Теоретическая часть
Фокус на решении задачи, а не на проблеме
Любую проблему можно трансформировать в творческую задачу, а творческую задачу - превратить в занимательную игру. Для этого необходимо сконцентрировать своё внимание не на проблеме, а на её решении и настойчиво перебирать одно возможное решение за другим, - до тех пор, пока найденное решение не позволит окончательно решить проблему.
Четыре шага, позволяющих решить любую задачу играючи:
1. перевести абстракцию в конкретность и измеримость (например, временно заменить при решении задачи абстрактное и неизмеримое словосочетание 'духовный рост' на конкретное и измеримое 'рост тела' или 'рост волосяного покрова')
2. назначить себе награду за каждое найденное решение задачи
3. ввести элемент игры (например, представить себя учёным, перед которым стоит задача сделать новое открытие, или секретным агентом, которому необходимо всеми правдами и неправдами добыть нужную информацию)
4. проявить настойчивость в решении задачи
Любое препятствие преодолевается настойчивостью
Играя, значительно легче преодолевать любые препятствия и барьеры. Однако, даже играя, некоторые препятствия психологического характера преодолеть очень непросто, поэтому нужно заранее настроиться на длительный поиск нужного решения.
Если есть возможность, максимально упрощайте задачу: например, не считайте в миллионах, когда можно сосчитать в единицах или десятках и не стремитесь соблюсти все условия задачи, максимально сокращайте количество условий. И обязательно представляйте в своём воображении нужный результат. Одним из инструментов для этого является 'визуализация из будущего': притворитесь, что вы уже нашли нужное решение и попытайтесь его увидеть в своём воображении, как бы вспоминая. На первый взгляд это кажется абсурдом, но этот метод работает. Причём не только при решении творческих задач, но и в психотерапии:
В 1905 году американский психолог, профессор Гарвардского университета Уильям Джеймс сделал интересное открытие: в результате наблюдений и опытов он пришёл к выводу, что лучший способ вызвать в себе ту или иную эмоцию - это притвориться, будто вы уже её испытываете.
Основные препятствия при решении творческих задач
В сфере творческого мышления препятствий существует не меньше, чем в любом другом деле.
Основными препятствиями при решении творческих задач являются:
- лень
- прокрастинация (откладывание на потом)
- перфекционизм (убеждение в том, что несовершенный результат при решении задачи неприемлем и стремление довести результат до полного совершенства)
- творческий кризис
Борьба с ленью, прокрастинацией, перфекционизмом и творческим кризисом может быть успешной только в том случае, если вы будете так или иначе превращать рутину в игру!
Бросьте вызов самому себе! Устройте состязание с самим собой! Переверните с ног на голову свои рутинные обязанности, скучные дела и обременительные хождения по кругу! Примерьте на себя роль полицейского, врача, астролога, депутата, шахматиста, эколога, архитектора, секретного агента и т.д. Хотя бы на 10 минут примерьте на себя какую-либо несвойственную вам роль и попробуйте вжиться в неё и поразмышлять так, как размышлял бы на вашем месте тот, чью роль вы примерили.
Как знаменитый персонаж из романов Марка Твена, - предприимчивый мальчик Том Сойер, - умело превратил скучную работу по покраске забора в интересное занятие, за право заниматься которым стали соперничать все его друзья, так и вы настойчиво пытайтесь превратить любую свою работу в интересное занятие, проблему - в занимательное приключение, а трудность - в ступеньку на пути к успеху.
Вопросы для самопроверки
- Что необходимо для того, чтобы превратить проблему в игру?
- Какие четыре шага позволяют решить любую задачу играючи?
- В чём заключается метод 'визуализация из будущего'?
- Каковы основные препятствия при решении задач?
Практическая часть
Упражнение 1. Практика перевода абстрактного в конкретное
Поразмышляйте над тем, в какие конкретные и измеримые понятия при решении творческих задач можно перевести абстрактные и трудноизмеримые философские, научные и псевдонаучные понятия: абсолют, энергия, идеал, красота, симметричность, рефлексивность, индукция, умственная отсталость, умозаключение, заблуждение, манипуляция, коэффициент и т.д.
Упражнение 2. Играем в импровизацию
Попробуйте поразмышлять над тем, как вы могли бы сходу решить несколько проблемных ситуаций, если бы вы с ними встретились в реальной жизни. К каждой ситуации придумайте не менее трёх оригинальных решений, при этом обязательными условиями решений являются нестандартный подход и намеренная театрализованная или ролевая игра:
1. Учитель задал вам вопрос, который вы прослушали. Переспрашивать нельзя. Что вы ему ответите?
2. Ваш друг взял у вас почитать редкую книгу и уже год не отдаёт. Книга вам нужна, но с другом портить отношения вы не хотите. Как вы могли бы решить эту проблему?
3. Супруга просит вас сходить в магазин за продуктами. Вы устали и не хотите идти, но и отказаться не можете. Как вы поступите?
4. Начальник на работе требует, чтобы вы вышли на работу в выходной день. Вы обещали супруге именно этот день провести вместе с ней, но отказать начальнику вы не можете. Супругу взять с собой на работу вы тоже не можете. Что вы намерены делать в этой ситуации?
5. Дети вашего соседа порезали на мелкие кусочки ваш половик. Наказать чужих детей вы не можете. Заставить соседа их наказать вы тоже не можете, так как сосед не очень доброжелателен к вам. Кроме того, он чемпион города по боксу и имеет весомые аргументы, чтобы не прислушиваться к вашему мнению. Каковы ваши действия?
***
Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
Мой скайп: seahappiness
Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/