Дошкольное ребячество обхватывает меньший дошкольный возраст(4-й год), обычный дошкольный возраст(5-й год), старшой дошкольный возраст(6-й год, у неких деток ещё некоторое количество месяцев 7-го года жизни) http://rybik.com.ua/catalog/derevyannye-igrushki-igrashki-z-dereva На этом шаге кладаеться новенькая соц ситуация развития, водящей деловитостью делается забава, во время которой дошкольники овладевают остальные виды деловитости, появляются принципиальные новообразования в психической и личной сферах, проистекает напряженное интеллектуальное формирование малыша, создается подготовленность к обучению в школі.
Соц ситуация развития в дошкольном возрасте
В ранешном малолетстве малыш открыл для себя наличие зрелых, непростой их мир раз деление малыша от зрелого формирует новейшую социальную ситуацию, в которой она жаждет к самостоятельности Данная то енденция является натуральной и неизменной Но малыш продолжает существовать совместно со зрелым, вступает в его мир его главный нуждою является роль в жизни и деловитости зрелых, так как в этом возрасте малыш не может реа лизуваты себя в следствии недостатка сил, умений, познаний Потому она делается зрелым в думах, фантазии, разбирается на него как на эталон, перебирая на себя присущую зрелым определенную роль, подражает зрелым, действует, как доро слий, однако в форме сюжетно-ролевой забавы у малыша возникают простые повинности, её ассоциация со зрелым получает новейшие формы, что имеет место быть в подмене общей деловитости с автономным исполнением его в приказовазівок.
Значимой индивидуальностью дошкольного возраста является происхождение различных отношений малыша со ровесниками, образования ребяческого сортировки Своей внутренней позиции дошкольника отношению к иным людям характерны раз свиток понимание личного Я и значительности собственных поступков, большой энтузиазм к миру зрелых, их деловитости, отношенияв.
Водящая активность в дошкольном возрасте
Индивидуальности общественной ситуации развития дошкольника выражаются в соответствующих для него видах деловитости, до этого только в сюжетно-ролевой забаве, которая является формой творческой деловитости Играя, малыш соединяет в в себе роль создателя пьесы и артиста, декоратора и техника В забаве он узнает мир, дела, роли, поведение людей, моделирует межличностные дела в нем, обучается опознаться в разных сферах человечной й жизнедеятельности, завладевает правилами и нормами жизни В забаве проистекает самопознание, понимание собственного внутреннего решетка, овладения первыми формами саморегуляциції.
Забава является водящей деловитостью дошкольника не поэтому, что занимает более вольного от сна времени в его жизни, а поэтому, что приводит важные конфигурации в психических действиях и психических необыкновенностях его лич стости В ней появляются и дифференцируются новейшие виды деловитости, в частности учения(целеустремленный процесс усвоения познаний, изучение умениями и навыками), которое приготовляет переход малыша к последующей стадии ро свитка - шага младшего школьного возрастау.
свое время русский психолог Алексей Леонтьев(1903-1979)отметил, что фактор перевоплощения забавы на ведомую активность дошкольника состоит в расширении осознаваемого ею предметного решетка к нему го относятся не лишь предметы, представляющие наиблежайшее свита малыша, с которыми он сам может делать(посуда, одежка, телефон, телек, подвижный телефон, а иногда и комп), однако и предметы, деяния зрелым их, какие для нее физиологически недосягаемы(кар и т. п. ) http://rybik.com.ua/blog В сюжетно-ролевой забаве разрешено делать все, что неясно в настоящей жизни: без помощи других править каром, самолетом, поездом, делать приобретения, йти веслами тощщо.
Следственно, при переходе от периода преддошкольного к дошкольному малолетству основой модификации забавы имеется отягощения предметной среды, изучение которым делается для дошкольника ключевой задачей
С историей происхождения забавы соединены игрушки, которых не знали вырварские люди Это свидетельствует, что забава появилась на определенном шаге исторического развития сообщества, на котором малыш одолжил принципиальное пространство в системе публичных отношений и межличностных отношений Как понятно, в С-5-летних деток имеет место быть мощная желание к самостоятельности, функциональному роли в жизни зрелых На ранешних исторических шагах, в начальном сообществе, когда орудия труда были чрезвычайно простыми, малютка мог воздавать эту надобность собственным ролью в общей работе с зрелыми(сбор ягод, корней, рыбалка и т. п. )С развитием сообщества, циви лизации, усложнением орудий труда изменялось пространство малыша в системе публичных отношений И ежели на определенных шагах исторического развития она ещё могла действовать вблизи со зрелыми, применяя наименьшие сообразно размеру, но постоянные сообразно наружным формой и функцией орудия труда(небольшую лопату, небольшой лучок и т. д. ), то нынешний малыш не в состоянии это изготовить, так как инновационные игрушки в большинстве собственном мод елямы орудий труда, схожими реальных лишь наружным видом(небольшой тракторктор).
В филогенезе и в онтогенезе малыша расширяется осознаваемый ею мир, появляется надобность роли в деловитости зрелых, для нее недосягаема Тогда и появляется придумываемая ситуация, в которой малютка вроде оттуда творюе деяния, поведение, дела зрелых Таковая активность является ролевой общестою.
Ролевая забава - активность, в которой детки берут на себя роли зрелых людей и обобщенно, в умышленно сделанных игровых критериях воссоздают их деяния и дела меж ними
В ролевых забавах детки употребляют разные игровые предметы, сменяющие настоящие предметы деловитости зрелых Как парадокс, ролевая забава является общественной сообразно собственной природе, происхождению и содержанию Она разворачивается, сообразно утверждению Д Бльконина, от конкретной предметной деяния в обобщенную ролевой деяния имеется ложкой, подкармливать ложкой куколку, как мать, - таковой диаграммный путь к ролевой декабрягри.
Главный штукой развернутой формы игровой деловитости роль и органически связанные с ней деяния В ролях воплощаются содержание(сфера деловитости, которую детки отображают в забаве)и оглавление(то, что воспроизводится рис лючком как соответствующий момент деловитости зрелых и отношений меж ними)гри.
Формирование забавы на протяжении дошкольного возраста проистекает сообразно последующим фронтам:
1 Модифицирование сюжета игр Для различных народов свойственны особенные сюжеты Сразу им характерны общие веяния развития: от игр на бытовой содержание(\\"дочки - матери\\" у младших дошкольников)к забавам с созданием бничим сюжетом(\\"больница\\", \\"железная дорога\\", \\"школа\\" в средних дошкольников), а дальше - с общественно-политическим сюжетом(\\"война\\", \\"парламент\\" у старших дошкольников)Это дает детям вероятность воссоздавать найризном анитниши индивидуальности человечной деловитости, завлекать в забаву хоть какое численность ровесников, то имеется воссоздавать широкую систему отношений В забаве ребенок раскрывает для себя различия меж нравственными и амор настоящими поступками, так как он играет в настоящей жизниальними й аморальними вчинками, оскільки він грає в реальне життя.
2 Модифицирование объекта забавы В дошкольном возрасте забава развертывается от воссоздания действий с предметами(умовение посуды, приготовления пасочки, рисования писанки, одевание куколки - в младшем дошкольном возрасте)к вос орення отношений меж зрелыми(в среднем дошкольном возрасте), а в старшем дошкольном возрасте основным делается выполнение верховодил сообразно взятой на себя роли Любая роль подходит проникнутым из сферы отношений зрелых правилам Детки добровольно покоряются им либо совершают это под воздействием замечаний сверстников(\\"так не бывает\\", \\"это делается не так\\")робиться не этак"),
3 Модифицирование дела меж мнимой обстановкой и положением На первых порах верховодило забавы потаенное за значением С учетом этого Л Выготский утверждал, что все забавы с правилами появились из игр в представляемой ситуации й При этом выслеживается желание, сообразно которой со свертыванием представляемой ситуации разворачивается правилавило.
4 Модифицирование нрава перенос значений с 1-го предмета на иной В младшем дошкольном возрасте для малыша принципиально наружное схожесть игрушки с настоящим предметом Позднее схожесть равномерно утрачивает с свою важностьсть.
5 Модифицирование действий С развитием игровой деловитости деяния малыша стают згорнутиниимы, преобразуются в символические
6 Модифицирование нрава отношений меж детками В забаве есть игровые(известие деток друг к другу как к ролей)и настоящие(отнощения деток меж собой)дела На первых порах лидируют настоящие дела, как ки распространяются и на расположение ролей в забаве Со порой настоящие дела стают все наиболее подчиненными игровымовим.
В психическом развитии малыша забаве принадлежит особенно принципиальная роль http://rybik.com.ua/catalog/sbornye-modeli Она сформировывает её дееспособность к случайной деловитости и поведения, символических обмен, саморегуляции, тренирует память, развивает воспринятие, мыс слення, выдумку, дееспособность к общению, волю Забава содействует физиологическому развитию малыша, формирует его перспективу Как утверждал Л Выготский, \\"в забаве малыш постоянно больше собственного среднего возраста, больше в ид собственной обыденного ежедневного поведения, она в забаве как будто на голову больше самого себя Забава конденсированных подключает в себя, как в трюке увеличительного стекла, все веяния развития, малыш в забаве как будто пр обуе изготовить скачок над уровнем собственного обычного поведенияоведінки".
В процессе игровой деловитости зарождаются и выделяются новейшие виды деловитости дошкольника Обычной для этого возраста является художественная активность, которая дифференцируется на живописание, лепка, проектирование, виг изготовлению аппликаций, пляски, занятия сообразно музыке, слушания сказок, чтение стихов, драматизацию Живописание, лепка, изготовка аппликаций, проектирование продуктивна, направленной на приобретение кинцевог в продукта(рисунка, слепленной фигуры и т. д. )Деятельностьтю.
Ребяческие картинки имеют определенные индивидуальности Чем разви-нениши у дошкольника воспринятие, внимательность, чем просторнее резерв его представлений, тем полнее и поточнее он отображает в собственном творчестве реальность, тем м богаче будут его рисунки-фантазии Данная активность не лишь связана с уровнем развития психических действий, однако и отображает степень развития личности в целом В рисунке ребенок не лишь открывает р вены знания решетка, однако и выражает эмоциональное известие к находящемуся вокруг Попросив его набросать предметы, сюжеты сообразно личному вкусу, разрешено узреть, что интересует, привлекает его, отчего он предпочитает Следя за тем, кого из членов семьи нарисует ребенок главным, каких размеров персонажи рисунков, в каком месте располагает себя, какие цвета употребляет, разрешено в определенной ступени узнать атмосферу в семье, 100 влення его по ближайших людилюдей.
Даже при малых возможностей малыша к рисованию этот процесс позитивно воздействует на его формирование, так как он инициирует мышление, тренирует память, развивает фантазия, упорство, упорность, обучает а опрятности в работе, упражняет руку, что чрезвычайно принципиально в подготовке к школьному обучению.
В дошкольном возрасте начинают приготовлять малыша к грядущей трудящийся жизни До этого концентрируются на формировании у нее таковых психологических предпосылок грядущей трудящийся деловитости, как знание делать в сообразно происшествиям и требований остальных людей, планировать свои деяния, дееспособность к самоконтролю и самооценке; произвольные движения руки; двигательные навыкии.
В младшем дошкольном возрасте служба обязана нрав наследования Малыш поначалу копирует работу зрелого, а потом затевает помогать с ним в качестве ассистента На этом шаге принципиально, чтоб решающим момен нтом в трудовом усилии была не его интерес, а полезность для остальных людей, грядущий итог Тогда даже наиболее противная служба станет приводить ему удовлетворенность Для формирования энтузиазма к трудящийся действователь ьность нужно сноровисто помогать позитивные эмоции малыша в процессе рабораці.
На шаге старшего дошкольного возраста проистекает осложнение трудящийся деловитости деток сообразно размеру, обликам, содержанию, отношением к ней и направленностью Доминирует служба, сплетенная с самообслуживанием исполнением поручений зрелых, посильная содействие зрелым, изготовка саморобок.
В процессе забавы, художественной деловитости, труда малыш усваивает познания о себе, завладевает различные навыки Но изучение системы теоретических мнений как формы публичного эксперимента проистекает лишь в п процессе организованной учебной деловитости Так как ребенок скоро будет школьником, главный деловитостью которого является обучение, нужно приготовить его к этому Данная служба предусматриваетає:
- создание умения осмысленно отделять образ действий;
- изучение общими методами действий, дозволяющих улаживать практические, познавательные задачки, отделять новейшие связи и дела;
- формирование умения без помощи других выискать методы решения практических и познавательных задач;
- изучение навыками контроля за методом исполнения действий и их оценки
Психолого-педагогические изучения свидетельствуют о необходимости приступать подготовку к учебной деловитости сообразно формированию умений надзирать и расценивать свои действия
Младшие дошкольники, как понятно, имеют исходный степень развития учебной деловитости их умственная активность ещё не полностью осмысленным действием, так как, применяя познания, умения, навыки они не нуждаются в их.
Детки среднего дошкольного возраста проявляют подготовленность к усвоению познаний, решения познавательных задач, конкретно не связанных с критериями их жизни и игровой деловитостью В этом возрасте обучение ния обслуживает их практические потребностейи.
В старшем дошкольном возрасте детки проявляют возможности к умственных и волевых усилий их уже не захватывают обыкновенные забавы и игрушки, у их увеличиваются дотошность, энтузиазм к познаниям и умственной деловитости те, возникает разборчивость к себе и иным На данной базе создается дееспособность улаживать различные познавательные задачки Это знание является принципиальным аспектом удачной учебной деловитости, оно дол нне сложиться конце дошкольного периододу.