Общественной обстановкой развития определяется, сообразно Выготскому, чокнутая жизнь человека на различных шагах его развития. http://rybik.com.ua/blog Сиим термином он означал «то особенное хитросплетение внутренних действий развития и наружных критерий, которое является обычным для всякого возрастного шага и объясняет и динамику психического развития на протяжении соответственного возрастного периода, и новейшие отменно типичные психологические образования, появляющиеся к его концу».
Для Л. С. Выготского человек видется зависимым от общественной ситуации развития, от остальных людей, какие её формируют. Перестройка же сознания малыша к концу какого-то периода меняет, сообразно его понятию, всю систему отношений с иными и известие к самому себе.
В современных теоретических работах(В. П. Зинченко, Д. Б. Эльконин, А. Г. Асмолов), содержащих формирование идей Л. С. Выготского, подчеркивается, что среда – цивилизация для организма – «приглашающая держава, вызов», и она «бессильна, когда иссякает врождённый, свой родник и движущие силы развития и саморазвития». Это относится и к индивидуму, и к обществу(В. П. Зинченко).
Продолжение личного сознания, личного личного роста – нужное ограничение развития человека как духовного существа. Врождённый рост человека представляет собой неприменное ограничение роста наружного. Наружный рост связан с действиями социализации, предполагающими изучение индивидумом соц норм и ценностей, исполнение требований, предъявляемых обществом.
Важная человечная надобность – существовать функциональным, кое-что исполнять, делать, осуществлять. Это означает, что человек не слаб и не немощен, он работоспособен. Это означает, что не лишь остальные действуют на него, однако и он сам повлияет на остальных людей. Родившись, малыш с каждым деньком делается все наиболее автономным, в то время как зрелые медлительно сменяют родное известие к нему. Зрелые по-всякому удерживают энергичность малыша, которому приходится примиряться «с превосходящими мощами взрослых». Но, подрастая, малыш обретает различные способности, заявляет Э. Фромм, «отплатить за поражение».
Привлекательной силой владеет не лишь то, что не было разрешено, однако и то, что было нереально. Внутренне присущее человеку хотение «проникнуть в глубины собственного общественного и естественного бытия», чтоб вырваться из тех рамок, в какие он «загнан», сообразно идеи Э. Фромма, играет главную роль. Данная надобность может существовать удовлетворена различными методами – чрез образование либо чрез поражение.
Человечий организм нуждается не лишь в неком наименьшем покое, однако и в неком численности переживания(побуждения). Отечественные психологи(Л. С. Выготский,
Л. И. Божович, М. И. Лисина)проявили, что надобность малыша в общении, во впечатлениях является базисной для развития соц потребностей малыша.
Методы и приемы стимулирования побуждения имеют все шансы существовать различными. Э. Фромм именует обыкновенные стимулы и трудные, воодушевляющие. Источниками воодушевления имеют все шансы начинать натура, музыка, беллетристика, встреча с увлекательным и обожаемым человеком.
Сопереживание – трудные стимулы. Желание – обыкновенные стимулы. Обыкновенные стимулы вызывают желание. Воодушевляющий же стимул вызывает у человека функциональный энтузиазм к «своему объекту», рвение раскрывать в нем все новейшие границы.
Принципиальное различие обычных стимулов от трудных состоит в том, что обыкновенные стимулы вызывают «чувство пресыщения», человек проверяет эмоция хотения(охоты, надоедала), ублажения и освобождения, когда начинается ублажение, «ему более ничто не надо». Трудные же стимулы никогда не вызывают ощущения пресыщения, их никогда не может существовать «слишком много». Э. Фромм выводит такую регулярность: «чем легче стимул, тем почаще необходимо поменять его оглавление либо напряженность; чем утонченнее стимул, тем подольше он предохраняет свою притягательность и энтузиазм для воспринимающего субъекта и тем реже он нуждается в переменах».
В соц критериях жизни человека, сообразно убеждению Э. Фромма, кроются предпосылки патологий, нарушений развития. Уже такие происшествия среды, как кормление, «тепло и нежность» при воспитании малыша, интерес и численность поощрений, воля передвижения и вероятность самовыражения в забаве и остальных формах общения, оказывают прямое действие на рост мозга, осложнение строения кожуры огромных полушарий. Для обычного роста человека, развития у него синдрома жизнелюбия нужны особые условия, при неимении которых человек преобразуется в ограниченное вещество с «синдромом агрессивного дела к жизни». Дела меж персоною и находящимся вокруг её миром разноплановы и чрезвычайно трудны. Личный нрав определяется персональными причинами: задатками и возможностями, ситуацией в семье, цельным вблизи принципиальных событий в жизни индивидума. http://rybik.com.ua/catalog/my-little-pony Причины находящейся вокруг среды трудны и играют гигантскую роль в формировании личности.
Родником настоящего развития малыша является возбудимый контакт с недалёкими людьми.
Важным составляющей среды, определяющим нрав развития человека, выступает воля. Надобность в воле спецы именуют одной из исходных человечьих потребностей. На ежедневном языке воля подразумевает понижение управления, контроля и давления и предоставление человеку ответственности за собственный отбор, способности воплотить свою единство, созидательный потенциал.
Иное принципиальное событие, приводящее к потере житейских сил, может существовать соединено с обстановкой добросердечного обнищания. Когда малыш проживает в безрадостной атмосфере черствости и искренней глухоты, он внутренне «замерзает». Неимение эмоционального тепла, роли, любви вызывает эмоция уныния и совершенного бессилия, которое может начинать предпосылкой его безжалостности.
Важным причиной, вызывающим нарушения личного развития, являются нрав, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той общественной группы, долею которой является малыш. Соц группа(семья, школа)может увеличивать те черты и формы поведения, какие ей подходят, и изнурять ненужные.
Карен Хорни считает, что в развитии личности человека преобладает воздействие общественного окружения. Она исходит из такого, что определяющим в структуре личности является машинальное эмоция волнения, беспокойства, изоляции и слабости. Эмоция небезопасности может существовать порождением почти всех вредоносных причин среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, непостоянности поведения, недочета почтения к личным нуждам малыша, недочета настоящего управления, очень огромного восхищения либо его совершенного неимения, недочета теплоты, понуждения воспринимать чью-то сторону в родительских размолвках, очень большущий либо очень маленькой ответственности, сверхпротекции, изоляции от остальных деток, несправедливости, дискриминации, злобной атмосферы и т. д.
Эти причины стают основой развития волнения малыша. Чтоб справиться это положение, малыш может приходить к различным стратегиям. Он может делаться злобным и желать рассчитаться с теми, кто его отторгал либо нехорошо к нему относился. Однако может существовать и чрезвычайно покорным, чтоб возвратить потерянную влюбленность и размещение.
Нарушения в развитии малыша соединены с неблагоприятными событиями в малолетстве малыша. До этого только, семейные конфликты, недочет эмоционального тепла, любви, сочувственности, отношений привязанности. Дела в семье остаются важными не лишь в малолетстве, однако и в наиболее поздние периоды жизни. Недостаток общения, повреждение, деформация важных отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают формирование личности сообразно невротическому типу(В. Н. Мясищев). Это дела в семье, в остальных важных для малыша общностях.
Надобность в эмоциональном признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями в особенности актуальна в малолетстве. К 4-5 годам эмоциональное формирование малыша добивается собственного максимума. Повреждение эмоциональных контактов с родителями, до этого только с мамой, вызывает значимые психологические трудности в развитии. Недочет чистосердечных, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детками делается основой происхождения невроза. Неимение эмоциональной помощи, любви и признания в семье вызывает у малыша ужас одиночества, чувство изолированности, забытости и ненужности.
Гениальный южноамериканский психотерапевт К. Роджерс на основании значимого клинического эксперимента пришел к убеждению, что в среде, соц окружении держатся условия для формирования «полноценно функционирующего человека», прогрессивного личного развития. Наиболее основное - творение таковых человечьих взаимоотношений, какие определенный человек мог бы применять для собственного личного личного развития(К. Роджерс).
Базисная желание организма – желание к актуализации, становлению и самоусилению.
( К. Роджерс). Веяния к самоактуализации и саморазвитию заданы потомственно. Однако желание движения вперед может существовать осуществлена лишь при определенных критериях, а конкретно – когда выборы поведения «ясно воспринимаются и правильно символизируются», т. е. переживаются преднамеренно.
Особенно выделяются им две потребности: в положительном отношении и самоотношении, какие появляются в итоге научения. 1-ая из их появляется вследствие любви и заботы о ребенке, 2-ая создается при позитивном отношении окружения. Оценки со стороны находящихся вокруг, в особенности в малолетстве, имеют все шансы извращать внутренние треволнения человека. Малыш на основании позитивных либо отрицательных оценок его поведения зрелыми пытается существовать таковым, каким его желают созидать, а не тем, кто он имеется. Наружные оценки водят к искажению самоотношения малыша. Навязанные образы, ценности вытесняют и заменяют «истинные» треволнения и ценности, что ведет к саморазрушению Я. Таковой человек ощущает интенсивность, дискомфорт. В малолетстве «Я-концепция» искажается под воздействием посторонних оценок. Следствием такового преломления имеют все шансы начинать злость, проблематичность, обособленность, беспокойность, агрессивность сообразно отношению к иным людям, нарушения общения.
Как этого избежать?К. Роджерс спроектировал способ психотерапии, который именовал клиент-центрированной терапией. Он считает, что этот подъезд применим ко всем отношениям с людьми, а не лишь в работе с людьми, имеющими трудности. Базу способа сочиняет творение подсобляющих отношений, какие актуализируют у человека дееспособность к самоизменению и саморазвитию. Творение терапевтических подсобляющих отношений может быть при реализации 3-х важных критерий.
1-ое ограничение – искренность, открытость, честность отношений с человеком. Важные люди обязаны существовать с ребенком чистосердечными, не актерствовать, не натягивать «маски», «ложные фасады». Они обязаны существовать единственны и целостны в собственных эмоциях, в их восприятии и выражении о их.
2-ое ограничение – абсолютное принятие человека. Под принятием человека К. Роджерс соображает «теплое размещение к нему как к человеку, имеющему абсолютную важность, самостоятельную от его состояния, поведения либо чувств».
Третье ограничение – эмпатическое сознание, без которого абсолютное принятие может обозначать элементарно недифференцированное доброе известие ко всем. Эмпатическое сознание – проникание в ощущения и идеи человека, знание созидать делему с его позиции, стать на его пространство.
Модели поведения важных зрелых(предки, преподаватели, «звезды», кумиры), сообразно свидетельству исследователей, стают основой не лишь покупки повадок, однако и выработки методик разрешения конфликтов, житейских заморочек. В особенности главны модели родительского поведения.
Дисциплинарные запросы, нрав наказаний и поощрений не наименее главны для «хорошего» либо «плохого» поведения. Негативно состояние, когда малыш привыкает опознаться на наружный контроль, у него оказываются неразвитыми внутренние машины контроля собственного поведения, отсутствует личная система ценностей, с поддержкой которой он может выверять родное поведение за пределами зависимости от поощрений либо наказаний со стороны остальных людей.
О негативной роли большого колличества твердых ограничений и гиперопеки уже упоминалось.http://rybik.com.ua/catalog/labirinty Доскональная черта последствий этого фактора для развития нрава малыша дана популярным русским преподавателем, психологом, доктором П. Ф. Лесгафтом.
В литературе отмечается, что факторами нарушений поведения и даже эмоциональных расстройств может существовать расставание с родителями, жизнь вдалеке от семьи, утрата 1-го из родителей, свары и конфликты в семье, а еще неврозы и патологические индивидуальности личности родителей.
Асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушений поведения у деток. Родительские свары, схватки либо агрессивность, изолированность формируют атмосферу, в которой с большей вероятностью появляются нарушения поведения, в особенности у мальчиков. Брутальное поведение родителей делается моделью для малыша. Тут имеют все шансы обладать пространство и остальные машины.
Бедность, монотонность находящейся вокруг среды, её ограниченность, сообразно этим профессионалов, может приносить к глубочайшим задержкам психического развития малыша, замедлять его интеллектуальное формирование и активизировать нарушения поведения.