[520x51]
[632x38]


Путешествие Геродота в Скифию обогатило науку не только подробностями похода 514 г., но исторически важными сведениями о племенах и народах Восточной Европы в VI—V вв до н. э.
Б. А. Рыбаков
Скифский культурный мир был очень важным, выдающимся явлением в истории древнего мира.
Б. Б. Пиотровский.
Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого.
Геродот
[250x249]
Они (осетины — прим. Ц. X.) сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних ступенях ее развития. А главное — живы бесценные, полные архаики эпические сказания, и, хотя в них проникли некоторые более или менее универсальные фольклорные темы, героические образы эпоса по-прежнему свежи и самобытны. Более того: эту устную словесность в той или иной степени восприняли соседние народы, исказив в ней как раз то, что было специфически осетинским, скифским.
Жорж Дюмезиль
[225x183]
Пожалуй, ни у одного народа древности зооморфный орнамент не получил такого широкого распространения, как у скифов Северного Причерноморья и родственных им племен степной и лесостепной Евразии. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.
С тонким пониманием натуры художник выделяет, типизирует, а подчас и гипертрофирует наиболее существенное с его точки зрения в животном: у оленя, лося, горного козла — рога, уши, копыта; у барса, льва, волка — зубастую пасть, ноздри, уши, лапы и хвост; у орла — клюв, глаз, когти. При моделировке тела подчеркиваются только ведущие группы мышц, прежде всего плечо и бедро. Такое сочетание жизненной выразительности с деловой трактовкой характерных черт и позы животного — важнейший признак скифского звериного стиля.
А. И. Шкурко.
СКИФСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Историческое значение скифской цивилизации.
Скифская цивилизация явилась продолжением социальных и духовных традиций древних ариев в новых исторических условиях. Скифская цивилизация явилась продолжением социальных и духовных традиций древних ариев в новых исторических условиях. Освоив огромные территории и создав новую систему хозяйства, скифы построили собственное культурное пространство, открытое для обмена и сотрудничества, но стойко сохраняющее индоевропейское-арийское-иранское наследие. Этими обстоятельствами традиционности (древние корни), новизны (кочевничество), открытости (мировые связи) и определяется самобытность и длительное влияние скифской цивилизации.
В I тысячелетии до н.э. впервые сложилось культурно-историческое единство европейских и азиатских степей. Вместе с прилегающими горными и лесными областями евразийский степной пояс стал миром скифской цивилизации. Для этой части суши скифская культура была синонимом и двигателем прогресса. Приобщение к скифской цивилизации включало племена и народы в систему мировых культурных и политических связей — в поток всемирной истории. Не случайно расцвет скифской культуры по времени и по историческому значению совпадает с другими выдающимися духовными достижениями человечества — «греческим чудом» (культурным взрывом в Древней Греции), эпохой иудейских пророков в Палестине, религиозными реформами Заратуштры в Иране и Будды в Индии, распространением учения Конфуция в Китае.
Скифская цивилизация явилась началом и фундаментом трехтысяче-летней традиции евразийского культурно-исторического единства, которое в средние века продолжали тюркские империи, а в новое и новейшее время — Россия. Наследие скифской цивилизации входило в языческую культуру древних тюрков, славян и германцев, определяло военно-технический и духовный облик средневекового европейского рыцарства. Из скифской цивилизации выросла культура средневековой Алании-Осетии. М. М. Блиев, Р. С. Бзаров «История Осетии»
[200x]
[показать]
Скифская культура, представляет собою термин, в который исследователи вкладывают различный смысл. В узеньком значении этим термином называют культуру лишь самих скифов, занимавших, по данным Геродота, местность степей Северного Причерноморья меж Дунаем и Доном.
[показать]
В более широком смысле термин употреблялся как заглавие культуры, распространенной на местности степной и лесостепной зон к северу от темного моря (основным образом бассейны нижнего и среднего течения рек Буг, Днепр и Дон) и Северного Кавказа (Прикубанье) в 7-3 вв. До н. Э. В её ареале выделяется много локальных вариантов, которые могут сопоставляться с данными Геродота о расселении скифских и разных нескифских народов.
Для скифской культуры типично обширное применение курганного ритуала при захоронениях. Обыденные мужские захоронения сопровождаются определенным набором орудия (бронзовые наконечники стрел, стальные кинжалы и клинки, копья, боевые топоры) и конского снаряжения.
Бронзовые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками - ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве являются выразительными элементами скифской культуры. Весь комплекс этих ярких признаков имел обширное распространение в культурах кочевников степей Евразии (скифо-сибирского мира), скифская культура является самым западным вариантом данной культурной общности. В 7-5 вв. До н. Э. Скифская культура представлена колоритными монументами кочевников на местности Северного Кавказа (Костромской, Келермесские и Ульские курганы).
Отличительной особенностью С. К. На лесостепной местности и в Северном Причерноморье является возникновение множества городищ и поселений, посреди которых выделяется Бельское городище. Эта изюминка связана с оседлым бытом населения данного района.
но тут нашли обширное распространение и колоритное воплощение главные признаки скифской культуры, определяющие её единство с культурами кочевников степей Евразии. Культура в области степей Северного Причерноморья, где жили скифы, в ранешний период представлена небольшим количеством погребальных памятников в основном с достаточно бедным инвентарем.
С конца 5 в. До н. Э. Их количество резко растет и посреди них выделяются царские курганы, дающие представление о расцвете тут скифской культуры в 4 в. До н. Э. С конца 5 в. До н. Э. Возникают свидетельства об оседлости части скифского населения - появляются поселения по берегам Днепра, на морском побережье и создается ремесленный и торговый центр на Каменском городище.
В период походов скифов на восток и сходу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. До н. Э. И в особенности в 4 в. До н. Э. - Влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. До н. Э. Скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.
И. Яценко
[показать]
Золото; металлопластика. 7.2 см
Скифская культура. Конец 4 - начало 3 вв. до н.э.
Курган у деревни Мерджаны, Прикубанье, деревня Мерджаны близ Анапы
Россия
Золото; тиснение. Выс. 6 см
Скифская культура. Вторая половина 7 в. до н.э.
Мельгуновский курган, Приднепровье, близ г.Кировограда
Россия (ныне Украина)
Золото; тиснение. 7.1x5.6 см
Скифская культура. Первая половина 5 в. до н.э.
Курган близ Ак-Мечетской бухты, Крым, близ г. Черноморска
Россия (ныне Украина)
Бронза; литье. 17.4x5.6 см
Скифская культура. 4 в. до н.э.
Прикубанье
Россия
Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1909
Золото; тиснение, чеканка. Дл. 24.5 см
Скифская культура. 5 в. до н.э.
Курган 401, Приднепровье, Черкасская область (быв. Киевская губерния), село Журовка
Россия (ныне Украина
Бронза; литье. Выс. 26 см
Сакская культура. 7-6 вв. до н.э.
Могильник Боровое (Раскопки А.М. Оразбаева и К.А. Акишева), Центральный Казахстан
Центральная Азия
Источник поступления в музей: Музей антропологии и этнографии
Золото, бронза; литье. 10.7; 8.8 см
Скифская культура. Первая половина 5 в. до н.э.
Золотой курган, Крым, близ г.Симферополя
Золото; тиснение. Дл. 7 см
Меотская культура. Конец 4 в. до н.э.
Курган Карагодеуашх, Прикубанье, Краснодарский край
Золото; штамповка. Диам. 2.3 см
Скифская культура. 350-325 до н.э.
Деев курган, Приднепровье, село Нижние Серогозы Херсонской области
Россия (ныне Украина)
http://fandag.ru/photo/2-0-65
-----------------------------
Обычаи скифов
http://fandag.ru/forum/9-167-1
-------------------------------
Скифская культура — из европейских Kультур железного века одна из самых значимых, ярких и наиболее интересных. Скифская культура VII ст. до н.э.—III ст. н.э. Скифская культура — это культура многих кочевых, полукочевых и земледельческих племен, которые жилы на широком пространстве Евразии — в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранились большое количество скифских могильников и городищ. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из произведений Гиппократа...
Скифские мудрецы. Скифская цивилизация открыла новую эпоху в истории североиранских племен. Успехи кочевого и земледельческого хозяйства, торговля и культурный обмен со многими странами, знакомство с жизнью других народов порождали потребность в новом знании. Мифологическое восприятие окружающего мира дополнялось его рациональным объяснением, основанным на обобщении практического опыта и житейских наблюдений. Реальная жизнь задавала сложные вопросы о личной судьбе и роли человека в обществе, о предназначении своего народа и месте своей страны в огромном и многообразном мире. Народ отвечал на эти вопросы устами своих мудрецов — первых философов, носителей народной мудрости и нового знания.
Самым известным скифским философом был Анахарсис, признанный одним из семи величайших мудрецов древнего мира. Анахарсис проис¬ходил из царской семьи, он был сыном царя Гнура, братом царя Савлия и родным дядей победителя персов — царя Иданфирса. Анахарсис много путешествовал, он получил прекрасное образование и был знаком с лучшими достижениями античной культуры и выдающимися людьми Греции и Малой Азии. В начале VII в. до н.э. молодой Анахарсис приехал в Афины и явился к дому Солона, великого законодателя, поэта и философа. Через раба он передал, что желает стать гостем и другом хозяина. Солон велел ответить, что друзей заводят на родине. Анахарсис заметил на это, что Солон как раз и находится на родине. Пораженный находчивостью скифа, Солон пригласил его в дом и стал ему лучшим другом.
«Мне одеянием служит скифский плащ, обувью — кожа моих ног, ложем — вся земля», — говорил Анахарсис, подчеркивая свое равнодушие к богатству. «Золота мне не нужно, довольно мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был», — так он объяснял желание узнавать новых людей и чужие страны. Главное различие между людьми не в языке и племенной принадлежности, утверждал Анахарсис, а в помыслах и делах. Зависть и страх считал он доказательствами низкой души и учил радоваться чужому благополучию, а ненависть, зависть и другие пагубные страсти изгонять как врагов.
В беседе философов о том, как следует управлять домом, один из собеседников сказал со смехом, что у Анахарсиса нет дома, а есть только повозка кочевника. На это скифский мудрец отвечал, что не изделия каменщиков и плотников и не пышное убранство являются домом, а «то, что обретается внутри — дети, супруги, друзья, служители и все прочее, что будучи устроено сообща, разумно и здравомысленно, даже в муравьиной куче или птичьем гнезде называлось бы хорошим и счастливым домом».
«Тело есть орудие души, а душа — орудие бога», — утверждал Анахарсис. Поэтому законам и ценностям, придуманным людьми, он предпочитал здравый смысл, простоту и равновесие созданной богом природы.
Законы, по мнению Анахарсиса, «слабее и тоньше паутины», а богатство преходяще и враждебно свободе. В пример он приводил скифский образ жизни: «Мы все владеем всей землей, то, что она дает добровольно, МЬ1 берем, а что скрывает, оставляем; защищая стада от диких зверей, мы берем взамен молоко и сыр; оружие имеем мы не против других, а для собственной защиты». Хорошим правлением назвал Анахарсис такое, при котором «лучшее воздается добродетели, худшее — пороку, а все остальное — поровну».
Слава скифского мудреца была столь велика, что древние греки приписали ему изобретение горящего трута, двузубого якоря и гончарного круга. Его остроумные ответы вошли в поговорку. Узнав, что корабельные доски имеют толщину в четыре пальца, Анахарсис сказал, что моряки плывут на четыре пальца от смерти. На вопрос о том, какие корабли безопаснее, он ответил: «вытащенные на берег». На вопрос, кого больше, живых или мертвых, он переспросил: «а кем считать плывущих?».
Жизнь Анахарсиса завершилась трагически: вернувшись на родину, он был обвинен в измене скифским обычаям и убит родным братом — царем Савлием.
Еще прежде Анахарсиса в Афины приехал и поселился там скифский врач Токсарис, который после смерти был признан героем. Афиняне приносили ему жертвы как великому врачу и объявили его потомком Асклепия — бога врачевания.
Сохранились предания о скифском жреце Абарисе, который совершал очищения и изгонял моровые болезни из городов, точно предсказывал землетрясения, успокаивал ветры и усмирял морские волнения. Он приезжал к Пифагору для беседы «о промысле богов, о небесных явлениях и земных переменах».
Бронза; литье. 7.5x5.1 см
6-5 вв. до н.э.
Олон-Суме
Монголия
Литая пряжка с длинной петлей, концы которой украшены соединенными полуфигурами пантеры и горного козла, выполненными в рельефе.
Золото; ковка, тиснение, пайка, филигрань. Дл. 6.3 см
Скифская культура. 4 в. до н.э.
Курган Пастака 2, Крым
Россия (ныне Украина)
Античная литература находила в скифах прямодушие, бесхитростность и умеренность. По словам великого географа и историка Страбона, «Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы, им подобные, пользовались большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего племени: любезность, простоту, справедливость»
[показать]
Искусство. Шедевры скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно вошли в сокровищницу мировой культуры. Любой образованный человек узнает вещь, выполненную в скифском зверином стиле. Именно звериный стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира.
Звериный стиль — это изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев, когтей), выполненное в особой манере. Мастер смело уменьшал, увеличивал или перекручивал части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тепа разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в строго определенных позах. Например, хищники — припавшими на лапы (как бы готовясь к прыжку), свернувшимися в кольцо или терзающими добычу. Олени, косули и другие копытные — с поджатыми под живот ногами — то ли в жертвенной позе, то ли в летящем галопе. Птиц показывали с раскрытыми крыльями. Произведения звери¬ного стиля служили для украшения оружия, конской сбруи и одежды.
Что же означают скифские изображения зверей? Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе.
Наверное, ближе всего к истине мнение тех, кто находит в искусстве звериного стиля мифологическое описание вселенной. Известно, что в скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Устройство вселенной, состоящей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия, а страны — на три царства. Поэтому такое понимание предметов зве¬риного стиля включает в себя и все прочие значения — магическую силу, указание на богов-покровителей и на принадлежность владельцев к определенным сословиям или царствам. Предполагают, что такими эмблемами-указаниями служили золотые бляхи на щитах скифских вождей, погребенных в Костромском и Келермесском курганах на Кубани. Эти знаменитые своей величиной и богатством курганы относятся ко времени возвращения скифов из походов в Переднюю Азию. Возможно, олень на щите из Костромского и пантера на щите из Келермесского кургана были эмблемами царей, правивших разными частями своей страны.
[показать]
Излюбленные «герои» произведений звериного стиля — олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел. Скифские мастера стремились передать главные свойства животного, отказываясь от незначительных деталей. Талант и фантазия художника помогали придать вещи совершенную форму и декоративный вид, пользуясь скупыми средствами и придерживаясь строгих правил звериного стиля. Давно замечено, например, что олень чаще всего изображается с восемнадцатью роговыми отростками, и это полностью совпадает с образом «восемнадцатирогого оленя» из Нартовских сказаний.
Лучше всего сохранились вещи из золота, серебра, бронзы, но материалом для скифских мастеров были не только металлы.
В толще заледеневших Пазырыкских курганов на Алтае археологи нашли неповрежденные произведения резчиков по дереву, кости и рогу, изделия из ткани, кожи и войлока. Подлинными шедеврами древнего искусства являются войлочные ковры с изображением орнаментов и мифологических сюжетов. Одежда и обувь, парадное убранство коня, оружие, походные сумки и столики — все было отделано узором или украшено в зверином стиле.
Художники скифского мира владели многими жанрами — резным рисунком, рельефом, объемной пластикой, аппликацией, вышивкой. Металлические изделия создавали, применяя литье, штамповку, гравировку. Еще одна сторона скифского искусства — каменные изваяния в виде стоящей человеческой фигуры. Такое изваяние устанавливали на вершине кургана. Оно не имело ничего общего с портретом, это был обобщенный образ мужчины, грубо вырубленный из монолитного камня. Мастер показывал только самые необходимые черты — голову, лицо, руки и ноги, одежду и оружие. Изображались также атрибуты власти — гривна на шее и ритон в руке. Изваяние передавало образ прародителя скифов Таргитая, земным воплощением которого являлся царь. Скифы верили, что воздвигая этот образ над могильным курганом, они преодолевают нарушение мирового порядка, которое происходит со смертью царя. С IV в. до н.э. в скифском искусстве распространилась мода на изображение людей. Скифские мастера и жившие в скифских землях греческие художники создавали по заказу царей и вельмож предметы со сценами из скифской мифологии и героических сказаний. Изысканное греческое искусство оказало большое влияние на вкусы скифской знати, но и греческие мастера старательно выражали в своих произведениях верования, взгляды и пристрастия скифов.
На серебряном сосуде из кургана под Воронежем помещены сцены из легенды о Таргитае и трех его сыновьях. В первой сцене Таргитай беседует со старшим сыном, во второй — напутствует уходящего в поход среднего сына, а в третьей — вручает младшему Колаксаю лук, символ власти над скифами.
[250x212]
На золотой бляшке из кургана Чертомлык (на Украине) изображена богиня Табити, наделяющая властью скифского царя. Амфора из позолоченного серебра, которая найдена в том же кургане, отделана фигурками скифов, укрощающих коней. Золотой гребень из кургана Солоха украшен скульптурной группой сражающихся воинов: два пеших скифа нападают на всадника.
Большое число золотых вещей в царских курганах объясняется не только богатством скифских правителей и их верой в загробную жизнь. Золото символизировало у народов скифского мира бессмертие, всемогущество, свет и солнце. Золото считалось атрибутом царской власти, а сам царь воспринимался как олицетворение солнца. Не случайно имя предка скифских царей Колаксая в переводе означает «Солнце-Царь».
Лучше всего нам известно изобразительное искусство скифов. По рассказам Геродота и других античных писателей известны небольшие отрывки скифских сказаний. Великий Нартовский эпос сохраняет сюжеты и образы героев скифского времени, но сказания о Нартах начали записывать только в XIX в. У скифов была своя музыка, песни и танцы. В курганах найдены музыкальные инструменты — арфы и барабаны. Изобретение двенадцатиструннои арфы Нартовские сказания приписывают Сырдону. Древняя арфа и сегодня живет в музыкальной культуре осетин. М. М. Блиев, Р. С. Бзаров.
[показать]
Французский лингвист Ж. Фуссман записал мифы, в которых действуют древнейшие индоиранские божества, еще не испытавшие влияния ни аборигенных народов Индии, ни философских концепций пророка Заратуштры. Это Индра, бог смерти Яма, покровитель скота Гавеша, богиня молока и плодородия Дхишана, предстающие в зооморфных образах. Жрецы же этих архаичных племен совершают обряды, которые подробно описаны Геродотом, видевшим их у скифов, и гадают по можжевельнику, как скифы и их потомки осетины. Из подобных фактов можно сделать бесспорный вывод, что идеологические представления, круг мифологических персонажей и сюжетов, ритуальная практика предков индоиранских народов восходят к одному источнику. А это дает основание использовать индоиранские материалы при изучении скифской духовной культуры.
[показать]
Змееногая богиня скифов. Золотой конский налобник, Цимбалка
Скифская культура - представляет собою термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших, по данным Геродота, территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном.
В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом бассейны нижнего и среднего течения рек Буг, Днепр и Дон) и Северного Кавказа (Прикубанье) в 7-3 вв. до н. э. В ее ареале выделяется много локальных вариантов, которые могут сопоставляться с данными Геродота о расселении скифских и различных нескифских народов.
[184x550]
[250x171]
[показать]
Золотая конская накидка
http://www.youtube.com/watch?v=e-o1vMi2iAM
[показать]
[показать]
[показать]
Рис. 3. Одежда скифов-кочевников.
(Васіна З. Український літопис вбрання. Науково-художні реконструкції. – К.: Мистецтво, 2003. – Т.1. 11 000 років до н.е. – XII ст. н.е.)
[488x714]
Сцена вручения лука воину. Позолоченный сосуд, Частые курганы
Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Обычные мужские захоронения сопровождаются определенным набором оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения.
Бронзовые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками - ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве являются выразительными элементами скифской культуры. Весь комплекс этих ярких признаков имел широкое распространение в культурах кочевников степей Евразии (скифо-сибирского мира), скифская культура является самым западным вариантом этой культурной общности. В 7-5 вв. до н. э. скифская культура представлена яркими памятниками кочевников на территории Северного Кавказа (Костромской, Келермесские и Ульские курганы).
Отличительной особенностью С. к. на лесостепной территории и в Северном Причерноморье является возникновение множества городищ и поселений, среди которых выделяется Бельское городище. Эта особенность связана с оседлым бытом населения данного района.
Однако здесь нашли широкое распространение и яркое воплощение основные признаки скифской культуры, определяющие ее единство с культурами кочевников степей Евразии. Культура в области степей Северного Причерноморья, где жили скифы, в ранний период представлена небольшим количеством погребальных памятников в основном с довольно бедным инвентарем.
[показать]
С конца 5 в. до н. э. их количество резко возрастает и среди них выделяются царские курганы, дающие представление о расцвете здесь скифской культуры в 4 в. до н. э. С конца 5 в. до н. э. появляются свидетельства об оседлости части скифского населения - возникают поселения по берегам Днепра, на морском побережье и создается ремесленный и торговый центр на Каменском городище.
[показать]
В период походов скифов на восток и сразу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. до н. э. и особенно в 4 в. до н. э. - влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. до н. э. скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.
Источник -
http://historyalans.narod.ru/photoalbum.html
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[показать]
Неаполь-скифский – античное городище – территория представляет треугольник, обращенный к северу, с северо-востока естественная защита – круто обрывающиеся Петровские скалы (идеальное место для тренировок начинающих и профессиональных скалолазов с размеченными трассами), на западе – глубокая труднодоступная балка, по линии обрыва которой шла оборонительная стена.
По-гречески “неаполь” означает “новый город”. Конечно, вряд ли скифы назвали одну из своих крепостей греческим именем. Скорее всего, греки слышали название этой крепости на скифском языке и переделали его на свой манер, превратив в понятное им слово “Неаполь”.
По словам древнегреческого географа Страбона (конец I в. до н. э. – начало I в. н. э.), крепость Неаполь построил знаменитый скифский царь Скилур для того, чтобы она служила ему опорным пунктом в борьбе против греков. Вероятно, это не совсем так. Есть основания думать, что позднескифские крепости возникли гораздо раньше эпохи Скилура (вторая половина II в. до н. э.), а Страбон лишь попытался связать известную ему крепость с именем знаменитого скифского царя.
Согласно херсонесскому декрету в честь полководца Диофанта (конец II в. до н. э.), Неаполь находился где-то в глубине Скифии. Прославленный полководец дважды осаждал эту крепость. Обе компании завершались успехом, и оба раза побежденные скифы признавали над собой власть понтийского царя Митридата VI Евпатора, от имени которого действовал Диофант.
В результате археологических исследований в наше время открыты главные ворота города и южная оборонительная стена.
Особый интерес представляет скифский мавзолей, богатство захоронений которого напоминало гробницы великих курганов. Где была обнаружена гробница самого царя Скилура. Мавзолей – единственный памятник такого рода в скифских поселениях.
Его местонахождение лишний раз подтверждает значение Неаполя как экономического и культурного центра позднескифского государства, столицы Малой Скифии. Плиты с рельефами, образцы штукатурки с росписью, украшения, бусы и предметы быта, найденные на Неаполе, хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Известно, что только в мавзолее было обнаружено около 1300 золотых украшений. К началу 90-х годов была реконструирована большая Надвратная башня, от которой открывается замечательный вид на город и горы Главной гряды.
О находке стало известно ученым в 1827 г., тогда известному любителю древностей по фамилии Султан-Крым-гирей встретилась груженная камнем подвода, спускавшаяся от урочища Керменчик, где брали камень для строительных нужд. По чистой случайности этот любознательный человек (а звали его Александр Иванович, он был русским дворянином в самом высоком смысле этого слова, и потомком крымских ханов), обратил внимание на две плиты: на одной было высечено изображение всадника, на другой – надпись на древнегреческом языке.
После проведения на месте карьера раскопок, ими был обнаружен обломок мраморного барельефа с изображением старика и юноши, найдены греческие и римские монеты. В одной из надписей упоминался скифский царь Скилур, живший более 2-х тысяч лет назад. Имя это уже было известно из описаний древнегреческого географа и историка Страбона и по монетам города Ольвии. Сравнив изображения на монетах и барельефе, ученые убедились, что на плите изображен царь Скилур. Так было сделано сенсационное открытие столицы позднескифского государства – Неаполя Скифского, или Неаполиса (от греческого “новый город”).
http://crimea-forum.com.ua/simferopol/dostoprimechatelnosti/neapol-skifskij/
-------------------------------------------------------------------------------------
Глава 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ. VII век до нашей эры — III век.
Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке до н. э. из Азии и образовавшие в степях Причерноморья и части Крыма новое государство — Скифию, простирающуюся от Дона до Дуная. Ими началась череда кочевых империй, которые последовательно сменяли одна другую — сарматы сменили скифов, готы и гунны — сарматов, авары и предки болгар — гуннов, затем появлялись и исчезали хазары, печенеги и половцы. Приходившие кочевники захватывали власть в Северном Причерноморье над местным населением, которое в своем большинстве оставалось на месте, ассимилируя часть победителей. Особенностью Крымского полуострова была полиэтничность — в Крыму одновременно сосуществовали разные племена и народы. Из новых хозяев создавалась правящая элита, управляющая основной массой населения Северного Причерноморья и не старавшаяся изменять существующий образ жизни в регионе. Это была «власть кочевой орды над соседними земледельческими племенами». Геродот так писал о скифах: «Никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собою, где каждый — конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, и жилища устраиваются на повозках — такому народу как не быть непобедимым и неприступным».
Происхождение скифов до конца не выяснение. Возможно скифы были потомками коренных племен, издавна живших на причерноморской земле или представляли собою несколько родственных индоевропейских кочевых племен североиранской языковой группы, ассимилированной местным населением. Также возможно, что скифы появились в Северном Причерноморье из Средней Азии, выдавленные оттуда более сильными кочевниками. Скифы из Средней Азии могли пройти в причерноморские степи двумя путями: через Северный Казахстан, южный Урал, Поволжье и донские степи или через среднеазиатское междуречье, реку Аму-Дарью, Иран, Закавказье и Малую Азию. Многие исследователи считают, что господство скифов в Северном Причерноморье началось после 585 года до н. э., после захвата скифами Предкавказья и приазовских степей.
Скифы разделялись на четыре племени. В бассейне реки Буг жили скифы-скотоводы, между Бугом и Днепром скифы-хлебопашцы, к югу от них — скифы-кочевники, между Днепром и Доном — царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов — царских. Эта территория получила в античных источниках название Скифии. Геродот писал, что Скифия — это квадрат со сторонами, протяженностью в 20 дней пути.
Скифия Геродота занимала современные Бессарабию, Одесскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, почти весь Крым, кроме земель тавров — южного побережья полуострова, Подолию, Полтавщину, часть черниговских земель, территорию Курской и Воронежской областей, Прикубанье и Ставропольскую область. Скифы любили кочевать в причерноморских степях от рек Ингульца на западе до Дона на востоке. В Крыму найдены два скифских погребения VII века до н. э. — курган Темир-гора под Керчью и курган у села Филатовка в степном Крыму. В северном Крыму в VII веке до н. э. не было постоянного населения.
Скифское племенное объединение являлось военной демократией с народным собранием лично свободных кочевников, советом старейшин и племенными вождями, приносившие богу войны вместе с жрецами человеческие жертвы. Скифский союз племен состоял из трех групп, которые возглавляли свои цари с наследственной властью, один из которых считался главным. У скифов существовал культ меча, были высший мужской бог, изображавшийся на коне, и женское божество — Великая Богиня или Мать Богов. Войско состояло из поголовного ополчения всех боеспособных скифов, кони которых имели узду и седло, что сразу же давало преимущество в бою. Воинами могли быть и женщины. В скифском кургане у села Шелюги Акимовского района Запорожской области в полукилометре от Молочанского лимана обнаружено погребение шести скифских женщин-воинов. В кургане найдены ожерелья из золотых и стеклянных бус, бронзовые зеркала, гребни, костяные и свинцовые пряслица, железные наконечники копий и дротиков, бронзовые наконечники для стрел, очевидно лежавщие в колчанах. Скифская конница была сильнее знаменитой греческой и римской кавалерии. Римский историк II века Арриан писал о скифских лошадях: «Их вначале трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным презрением, если увидишь, как их сравнивают с конем фессалийским, сицилийским или пелепонесским, но за то они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно видеть, как тот борзый, рослый и горячий конь выбивается из сил, а эта малорослая и шелудивая лошаденка сначала перегоняет того, затем оставляет далеко за собой». Знатные скифские воины были одеты в панцирные или чешуйчатые рукавные рубашки, иногда в бронзовые шлемы и поножи, защищались небольшими четырехугольными щитами со слегка закругленными углами греческой работы. Скифские всадники, вооруженные бронзовым или железным мечом и кинжалом и имея короткий лук с двойным искривлением, бивший на 120 метров, были грозными противниками. Обычные скифы составляли легкую конницу, вооруженную дротиками и копьями, короткими мечами-акинаками. Впоследствии большую часть скифского войска стала составлять пехота, формировавшаяся из подвластных скифам земледельческих племен. Вооружение скифов в основном было своего производства, изготавливавшееся в больших металлургических центрах, производивших бронзовое, а позже железное оружие и снаряжение — Бельском городище в Полтавской области, Каменском городище на Днепре.
Снимки из жизни скифов (с Куль-Обской вазы)
Скифы атаковали противника лавой маленькими отрядами в конном строю в нескольких местах одновременно и притворно убегали, завлекая его в заранее приготовленную западню, где воины врага окружались и уничтожались в рукопашном бою. Главную роль в сражении играли луки. Впоследствии скифы стали применять удар конного кулака в середину вражеского строя, тактику измора, «выжженной земли». Отряды конных скифов могли быстро совершать большие переходы, используя в качестве провианта стада, идущие за войском. Впоследствии скифская армия значительно сократилась и утратила свою боеспособность. Скифское войско, успешно противостоящее в VI веке до н. э. колоссальной армии персидского царя Дария I, в конце II века до н. э. вместе со своими союзниками роксоланами было наголову разбито семитысячным отрядом гоплитов понтийского полководца Диафанта.
Начиная с 70-х годов VII века до н. э. скифские войска ходили в походы в Африку, на Кавказ, в Урарту, Ассирию, Мидию, Грецию, Персию, Македонию и Рим. VII и VI века до н. э. — это непрерывные набеги скифов от Африки до Балтийского моря.
В 680 году до н. э. скифы через Дагестан совершили вторжение на территорию племени албанов (современный Азербайджан) и опустошили их. При скифском царе Партатуа в 677 году до н. э. произошло сражение объединенного войска скифов, ассирийцев и сколотов с армией мидийцев, остатками киммерийцев и маннеян, возглавлявшейся военачальником Каштаритой, в ходе которой Каштарита был убит а его войско разгромлено. В 675 году до н. э. скифское войско Партатуа совершило набег на земли племен сколотов, живших на правом берегу Днепра и по Южному Бугу, который был отражен. С этого времени на землях этнических праславян появились грады — небольшие укрепленные поселки, жилища рода. После этого скифское войско с Партатуа и его сыном Мадием совершили двумя потоками нашествие на Центральную Европу, в ходе которого в битве на землях древних германских племен у озере Толензее скифы с царем Партатуа были почти полностью уничтожены, а войска Мадия были остановлены на границах владений сколотских племен.
В 634 году до н. э. войска царских скифов Мадия по черноморскому побережью Кавказа вошли в Переднюю Азию, в ряде кровопролитных сражений разгромили мидийскую армию и в 626 году чуть не захватили столицу Мидии — Эктабаны. Военная мощь Мидийского царства была уничтожена, а страна разграблена. В 612 году до н. э. оправившиеся мидяне с царем Киаксаром, сумевшим заключить союз со скифами, захватили Ниневию, столицу Ассирии. В результате этой войны Ассирия, как царство, перестала существовать.
Скифское войско с царем Мадием находилось в Передней Азии с 634 по 605 год до н. э. Скифы разграбили Сирию, дойдя до Средиземного моря, обложили данью Египет, города Палестины. После значительного усиления Мидии, царь которой Астиаг на пиру отравил почти всех скифских военачальников, Мадий повернул войско в Крым, куда скифы возвращались после двадцативосьмилетнего отсутствия. Однако, переправившись через Керченский пролив, скифское войско было остановлено отрядами взунтовавшихся крымских рабов, выкопавших ров на Ак-Монайском перешейке, самом узком месте Керченского полуострова. Произошло несколько сражений, и скифам пришлось возвращаться на Таманский полуостров. Мадий, собрав вокруг себя значительные силы скифов-кочевников, обошел Меотийское озеро — Азовское море — и ворвался в Крым через Перекоп. В ходе боев в Крыму Мадий очевидно и погиб.
В начале VI века до н. э. скифами при царе Арианте было окончательно завоевано царство Урарту, совершались постоянные нашествия на племена, населявшие Восточную и Центральную Европу. Скифы, разграбив Среднее Поволжье, прошли в бассейн рек Камы, Вятки, Белой и Чусовой и наложили дань на Прикамье. Попытка скифов пройти за Уральские горы в Азию была пресечена племенами кочевников, обитавшими в бассейне реки Лик и на Алтае. Возвращаясь в Крым, царь Аранта обложил данью племена, жившие по реке Оке. Через Прикарпатье по рекам Прут и Днепр скифское войско с боями прошло в междуречье Одера и Эльбы. После кровопролитнейшего сражения у реки Шпрее, на месте современного Берлина, скифы вышли на побережье Балтийского моря. Однако, из-за упорного сопротивления местных племен, укрепиться скифам там не удалось. Во время следующего похода к истокам Западного Буга скифское войско было разбито, а сам царь Арианта погиб.
Завоевательные походы скифов завершились в конце VI века до н. э., при скифском царе Иданфирсе. В Северном Причерноморье на триста лет воцарился мир.
Скифы жили как в небольших поселках, так и в окруженных валами и глубокими рвами городах. Известны большие скифские поселения на территории Украины — Матренинское, Пастырское, Немировское и Бельское. Основным занятием скифов было кочевое скотоводство. Жилищами их являлись кибитки на колесах, ели они вареное мясо, пили кобылье молоко, мужчины одевались в кожух, брюки и кафтан, перетягиваемый кожаным поясом, женщины — в сарафаны и кокошники. По греческим образцам скифы изготавливали красивую и разнообразную глиняную посуду, включая амфоры, используемые для хранения воды и зерна. Посуда изготавливалась с помощью гончарного круга и украшалась сценами скифской жизни. Страбон так писал о скифах: «скифское племя... было кочевым, употребляло в пищу не только мясо вообще, но в особенности конину, а также сыр из кумыса, свежее и кислое молоко; последнее, особым способом приготовленное, служит у них лакомством. Кочевники скорее воины, чем разбойники, все же ведут войны из-за дани. Действительно, они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются, если получат взамен известную условленную плату, и то умеренную, не для обогащения, но только для того, чтобы удовлетворить необходимые ежедневные потребности жизни. Однако с теми, кто им не уплачивает деньги, кочевники воюют. И в самом деле, если бы им правильно выплачивали арендную плату за землю, то они бы никогда не начинали войны».
В Крыму насчитывается более двадцати скифских погребений VI века до н. э. Они оставлены на пути сезонных кочевий царских скифов на Керченском полуострове и в степном Крыму. В этот период Северный Крым получил постоянное скифское население, однако очень небольшое.
В середине VIII века до нашей эры в Причерноморье и на северо-востоке от Эгейского моря появились греки. Нехватка пахотных земель и месторождений металлов, политическая борьба в полисах — греческих городах-государствах, неблагоприятная демографическая обстановка вынуждали многих греков искать для себя новые земли на побережьях Средиземного, Мраморного и Черного морей. Жившие в Аттике и в области Иония на побережье Малой Азии древнегреческие племена ионийцев первыми открыли страну с плодородной землей, богатой природой, обильной растительностью, зверями и рыбой, с широкими возможностями торговли с местными племенами «варваров». Плавать по Черному морю могли только очень опытные моряки, которыми и были ионийцы. Грузоподъемность греческих кораблей достигала 10000 амфор — основной тары, в которой перевозились продукты. Каждая амфора вмещала в себя 20 литров. Возле порта Марсель у берегов Франции было обнаружено такое торговое греческое судно, затонувшее в 145 году до н. э., длиной 26 метров и шириной 12 метров.
Первые контакты между местным населением Северного Причерноморья и греческими мореплавателями зафиксированы в VII веке до н. э., когда греки еще не имели колоний на Крымском полуострове. В скифском могильнике на горе Темир около Керчи обнаружена расписная родосско-милетская ваза прекрасной работы, изготовленная в это время. Жители крупнейшего греческого города-государства Милета на берегах Эвксинского Понта основали более 70 поселений. Эмпории — греческие торговые пункты — начали появляться на берегах Черного моря в VII веке до н. э., первой из которых у входа в Днепровский лиман на острове Березань стала Борисфенида. Затем в первой половине VI века до н. э. в устье Южного буга (Гипаниса) появилась Ольвия, в устье Днестра — Тирас, а на Керченском полуострове — Феодосия (на берегу Феодосийского залива) и Пантикапей (на месте современной Керчи). В середине VI века до н. э. в восточном Крыму возникли Нимфей (в 17 километрах от Керчи у села Героевка, на берегу Керченского пролива), Киммерик (на южном берегу Керченского полуострова, на западном склоне горы Онук), Тиритака (к югу от Керчи у поселка Аршинцево, на берегу Керческого залива), Мирмекий (на Керченском полуострове, в 4 километрах от Керчи), Китей (на Керченском полуострове, в 40 километрах к юге от Керчи), Парфений и Парфий (к северу от Керчи), в западном Крыму — Керкинитида (на месте современной Евпатории), на Таманском полуострове — Гермонасса (на месте Тамани) и Фанагория. На южном берегу Крыма возникло греческое поселение, получившее название Алупка. Греческие города-колонии были самостоятельными городами-государствами, не зависящими от своих метрополий, но поддерживавшими с ними тесные торговые и культурные связи. При отправке колонистов город или сами уезжающие греки выбирали из своей среды руководителя колонии — ойкиста, главной обязанностью которого при образовании колонии было разделить между греками-колонистами территорию новых земель. На этих землях, называемых хорой, находились участки граждан города. Все сельские поселения хоры подчинялись городу. Города-колонии имели свою конституцию, свои законы, суды, чеканили свои монеты. Политика их была независима от политики метрополии. Греческая колонизация Северного Причерноморья в основном происходила мирным путем и ускорила процесс исторического развития местных племен, значительно расширив области распространения античной культуры.
Около 660 года до н. э. греками был основан у южного устья Боспора Византии, для обережения греческих торговых путей. Впоследствии, в 330 году римским императором Константином на месте торгового города Византия, на европейском берегу пролива Босфор, была основана новая столица государства Константина — «Новый Рим», которая через некоторое время стала называться Константинополем, а христианская империя римлян — Византийской.
После разгрома Милета персами в 494 году до н. э. колонизацию Северного Причерноморья продолжили греки-дорийцы. Выходцами из древнегреческого города на южном побережье Черного моря Гераклеи Понтийской в конце V века до н. э. на юго-западном побережье Крымского полуострова был основан в районе современного Севастополя Херсонес Таврический. Город был построен на месте уже существовавшего поселения и среди всех жителей города — тавров, скифов и греков-дорийцев, поначалу было равноправие.
К концу V века до н. э. греческая колонизация Крыма и берегов Черного моря была завершена. Поселения греков появлялись там, где была возможность регулярной торговли с местным населением, обеспечивавшей сбыт аттических товаров. Греческие эмпории и фактории на черноморском побережье достаточно быстро превратились в крупные города-государства, Основными занятиями населения новых колоний, вскоре ставшим греко-скифским, было торговля и рыболовство, скотоводство, земледелие, ремесла, связанные с производством металлических изделий. Греки жили в каменных домах. От улицы дом отделяла глухая стена, все постройки были размещены вокруг двора. Комнаты и хозяйственные помещения освещались через окна и двери, выходящие во двор.
Примерно с V века до н. э. начали устанавливаться и быстро развиваться скифо-греческие связи. Были и налеты скифов на греческие причерноморские города. Известно нападение скифов на город Мирмекий в начале V века до н. э. При археологических раскопках обнаружено, что часть поселений, в этот период находившихся у греческих колоний, погибли в пожарах. Возможно поэтому греки стали укреплять свои полисы, возводя оборонительные сооружения. Скифские нападения могли стать одной из причин того, что независимые греческие причерноморские города около 480 года до н. э. объединились в военный союз.
В греческих полисах Причерноморья развивались торговля, ремесла, земледелие, искусства. Они оказывали большое экономическое и культурное влияние на местные племена, одновременно перенимая все их достижения. Через Крым осуществлялась торговля между скифами, греками и многими городами Малой Азии. Греки брали у скифов в первую очередь хлеб, выращиваемый местным населением под скифским контролем, скот, мед, воск, соленую рыбу, металл, кожи, янтарь и рабов, а скифы — металлические изделия, керамическую и стеклянную посуду, мрамор, предметы роскоши, косметические изделия, вино, оливковое масло, дорогие ткани, украшения. Скифо-греческие торговые связи стали постоянными. Археологические данные свидетельствуют, что в скифских поселениях V — III веков до н. э. найдено большое количество амфор и керамики греческого производства. В конце V века до н. э. чисто кочевое хозяйство скифов сменилось полукочевым, увеличилось поголовье крупного рогатого скота в стаде, как следствие появилось отгонное скотоводство. Часть скифов осело на землю и начало заниматься мотыжным земледелием, высаживая просо и ячмень. Население Северного Причерноморья достигло полумиллиона человек.
Украшения из золота и серебра, найденные в бывшей Скифии — в курганах Куль-Обском, Чертомлыкском, Солохе делятся на две группы