в экстремальных обстановках. Для подростков типично сопереживание героям, личностное вложение в представляемую ситуацию, идентификация себя с богатырем. Мощное действие оказывают на их кинофильмы, передачи, художественная беллетристика. Калоритные образы-идеалы порождают мечты о смелых делах и профессиях, о морских странствиях, победах полицейских, пожарников, астронавтов, спортсменов, о броской жизни. По воплощения таковых желаний ещё чрезвычайно далековато, однако они воздействуют на формирование интересов, увлечений и тем самым на поведение. Этак, мечты о море имеют все шансы вызвать энтузиазм к географии и художественной литературе о странствиях. Однако имеют все шансы и не начать. Почти все инновационные дети под воздействием маркетинговых роликов грезят о странствиях в качестве путешественников и считают, что никаких познаний для этого не требуется.
Интересы подростков нередко непрочны, однако они постоянно действенны, функциональны. Дети врубаются в различные кружки, секции, даже в некоторое количество сходу. А. Барто обрисовывала это в шуточных стихах:
«Драмкружок, кружок сообразно фото -Это очень немало кое-что. Избирай себе, дружок, Один какой-либо кружок».
Ну, я избрала сообразно фото. . . Однако мне ещё и напевать ловля, И за кружок сообразно рисованью Также все голосовали.
Естественно, таковой разброс не способствует развитию возможностей, однако но несмотря на все вышесказанное дает ребенку понимание собственных способностей и перспектив предстоящей деловитости. Это - самопознание чрез практические деяния и в то же время скопление разных нужных умений.
Подростковый возраст - сензитивный период развития различных интересов. Этому содействуют присущие ребенку дотошность и любопытство. Он раскрыт для только новейшего, необыкновенного, ко всему желает приобщиться. И почти все возможности складываются конкретно из подростковых увлечений. В частности, высочайшие спортивные заслуги обеспечиваются тренировками, начинающимися в этом возрасте.
Обилие интересов, увлечений и самостоятельных занятий расширяет круг общения подростков и становит их перед необходимостью без помощи других намереваться собственный деньhttp://rybik.com.ua/catalog/sbornye-modeli Изучения демонстрируют, что таковая самоорганизация дается тяжело и детки, обозначая достойные внимания и принципиальные дела, с удивлением обнаруживают, что ничто не выполнили к сроку. Их нужно обучить намереваться родное время, и лучше только это изготовить средством вопросцев типа: «Когда ты сможешь сиим заняться ?» «Тебе удобнее по уроков в школе либо опосля ?», «Имеется ли у тебя нужные материалы ?», «Как проверишь свойство изготовленного ?» и т. п. В младших классах день определялся расписанием уроков, сейчас нужно обдумывать все самому. Однако в этом и важность подростковой ситуации развития.
Различные увлечения включают ребенка во все новейшие и новейшие группы ровесников. Формируется беспристрастная надобность существовать самим собой, выковать и предохранять собственный манера поведения, свои, желая бы простые, взгляды взаимоотношений.
Э. Эриксон именует это становлением эгоидентичности и считает его важным личным качеством, приобретаемым в подростковом возрасте.
Вообще говоря произнесенное, разрешено выделить главные веяния в личностном развитии подростков:
- понимание себя зрелым и рвение обосновать свою независимость;
- интерес всем новеньким, необыкновенным, рвение все испытать, во все врубаться собственно;
- продолжение кружка общения и укрепление значительности представления друзей при условном понижении престижа зрелых;
- изучение кодекса товарищеской чести, морали равенства супротив морали повиновения;
- активизация самоанализа, самосознания, самомнения и пробы выковать у себя желанные свойства;
- возникновение кумиров, безупречных образов, рвение воспроизводить их желая бы снаружи.
Это возраст, когда затевает строиться устройство саморегуляции в облике цепочки взаимосвязанных причин: самосознание - саммнение - самовоспитание.