Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. Попы не говорят о жестокости православной церкви, но зато упоминают о жестокости, проявленной к ним, преувеличивая и смакуя подробности.

Священник Димитрий Свердлов указывает: «В 1937-38 гг. арестовывают 165 тысяч (!!) священно- и церковнослужителей. Из которых расстреляно 107 (!!!) тысяч…»[1].
Вопрос: откуда взялись эти 165 тысяч в 1937 году? А ведь арестованы были не все. В данном случае речь идет о священнослужителях, коих в 1915 году было 51105 человек, а диаконов — 15035[2].
Выходит, что в 30-е годы было больше попов, чем в 1915 году, когда церковь была государственной и когда попам выделялись деньги? В это поверит только мракобес. Тем более что попы не уточняют, сколько их собратьев было во времена царизма.
В 1948 году всего 11827 священников и диаконов[3]. Их столько по той причине, что в период войны открылись тысячи храмов. Следовательно, в конце 30-х действующих священников было как минимум в два раза меньше, но уж точно не 165 тысяч. Тут главный вопрос: где список репрессированных? Почему не все 165 тысяч являются новомучениками?

Отдельные попы признали подлог. Игумен Дамаскин (Орловский) утверждает: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом»[4].
Интересно получилось. Комиссия по реабилитации вместо того, чтобы изучить вопрос, просто обратилась к РПЦ, а там выдали такую цифру, какую захотели, не основываясь ни на чем. Проверять это не стали. Научный подход Александра Яковлева.

Архиепископ Сильвестр (Ольшевский)
История о смерти Архиепископа Сильвестра — пример того, как в РПЦ сочиняют биографии так называемых новомучеников. Ведь их полно, нужно как-то доказать «мученическую смерть». Хотя понятие «доказать» у РПЦ несколько извращенное. Оно заключается в том, чтобы сочинить легенду и пересказывать ее лицам, которые заранее относятся некритически к любым изречениям попов.
Итак, Сильвестр — противник советской власти. Сразу же после принятия декрета об отделении церкви от государства он объявил о начале крестных ходов, где проклиналась новая власть. Затем он присоединился к белому движению, не подтверждая библейский тезис, что всякая власть от бога.
Поп подчинялся Колчаку. На территории, которую контролировал в ту пору Колчак, декрет об отделении церкви от государства отменен. Сильвестр был покровителем дружины святого креста — добровольческого батальона. То есть Сильвестр — участник гражданской войны, агитатор.
Колчак потерпел поражение. Сильвестр задержан. Что же в дальнейшем произошло со служителем культа? Казалось бы, с такими людьми в условиях гражданской войны разговор короткий.
Попы сочинили: «Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года»[5].

Такое описание понадобилось для того, чтобы обосновать мученическую смерть. Понятно, что какой-нибудь православный фанатик уверует в подобное, но разумный человек — вряд ли. Во-первых, как они могли это все узнать спустя столько лет?
Тут вариантов мало. Либо убийцы в газете «Кровавый большевик» описывали пытки, либо кто-то из мучителей в воспоминаниях решил между делом упомянуть об этом, что непременно бы издали и переиздали. Или, что самое вероятное, убиенный поп в 90-е годы пришел во сне к попу из ныне живущих (или вначале к другому святому, а затем тот к ныне живущему) и все ему в красках описал. Поп непременно после того, как проснулся, тут же описал всю историю. И в достоверности сомневаться не стоит, ведь даже депутат Госдумы Поклонская указывала, что во сне солдату являлся другой мученик — Николай II, помогал ему даже (неизвестно как, но помог точно), без его помощи победы бы точно не было.

Все же обратимся к истории. Действительно, попа задержали, но в тот же день отпустили, потому что этого требовали местные жители (такое случалось в те годы нередко, ведь отпускали под честное слово даже опасных врагов советской власти). Жил он в доме у священника Федора (Чемагина), где вскоре и скончался.
Запись об этом есть в архивах:
«”Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района”.
№ записи - 96. Месяц и число смерти - Марта 10-го дня в 2 час. 30 мин. дня. Место смерти - гор. Омск, улица Главноуправленская, 46. Пол умершего - мужской. Имя, фамилия и род занятий умершего - Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский. Причина смерти - Кишечный рак. Фамилия, имя и местожительство врача, выдавшего свидетельство о смерти и дата свидетельства - Зинин М. П. Омск, улица Банная, №78. Свидетельство от 11 марта 1920 г. Место погребения - В Соборном склепе, ул. Красный Путь. Год, месяц и число рожд. умершего - 1860 г. января 1-го дня. Семейное положение умершего (холост, вдов, разведен) - Архиепископ. Имя, фамилия и местожительство лица, заявившего о смерти - Виктор Кергесар, Омск, Тарская улица № 19»[6][7].
Именно так и появляются новомученики. Фантазия у сочинителей извращенная. Подобных историй на самом деле полно. Несомненно, среди новомучеников есть те, кого действительно расстреляли, но каждый случай нужно рассматриваться отдельно, проверять источники, а не верить попам, которые утверждают, что якобы там чуть ли не каждого «распинали, как Христа».
Источники:
1. Десталинизация, деленинизация – христианизация. URL: http://www.pravmir.ru/destalinizaciya-deleninizaciya-..
2. Русскiй Календарь на 1917 г. Петроград, Тип. Т-ва А. Суворина, Новое время, 1916, стр. 113.
3. Одинцов М. М. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917—1953 гг. — М.: Политическая энциклопедия, 2014. — С. 347.
4. Сколько репрессированных в России пострадали за Христа. URL: www.pravmir.ru/skolko-repressirovannyx-v-rossii-postr..
5. Священномученик Сильвестр Омский. URL: www.tobolsk-eparhia-press.ru/prosvetitel/number.php?d..
6. Миф о гибели архиепископа Сильвестра. URL: http://voencomuezd.livejournal.com/1034489.html
7. Панина М. Ф. «Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея: Сб. науч. Трудов. №19. / Мин-во культуры Омской обл.; ОГИК музей. Омск, 2014. С.123-126.
Собственно, тут можно поднять два вопроса: А как там обстояло дело со старомучениками? На самом деле, думаю что также, как с этим самым Сильвестром. Почему? А вот почему: Римская империя была на редкость веротерпимым государством. Собственно, как и почти все языческие государства. Империя поработила многие народы, но при этом успешно ассимилировала их культуры и религии. Пантеон был и в самом деле храмом всех богов - всех, которых почитали в Империи. По сути, в Империи был только один обязательный культ - культ императора. Документ о том, что "вино пил и мясо ел", то-есть о том, что человек участвовал в жертвоприношении Императору, была своеобразной справкой о лояльности. Типа как справка об исповеди в Российской Империи. Соответственно, это было обязательным. Против выступали только иудеи, им религия не позволяет. И тогда не позволяла. Для них это означало некоторое поражение в правах. Неприятно, но не смертельно.
...И вот, появляются христиане... И тут же начали вести публичные проповеди и свергать идолов - сиречь осквернять храмы. И по нашим-то временам за это полагается срок: несанкционированные митинги, хулиганство совершённое с особым цинизмом и оскорбление чувств верующих. Бунутющих пёзд за меньшее посадили на пару лет. Ну а тогда времена были вообще суровые и наказывали за хулиганство и святотатство тоже сурово: ссылали на рудники, на галеры, в гладиаторы, приговаривали к сожранию дикими зверями и прочая и прочая. Вот, например, одну отравительницу приговорили к смерти через изнасилование жирафом. И, таки, привели приговор в исполнение. Она теперь чо, тоже мученица?
Таким образом, если отбросить всю шелуху, ранние христиане массово совершали действия, бывшие противоправными согласно законам Римской Империи того времени, причём, выражаясь языком современным - особой тяжести. Вот и получали то, что полагалось им по закону. А то что наказания были экстремально суровыми - так время было такое. И христианские "мученики" были одними из многих, сосланных на рудники, галеры, в гладиаторы, скормленных хищникам и отодранных жирафами. Почему же мы поминаем только этих, пострадавших через собственный фимоз головного мозга, а всех прочих убийц, насильников, воров и святотатцев позабыли? Их ведь тоже, примучили. Если, конечно, всё это было на самом деле, а не наврано, как с тем самым Сильвестром.
Ну и вопрос #2: Почему и зачем? В смысле - всё это враньё про мучеников. Я вижу тут два ответа: (1) Чтобы оправдать собственную страсть к мучительству: Вот, еретиков, говорите, сжигаем... А как наших 2000 лет назад мучали? А? И (2): Клевета на идеологических противников позволяет самим выглядеть не такими моральными уродами. А это уже страшненько. Раздувание шумихи вокруг "новомучеников" заставляет предположить, что в недрах РПЦ уже вызревает проект физической расправы со своими противниками: атеистами, марксистами, научными работниками, язычниками, оккультистами и многими другими.
Ты думаешь, что тебя в этом списке ещё нет, уважаемый читатель? Ну-ну...