[показать]Ярополец
Ярополец — дворянская усадьба на берегу реки Лама в селе Ярополец под Волоколамском, которая последовательно принадлежала Дорошенкам, Загряжским и Гончаровым, в том числе тёще А. С. Пушкина. Известность усадьбы связана главным образом с именем Пушкина, который дважды посещал её.
Название села Ярополец, по преданию, происходит от "Ярого поля", так как в древности в окрестностях содержались псарни московских царей и в свое время здесь любил охотиться Алексей Михайлович. Расположено село Ярополец к северо - западу от Волоколамска.
Село Ярополец было пожаловано в 1684 г. украинскому гетману П. Д. Дорошенко.
Петр Дорошенко
После смерти гетмана, село по наследству перешло к его сыновьям и было поделено между наследниками. Обе части поместья были проданы. Северная часть перешла в 1717 году к Григорию Петровичу Чернышеву. Южная часть находилась во владении Александра Петровича Дорошенко, сына гетмана, до середины восемнадцатого века. После смерти Александра Петровича Дорошенко, усадьба по наследству перешла к его дочери – Екатерине Александровне, в последствии вышедшей замуж за Александра Артемьевича Загряжского – представителя старинного дворянскогого рода. В гербовнике того времени про Загряжских писали, что «...служили наместниками, воеводами, посланниками и в иных чинах и жалованы были от государей в 1500 и других годах поместьями»
Создатель дворцово-паркового ансамбля, А. А. Загряжский. Портрет приписывается Ф. Рокотову. Середина 1770-х годов
По архивным данным Александр Артемьевич Загряжский значился владельцем усадьбы как минимум до 70-х годов восемнадцатого столетия. Главный дом усадьбы к тому времени оставался деревянным, однако здания-службы были уже каменные.
По некоторым записям можно сделать вывод, что в дальнейшем каменные службы были переделаны во флигели и между ними и главным домом были проложены переходные галереи. Этот вывод можно сделать, например на основании записи 1755 года, в которой уже не упоминаются каменные службы, а про усадебный дом говорится: «дом господский и при нем флигели каменные о двух этажах».
Екатерининский храм (прежде церковь Иоанна Предтечи) и въездные «Шахматные» ворота
Облик усадьбы складывался именно в это время – в середине восемнадцатого века. Около построенного на берегу реки Ламы деревянного усадебного дома возведена каменная церковь Иоанна Предтечи (1751-1755-е гг.), стоящая при въезде на парадный двор. К храму, и далее на парадный двор ведут боковые въездные ворота. Необычна форма ворот – они выполнены в виде крепостных башен с зубцами. К сожалению до нашего времени от всей кирпичной ограды, ранее окружавшей весь усадебный комплекс, сохранилась только южная стена.
Конторский флигель (дом управляющего)
Парадный двор имения образован усадебным домом, соединённым переходами с флигелями. По периметру двора, полукругом, расположены хозяйственные постройки. За свои художественные достоинства усадебный дом по праву относится к числу лучших усадебных построек восемнадцатого века. Создателем изысканной архитектуры усадебного ансамбля усадьбы Гончаровых принято считать известного архитектора второй половины XVIII в. И.В. Еготова.
Корпус конюшни
В 1786 году во владение усадьбой вступает один из сыновей Александра Артемьевича Загряжского -- Борис. Борис Александрович Загряжский известен как волоколамский уездный предводитель дворянства, имевший чин генерал-майора. В конце восемнадцатого века (в 80х-90х годах) он завершает капитальную застройку усадьбы, начатую еще его отцом в конце 70-х годов восемнадцатого века.
Еще один сын Александра Артемьевича Загряжского – Иван Александрович, «молодой, блестящий гвардеец», дослужившийся до чина генерала-лейтенанта, женился повторно, и 22 октября 1785 года, в усадьбе Ярополец, у его второй жены родилась дочь Наталья – будущая теща Александра Сергеевича Пушкина. В январе 1807 года Наталия Ивановна Загряжская вышла замуж за Николая Афанасьевича Гончарова (1787 - 1861). В декабре того же года умер ее отец Иван Александрович Загряжский.
Наталья Ивановна Загряжская (Гончарова)(1785 - 1848) - мать Натальи Пушкиной. Неизвестный художник, конец 1820-х гг.
Спустя пять лет, 27 августа 1812 года, у Наталии Ивановны и Николая Афанасьевича родилась дочь Наталия - будущая избранница Пушкина. Счастье было недолгим. Начиная с 1814 года у Николая Афанасьевича Гончарова появляются первые признаки умственного расстройства, а в 1823 году его поражает острый припадок полного умопомешательства, неизлечимого до конца его дней. Хозяйкой усадьбы остается Н.И. Гончарова с тремя сыновьями и тремя дочерьми, среди которых одиннадцатилетняя Наталия. Начиная с 1821 года, получив по разделу имений, Ярополецкую усадьбу, Наталия Ивановна становится ее распорядительницей и проводит в ней с детьми каждое лето.
Сохранились письма, в которых она искренне признается в том, что усадьба ей очень нравится. Однако, имущественные дела Гончаровых в это время были весьма неблагополучны. В 1832 году, после смерти Афанасия Николаевича - отца Николая Афанасьевича, обнаружились огромные долги - более миллиона рублей. Эти долги вместе с майоратным наследством должны было перейти к сыну – безнадежно больному Николаю Афанасьевичу. В связи с состоянием здоровья наследника, в ноябре 1832 года опекунство над Н. А. Гончаровым было поручено его старшему брату.
Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен.
— Письмо Пушкина жене, 26 августа 1833 года
В 1833 и 1834 годах в усадьбу приезжал Александр Сергеевич Пушкин. Он приезжал сюда к матери своей жены – Наталье Ивановне Гончаровой. Сама же Наталия Гончарова регулярно навещала мать в усадьбе с детьми. По словам поэта, усадьба уже в то время клонилась к упадку. Вот цитата из письма Александра Сергеевича к супруге: «В Ярополиц приехал в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше… Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у нее. Она живет очень тихо и уединенно в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки, Дорошенки, к которому я ходил на поклонение. Сем. Фед., с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопримечательности Яропольца…»
Портрет А.С. Пушкина. Бумага, акварель. 20,3x16,6 см. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Летом 1848 года Наталия Ивановна Гончарова приехала в Иосифо-Волоколамский монастырь "на богомолье". Это случилось 1 августа 1848 года. Однако не прошло и дня, как «2 числа там занемогла и 2 числа скончалась». 4 августа Наталия Ивановна Гончарова была похоронена в Иосифо-Волоцком монастыре "по христианскому православному чинопочитанию". Новый раздел имения Гончаровых произошел между наследниками 30 апреля 1852 года.
Каретник.
С 80-х годов девятнадцатого века владельцем имения стал сын И. Н. Гончарова, Николай Иванович, а после его смерти до Октябрьской революции в усадьбе жила его вдова - Елена Борисовна Гончарова, урожденная княгиня Мещерская.
Двухэтажное здание главного усадебного дома связано с двумя флигелями крытыми галереями (начало 80-х годы восемнадцатого века). Украшенный портиком коринфских колонн, скрывающим позади полуциркульную лоджию, отмеченный на флангах своих плоскими пилястровыми портиками под треугольными фронтонами, это здание своей объемной композицией напоминает знаменитый дом Пашкова в Москве. Необычно цветовое оформление построек усадьбы и главного дома, в том числе. Все здания, кроме церкви Ионна Предтечи, окрашены в яркий алый цвет, а дполнение из белокаменных деталей и лепнины придают всему ансамблю праздничный, торжественный вид.
Необычно в этом здании решена открытая галерея-балкон, соединившая центральное ядро с боковыми флигелями. Она протянулась от одного крыла к другому, повторяя в тени портика изгиб полукруглой лоджии.
Внутреннее убранство дома по своему изяществу соответствовало внешнему облику усадьбы. Интерьеры украшали настенные росписи, возможно исполненные крепостным живописцем Гончаровых - Макаровым, изразцовые печи и камин, наборный паркет. В большом зале с потолка свешивалась массивная екатерининская люстра, состоящая из сотен хрустальных капель. В здании находилось огромное количество разнообразных произведений искусства -- старинные картины, гравюры, акварели. Каминные полки были уставлены часами и фарфоровыми вазами. В залах располагалась мебель различных стилей и эпох.
Усадьба построена в стиле русской классической архитектуры. Главный усадебный дом построен из красного кирпича и украшен лепными деталями. У парадного входа возвышаются белые колонны. Дом-дворец был обнесен кирпичной стеной, от которой сейчас осталась только фронтальная часть с железными воротами и высокими башнями по бокам.
По периметру курдонёра располагаются конюшня и каретник, построенные в 60-е годы восемнадцатого века. Торцы зданий, обращенные к дому, превращены в двухэтажные корпуса, другие торцы оформлены двухъярусными башнями со шпилями.
Главные въездные ворота усадьбы в стилистике псевдоготики имеют форму крепостных башен с бойницами. Башни имеют форму шахматных ладей, увенчанных гибеллиновыми зубцами. Массивные круглые пилоны прорезаны рустовкой и ложными окнами-бойницами. Усадьба Гончаровых изобиловала постройками в стиле средневекового зодчества, некоторые из них, так же как и большая часть декоративной кирпичной ограды окружавшей усадьбу, были уничтожены.Среди утраченных зданий – здание крепостного театра, банный домик необычный по своей архитектуре, оранжерее. До нашего времени дошел лишь готический павильон у реки. Недалеко расположены руины каменной ограды с полуразрушенной башней.
Металлическая ограда парадного двора с белокаменными столбами и тремя воротами сохранилась не полностью.
Перед въездом в усадьбу расположены парные корпуса ткацких мастерских (конец восемнадцатого века).
Двухэтажный дом управляющего, расположенный слева от въезда.
Небольшая церковь близ усадебного дома -- строгая классическая церковь Иоанна Предтечи (середина восемнадцатого века). Здание церкви – кирпичное – сооружено взамен деревянной, стоявшей на берегу Ламы.
Пейзажный парк, на берегу реки Ламы, с разнообразной растительностью, преимущественно лиственной. У обсаженного березами берега начинается Пушкинская аллея. Она ведет к заросшему пруду с островом, созданному отводом воды из Ламы в колцевой ров.
Как уже говорилось, на территории усадьбы, непосредственно за главными воротами, в середине восемнадцатого века, была сооружена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Другое название церкви – церковь Екатерины Великомученницы. Иногда церуовь также называют Предтеченской, Иоанновской (Ивановской) или Рождественской.
По некоторым данным именно в этой церкви в 1785 году была крещена Н.И. Загряжская (в замужестве Гончарова) – теща А.С. Пушкина.
Здание церкви по времени возникновения является самым ранним объеком усадьбы Гончаровых, хотя современный вид церковь приобрела в начале девятнадцатого века после перестройки.
Церковь была возведена на средства владельца усадьбы Александра Артемьевича Загряжского.
Архитектура церкви представляет собой широко распространенный в православии тип восьмерика на четверике. В начале девятнадцатого века (в 1806 году) здание церкви было капитально перестроено. Изначально построенная в барочных формах, церковь приобрела характерные черты классицизма.У церкви два боковых придела – великомученицы Екатерины и князя Бориса – построенные в 1808 году Борисом Александровичем Загряжским, сыном первого владельца усадьбы. Имена приделам были даны в честь святых покровителей своего и матери – Екатерины Александровны Загряжской. Архитектура приделов следует строгим традициям классицизма. Массивность портиков здания облегчается за счет устремленной ввысь арки центрального пролета
Алтарная апсида и колокольня оформлены с использованием рельефной обработки. Оформление всего здания церкви выдержано в едином стиле с использованием накладки на прежние части кирпичных, позже оштукатуренных, пилястр, карнизов и колонн, с применением белокаменных деталей и лепнины. Поразительно как зодчему удалось решить задачу перестройки церкви – настолько удачно достигнуто единство фасадов и цельность всего объема композиции. В советское время церковь была закрыта (в 1930-х годах) однако поддерживалась в порядке и не использовалась под хозяйственные нужды. Вновь открыта для служб в 1992 году
Начиная с 1918 году усадьба была зарегистрирована и взята на учет как архитектурно-исторический памятник, а в 1928 году в главном здании усадьбы была реставрирована Пушкинская комната. Одно время после революции здесь существовал художественно-бытовой музей, затем школа, дом отдых. Усадьба была включена в сеть музейных учреждений. В зданиях, расположенных на территории усадьбы с 1920 года располагалась Ярополецкая средняя школа.
Фашистская оккупация 1941 года нанесла огромный ущерб усадьбе. В пожаре была уничтодена Пушкинская комната и внутреннее убранство дома, были практически уничтожены парки усадьбы и хозяйственные постройки. Главное усадебное здание было приспособлено оккупантами под конюшню.
Среди местного населения война породила легенду о том, что под усадьбой Гончаровых находится подземный ход, который ведет к ценностям, оставленными немцами во время войны.
Первые реставрационные работы проводились в усадьбе в 60-х годах двадцатого века. После проведенных работ усадьба приобрела вид максимально приближенный к первоначальному, тому какой ее видел А.С. Пушкин. В настоящее время усадьба Гончаровых -- одна из красивейших, полностью восстановленных усадеб.
На территории усадьбы расположен дом отдыха Московского Авиационного Института, тем не менее территория открыта и свободна для посещений. На средства, получаемые от работы дома отдыха ежегодно производится косметический ремонт зданий усадьбы и прилегающей территории.
Усадьба Гончаровых дважды служила съемочной площадкой. В 1990 г. на территории усадьбы снимался кинофильмы по повести Лескова "Очарованный странник", а в 1994 г. – экранизация повести А.С. Пушкина "Барышня крестьянка",1957 — «На графских развалинах»2000 — «Репете»
Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод»
Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» едва ли не самый молодой в Калужской губернии. Он был торжественно открыт 5 июня 1999 года, к двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина, как филиал Калужского областного краеведческого музея.
В мае 1830 года после помолвки с Натальей Николаевной Гончаровой Пушкин впервые посетил Полотняный завод. Здесь он встретился с дедом Натальи Николаевны А.Н. Гончаровым и пробыл в имении три дня. Второй раз Пушкин приезжал сюда в 1834 году. В имении он работал в большой библиотеке Гончаровых. Поэт собирал материалы к истории Петра Первого. Позже, уже в Петербурге, Пушкин писал о Полотняном: "Ах, кабы Заводы были мои! Тогда меня в Петербург и московским калачом не заманили бы".
Начало истории Полотняного Завода восходит к 1718 году, когда купец Тимофей Карамышев получил от Петра I Указ о постройке заводов «для делания парусных полотен». В 1720 году последовал еще один Указ: «…построить своим коштом бумажную мельницу и делать бумагу»
В 1732 году компаньонами в дело вошли Афанасий Гончаров и Григорий Щепочкин, а после смерти Карамышева с 1735 года они остались в деле вдвоем. Главенствующее положение занял Гончаров: его капитал втрое превосходил долю Щепочкина. В том же 1735 году произошел раздел фабрик, чтобы «каждый в своей части прилежнее рачить мог». К 1767 году сложился усадебный ансамбль, уникальность которого состояла в том, что производство находилось в непосредственной близости от господского дома.
Столовая. Даже сервиз сохранился! Удивительно осознавать, что когда-то здесь ходил, скажем, тот же Пушкин или вот потчевал вместе с Натальей Николаевной, сидя в этой комнате.
Красавица Наталья Николаевна. Ее роль в жизни Пушкина до сих пор неоднозначна для многих литераторов и биографов. Так или иначе через семь лет после его смерти она вновь вышла замуж, на этот раз за генерала Петра Ланского. Умерла она в возрасте 51 года от воспаления легких. После себя она оставила 7 детей: 4 от брака с Пушкиным и 3 от второго барка с Ланским.
Я снова в Полотняном.
В парке снова
Над Суходревом с Пушкиным грущу.
Я вместе с ним
Наталью Гончарову
Среди красавец заводских ищу.
Парусно-полотняная мануфактура прекратила свою деятельность в середине XIX века. Бумажная мануфактура действует и поныне.
В залах усадьбы в наши дни воссозданы столовая комната и гостиная Гончаровых, на стенах можно увидеть портреты, как самой красавицы Натали, так и других исторических личностей того периода.
Экспозиция музея включает 14 залов, в том числе выставочный, который находится в бывшей бильярдной. Приоритетным направлением работы музея стало проведение театрализованных экскурсий для школьников: «Здравствуй, музей!», «В гостях у Ученого Кота», «Сказки Арины Родионовны». Разработана событийная экскурсия: «Розы Гименея» для молодоженов. При музее организован литературный клуб «Под сенью дружных муз» для любителей поэзии.
Ежегодно в первую субботу июня проводятся Пушкинские праздники поэзии. Другое традиционное мероприятие - День Натали, который организуется совместно с Детской школой искусств им. Н.Н. Гончаровой. Новое веяние в работе музея - устройство дворянских балов при содействии членов московского исторического общества «Бал в русской усадьбе». Музей поддерживает тесные связи с ОАО «Полотняно-Заводская бумажная фабрика». Стало доброй традицией ежегодно 1 сентября проводить «Праздник школьной тетради» и выставку школьной продукции в экспозиции музея-усадьбы.
Потрет Натальи Николаевна кисти В. Гау. Наличие еврейской крови придает ей особый шарм и яркую внешность, на мой взгляд.
Приоритетным направлением работы музея стало проведение театрализованных экскурсий для школьников: «Здравствуй, музей!», «В гостях у Ученого Кота», «Сказки Арины Родионовны». Разработана событийная экскурсия: «Розы Гименея» для молодоженов. При музее организован литературный клуб «Под сенью дружных муз» для любителей поэзии. Впервые в этом году состоялся районный детский фестиваль «Здравствуй, племя младое, незнакомое!», посвященный
211-ой годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. С июля 2010 года при музее действует лодочная станция. Постоянно проводятся экскурсии по парку и Дому Щепочкиных. Ежегодно в первую субботу июня проводятся Пушкинские праздники поэзии. Другое традиционное мероприятие - День Натали, который организуется совместно с Детской школой искусств им. Н.Н. Гончаровой. Новое веяние в работе музея - устройство дворянских балов при содействии членов московского исторического общества «Бал в русской усадьбе». Первый такой бал с успехом прошел в Полотняном Заводе 28 августа нынешнего года.
По территории усадьбы протекает река Суходрев. Она огибает парк и как бы очерчивает границы усадьбы. При парке работает лодочная станция. Можно покататься.
Дружеские взаимоотношения связывают наш музей с Государственным музеем А.С.Пушкина в Москве. Столичные коллеги неоднократно предоставляли Полотняному Заводу свои экспонаты для выставок, в частности, на Натальин День была организована выставка картины «амазонки русского авангарда» Н.С. Гончаровой «Дом над прудом. Полотняный Завод».
Кариан (усадьба)
Кариан-Строганово, Кариан-Загряжское (прежнее название — Загрядчина) — историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова.
Наталья Гончарова- Пушкина
Сохранившийся до наших дней усадебный дом занимают учреждения местного значения, в его мезонине располагается музейная экспозиция Знаменского краеведческого музея. На общественных началах сохраняется часть парка Строгановых (ООПТ Знаменский парк культуры и отдыха).
Усадьба Кариан первоначально названа по реке Кариан, в верховье которой оно находится. По традиции к названию усадьбы присоединялось имя владельца. Первыми хозяевами усадьбы были представители рода Загряжских. В начале XVIII века земля у слияния рек Кариана и Цны, в 37 верстах от города Тамбова, пожалована генерал-поручику Артемию Григорьевичу Загряжскому, который перевёл сюда, по данным ревизской сказки, около 500 душ крестьян и дворцовой прислуги. В 1754 году, после смерти А. Г. Загряжского, имение Кариан, вероятно, унаследовали оба его сына — Александр и Николай.
Вместо сгоревшей сельской деревянной Покровской церкви в 1743—1745 годах на площади перед барским домом и парком по заказу Александра Артемьевича Загряжскогобыла построена одна из первых в Тамбовской губернии каменная церковь, посвящённая иконе Божией Матери «Знамение». По этой церкви село получило название Знаменское(сейчас — Знаменка). Постройка была выполнена по распространённой в то время схеме «восьмерик на четверике». Легенды, связывающие с созданием Знаменской церкви имена В. Расстрелли и В. Баженова, не имеют под собой никакой реальной почвы. Возможно, что церковь в Кариане и церковь в ещё одном поместье Загряжских — Яропольце — строил один и тот же архитектор. В конце XVIII века к храму были добавлены два придела — святого Николая Чудотворца и святой Александры известен по фотографиям начала XX века.
Сведений о том, какие здания входили в усадебный комплекс во второй половине XVIII века, не сохранилось. Господский дом в последующие годы перестраивался много раз. Это большой одноэтажный дом, комнаты в котором, судя по всему, были расположены анфиладой, с высоким подвалом, где находились служебные помещения и жили слуги. Стена парадной залы овальной формы выступает в сад, над центральной частью дома находится мезонин. Купольное перекрытие залы было выполнено из дерева без использования гвоздей[Фасады, видимо, позднее переделывались и в настоящее время выглядят весьма просто
Иван Александрович Загряжский † 19 дек. 1807 г., генерал-поручик.
После Александра Артемьевича имение перешло к его старшему сыну Ивану Александровичу Загряжскому (ум. 1807). В 1806 году Иван Александрович под залог Кариан-Загряжского получил в дворянской опеке 21 000 рублей. Известно, что унаследовавший имение его сын Александрк марту 1812 года смог выплатить лишь четверть долга. При Александре Ивановиче велись работы по перестройке усадебного дома и церкви. Во время Отечественной войны 1812 года Николай Афанасьевич Гончаров, служивший в то время при гражданском губернаторе в Калуге, вывез из Полотняного Завода, рядом с которым велись боевые действия, свою беременную жену и детей в тамбовское имение шурина.
Дед Натальи Николаевны — А. Н. Гончаров.Отец Натальи Николаевны — Н. А. Гончаров. 1810-е годы.Мать Натальи Николаевны — Н. И. Гончарова. 1800-е годы
Родословная Н. Н. Гончаровой
В Кариан-Загряжском Наталья Ивановна Гончарова родила 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1812 года дочь Наталью — будущую жену А. С. Пушкина. Девочка, вероятно, была крещена в Знаменской церкви.Гончаровы жили в Кариане до августа 1813 года
Наталья Николаевна Гончарова в детстве. Неизвестный художник. Начало 1820-х годов
В 1813 году, после тяжёлого ранения в сражении с наполеоновскими войсками, Александр Иванович скончался и был похоронен в Знаменской церкви рядом с родителями. На этом мужская линия рода Загряжских пресеклась, и владение имением перешло к дочерям Ивана Александровича — Екатерине (1779—1842) и Софье (1778—1851). Софья Ивановна, вышедшая в 1813 году замуж за графа Ксавье де Местра, с середины 20-х годов до 1839 года жила вместе с мужем за границей[9]. Вместе с Карианом сёстры унаследовали и лежащий на нём долг, выросший к тому времени до 80 000 рублей. Екатерина в конце 1813 года обращалась к императрице с просьбой об отсрочке платежей по долгам на 12 лет.
В 1823 году Екатерина Ивановна составила завещание, по которому всё имущество получала сестра Софья. Софья Ивановна после смерти сестры управляла имением самостоятельно, без участия мужа. Она не бывала в имении лично, решая все вопросы через управляющего. Большая часть земельных угодий сдавалась в аренду.Кариан по-прежнему находился в упадке, сумма долга увеличивалась, однако графиня не оставляла благотворительной деятельности. Так, она помогала Покровскому Девичьему монастырю и на свои средства содержала в Детском приюте принца Ольденбургского брата и сестру Рожковых. В 1846 году Софья Ивановна дала вольную дворовым Кариана
Перед своей смертью графиня де Местр завещала имение вместе со всем состоянием племяннику — Сергею Григорьевичу Строганову
А. С. Пушкин. Акварель. Неизвестный художник. Портрет датирован 31 июня 1831 года. По мнению искусствоведов, выполнен в 1860-х годах. Есть также сомнения, что на акварели изображён именно Пушкин
Строгановы
С. Г. Строганов вступил в права наследника 1 октября 1851 года с обязательством выплачивать 6 % годовых с капитала овдовевшему Ксавье де Местру. Со смертью в июле 1852 года графа де Местра наследство Загряжских полностью перешло к Строгановым[11]. Сергей Григорьевич выплатил отступные за отчуждение от наследства Гончаровым, претендовавшим на имение, и уплатил долги, лежащие на нём. В 1857 году он передал Знаменское своему сыну Павлу, при котором поместье пережило свой расцвет.
Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова. Холст, масло. 1882 год. 179x125 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Граф Сергей Григорьевич Строганов— русский государственный деятель, археолог, меценат, коллекционер, московский генерал-губернатор, генерал от кавалерии
При новом владельце был отремонтирован барский дом, возведено каменное ограждение, остатки которого сохранились до наших дней, благоустроен пришедший в запустение парк. Для реставрации и росписи Знаменской церкви Строганов пригласил мастеров из столицы. По сохранившимся местным преданиям, оформление церкви воссоздавало интерьеры Исаакиевского собора — храма, где был крещён владелец имения.
Граф выделил средства на постройку церковно-приходской школы. Кроме школы Строганов содержал аптеку, приёмный покой богадельни, столовые для рабочих.
В 1864 году был основан конный завод, на котором разводились рысистые породы (скакуны брали призы на бегах в столице) и велась работа по улучшению породы крестьянских лошадей. В имении работали полотняный и винокуренный заводы, оборудованные механизмами с керосиновыми двигателями.
В 1894 году на деньги, выделенные Строгановым, на ветке Рязано-Уральской железной дороги в шести километрах от 3наменки была построена железнодорожная станция «Кариан-Строганово». В июне 1896 года были электрифицированы усадебный дом, все служебные помещения и церковь. Тогда же в Знаменском появился телефон.
Неподалёку от места, где была церковь, могила Александра Ивановича Загряжского - правнука Артемия Григорьевича. Умер после тяжёлого ранения, полученного в бою с наполеоновскими войсками.
В 1899 году при Знаменской школе Строганов открыл общественную читальню. Владелец усадьбы коллекционировал старинные книги и рукописи, собирал живопись. Он был одним из немногих русских коллекционеров, обративших внимание на произведения ранних итальянских художников. В особняке Знаменской усадьбы хранилось собрание картин российских: И. Айвазовского, А. Боголюбова, В. Боровиковского, К. Брюллова, Ф. Васильева, М. Клодта и западноевропейских живописцев, в том числе Скорела, Тенирса, Фрагонара[18][15]. В Знаменском провёл лето 1869 года Фёдор Васильев, которому Строганов оказывал особое внимание. Окрестности Кариан-Знаменки запечатлены художником в картинах «Деревня», «Мокрый луг», «После дождя»
Усадьба графа СтрогановаСейчас дом выглядит куда менее привлекательно. Здесь располагаются несколько местных учреждений, а также музей Натальи Гончаровой.
П. Строганов умер в 1911 году, не оставив прямых наследников. Имение перешло к сыну племянницы Павла Сергеевича князю Г. А. Щербатову, который владел Знаменской усадьбой до революции. Опекун малолетнего князя Щербатова почти сразу после смерти Строганова взял ссуду в Тамбовском дворянском земельном банке в размере 300 тыс. рублей. С этого момента начался упадок бывшего образцового имения
Как видите, Наталья Гончарова пребывала в Кариане всего лишь первый год своей жизни и, откровенно говоря, повода для большой гордости от того, что она здесь родилась я не наблюдаю. В сознательном возрасте она здесь не была, как следствие любить эти места не могла и вообще вряд ли о них много знала.
От самой церкви сохранились только остатки фундамента.
После Октябрьской революции художественная коллекция Строганова была разрознена: некоторые картины попали в крупные музеи, а бо́льшая часть направлена в Тамбовскую картинную галерею. Было предпринято несколько неудачных попыток создать на базе усадьбы музей. Трапезная Знаменской церкви была взорвана в 1940 году, в 1946 году — сам храм и его приделы. Сохранилась только полуразрушенная церковная колокольня, по состоянию на 2007 год она использовалась как водонапорная башня
Колокольня церкви Иконы Божией матери Знамение
На территории парка были возведены современные постройки, в том числе здание школы в середине 1980-х годов.
С 1924 года графский дом и парк, площадь которого составляла 9 десятин 504 кв.сажени, входили в число охраняемых государством памятников. Но то, что от неё осталось, сохранилось не благодаря, а вопреки всем обстоятельствам. Знаменская усадьба притягивает к себе путешественников с какой-то волшебной силой, которых она принимает из разных уголков страны с неизменной гостеприимностью. Легендарный парк с широкими дубовой и липовой аллеями прекрасен в любое время года. Кажется, что созерцать всю эту красоту не устанешь никогда.
Усадебный парк в советское время изрядно пострадал. На его территории возвели несколько новых построек, в частности школу в 1980-х годах.
Об отношении к личности графа П.С.Строганова очень точно сказала краевед В.А.Кученкова: "Можно лишь утверждать, что за свои 88 лет Строганов сделал немало для себя и своего Отечества, и нынешние поколения, не впадая в излишнюю фетишизацию, без всяких натяжек могут быть благодарными этому рафинированному российскому дворянину"
Тамбовская область отнюдь не "медвежий угол" - а едва ли не центр русской культуры! По тамбовской земле разбросаны бывшие имения, где родились, жили Евгений Боратынский, композиторы Алексей Верстовский, Пётр Чайковский и Сергей Рахманинов…А наше всех отношение....без комментариев.
Источники:
tutnedaleko.ru
tambovgrad.ru
Памятники архитектуры Московской области / Под общей редакцией Е. Н. Подъяпольской. — М.: Стройиздат, 1998.
Чекмарёв А. Архитектурное наследство [Сборник статей] / Отв. ред. И. А. Бондаренко. — М.: КомКнига, 2006. — Т. 46.
Величко И. Краткое описание имения графа Павла Сергеевича Строганова Тамбовской губ. и уезда, при с. Знаменское-Кариан. — Москва: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1892.
Камягина Е. Знаменская усадьба // Русские провинциальные усадьбы. — Москва, 2001. — С. 391.
Кученкова В. Строгоновы // Русские усадьбы. — Тамбов, 2001.
Ободовская, И.; Дементьев, М. Наталья Николаевна Пушкина. — 2-е изд. — М. : Советская Россия, 1987.
Чекмарёв А. Ярополец Загряжских // Архитектурное наследство / Отв. ред. И. А. Бондаренко. — Москва: КомКнига, 2006. — Т. 46. — 328 с
Чекмарёв А. Ярополец. История двух усадеб. — Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2007. — Т. 46. — С. 22-23. — 207 с.