• Авторизация


Зодчие Санкт-Петербурга 06-09-2020 14:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Seniorin Оригинальное сообщение

"Зодчие" Санкт-Петербурга

«Город Гоголя, Пушкина, Блока, город, помнящий поступь Петра, из болота шагнувший в барокко, ты достоин резца и пера…»

Марк Лисянский

 

В Александровском парке Санкт-Петербурга можно увидеть интересный комплекс "Петербург в миниатюре", где представлены все самые значимые здания исторического центра города. Неподалеку располагается и скульптурная композиция «Зодчие», изображающая сидящих за одним столом великих архитекторов, которые стали авторами всех этих известных зданий.

 

Исторический центр Санкт-Петербурга славится своими памятниками и прекрасной архитектурой. Всем этим великолепием город обязан жившим в разные эпохи великим зодчим, которые своими трудами создали уникальный стиль и неповторимую атмосферу Северной столицы России.

Композиция «Зодчие» была установлена в Александровском парке в 2011-м году. Ее автором и идейным вдохновителем стал известный современный скульптор Александр Таратынов, чьи работы широко известны не только в России, но и в Европе. Масштабная скульптурная композиция «Зодчие» представляет собой сидящих за одним столом известных архитекторов, обсуждающих планы строительства Санкт-Петербурга.

В скульптурной композиции Александра Таратынова изображены Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), Жан Франсуа Тома де Томон (1760 -1813), Василий Иванович Баженов (1737-1799), Огюст Монферран (1786-1858), Доменико Андреа Трезини (1670-1734), Карло ди Джованни Росси (1775-1849), Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811).

Бронзовые скульптуры зодчих выполнены в полный рост, чрезвычайно натуралистично и живо.

Интересно, что скульптор оставил за столом один пустой стул. Желающие принять участие в обсуждении градостроительских планов Санкт-Петербурга могут присоединиться к дискуссии и сфотографироваться на память рядом с великими зодчими.

За небольшое время, прошедшее со дня открытия, у скульптурной группы уже появилась своя легенда. Говорят, что люди, затеявшие строительство, должны посидеть на стуле рядом с великими. Тогда дом обязательно простоит долго. Может быть, поэтому стул редко пустует.

Автор скульптуры памятник зодчим Петербурга — заслуженный художник РФ А. Таратынов. Около большого стола, на котором развернута карта, расположились восемь великих архитекторов, превративших Санкт-Петербург в один из красивейших городов мира.

Застать архитекторов и зодчих днем без сидящих на их коленях "благодарных" потомков и бездушных туристов - большая удача )))

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

 

Коротко  об архитекторах:

 

 

3906024_voronikhin (300x355, 34Kb)   Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Родился на Урале в семье крепостного у графа Строганова.

В 1801 году Андрей Воронихин начал работу над своим главным проектом — Казанским собором. Победе его в конкурсе способствовало то, что им руководил не кто иной как сам граф Строганов. В 1806-1811 годах Воронихин строил здание Горного института, который наряду с Казанским собором — единственные творения мастера, дошедшие до нас в первоначальном виде.

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

 

 

3906024_102 (300x225, 18Kb)  Жан Франсуа Тома де Томон (1759? -1813). Точное место и время рождения неизвестны. Как выясняется и портрет тоже.

Жан Франсуа Тома де Томон внёс существенный вклад в архитектуру города. Именно ему мы обязаны ансамблем стрелки Васильевского острова: здание Биржи, Ростральные колонны, гранитная парадная пристань. Также он участвовал в реставрации Большого театра и в 1813 году трагически погиб, упав с лесов во время обследования здания. Изображений архитектора в открытых источниках не было, поэтому скульптор не стал далеко ходить и взял его изображение из Википедии. Это было фатальной ошибкой.

Скульптор в интервью «Фонтанке» ошибку признал

Я главный художник проекта, ответственный за всё. Рецензентов никаких не было. Информация для работы, конечно, было почерпнута из интернет-ресурсов. Но и как правильно заметили дотошные наши люди, которые увлекаются историей, была, видимо, допущена ошибка. К историкам мы не обращались. Мы были уверены, что интернет нам правильную информацию даёт. На всех туристических сайтах стоит эта злополучная фотография Томсона, под именем Тома де Томона.

Александр высказал готовность заменить скульптуру на другую

Я, как автор, готов убрать эту фигуру, заменить её на другую. Поскольку Тома де Томона никто не видел, то можно сделать вымышленный, собирательный образ, что тоже часто делается.

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

 

 

3906024_3__bazhenov_vasilii_ivanovich1 (300x393, 58Kb)  Василий Иванович Баженов (1737-1799). Присутствие Баженова в компании зодчих Санкт-Петербурга кажется довольно странным: известно, что он в основном работал в Москве. Единственным более-менее доказанным фактом является то, что он начинал проектирование Михайловского замка, который впоследствии завершал В.Бренна.

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

 

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

3906024_0avgust_de_monpherran (300x375, 80Kb)   Огюст Монферран (1786-1858). Родился в предместье Парижа. Точных сведений о его детстве нет.

По приезду в Россию по приглашению Александра I, французский зодчий сразу же принял участие в конкурсе на строительство нового Исаакиевского собора, представив аж 24 проекта. Cтроительство Собора стало делом всей жизни архитектора.

Вторым его знаменитым творением стала Александровская колонна на Дворцовой площади. Последняя работа зодчего — памятник Николаю I на Исаакиевской площади.

А вот с Александром II у него отношения не сложились. Говорят, что случилась следующая история. В скульптурном декоре Исакиевского присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского.

Среди них скульптор поместил свою фигуру с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив на это внимание, император не подал руки архитектору, даже не сказав ни слова благодарности.

Монферран расстроился, ушел домой не дождавшись окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но это не разрешил Александр II: негоже католику покоиться в православном храме.

Было дозволено только обнести гроб с телом архитектора вокруг собора, провести в нем панихиду и установить бюст, созданный из всех видов камня, использовавшихся при строительстве.

Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен. Впоследствии могила его затерялась.

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

 

 

3906024_0trezini (300x352, 53Kb)  Доменико Андреа Трезини (1670-1734) - слева, родился в швейцарском городе Астано, архитектурному делу учился в Венеции.

В 1706 году Доменико Трезини был приглашен для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. А в 1712-1733 годах архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра).

Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I. В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания.

Это сооружение — Здание Двенадцати Коллегий — первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.

В Петербурге есть еще 2 памятника, посвященных архитектору: Доменико Трезини на Университетской набережной и Рука Творца во дворе музея городской скульптуры.

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси (1775-1849).

3906024_6__rossi (300x365, 51Kb)

Карл Росси является автором не только отдельных зданий, но и целых архитектурных комплексов: 1818-1822 — дворцовый комплекс на Елагином острове. 1819-1825 — реконструкция пространства с юга от Марсова поля (дворец великого князя Михаила Павловича, Михайловский сад, Михайловская площадь (ныне площадь Искусств), Манежная площадь).

1819-1829 — завершено формирование Дворцовой площади. Здесь им было создано здание Главного Штаба со знаменитой аркой. до 1834 года — создание единого ансамбля Александрийской площади (сейчас площадь Островского) с Александринским театром как композиционным центром, за которым архитектор проложил Театральную улицу (ныне улица Зодчего Росси).

Здесь Росси была создана самая симметричная улица в мире. Длина улицы Зодчего Росси — 220 метров, ширина — 22 метра, высота строго симметричных зданий — 22 метра.

1824-1839 — окончательное оформление Сенатской площади (сейчас площадь Декабристов) со строительством зданий Сената и Синода.

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

 

 

3906024_0shukinzaharov (300x397, 50Kb) Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811), родился в Санкт-Петербурге в семье адмиралтейского служащего.

Самое известное здание, созданное Захаровым в Санкт-Петербурге — здание Адмиралтейства. Оно стало единственным сооружением архитектора, дошедшим до наших дней без изменений.

Также он, будучи главным архитектором Адмиралтейств-коллегии, создал ряд проектов для Кронштадта, в том числе Андреевский собор.

Для Санкт-Петербурга им были сделаны проекты перестройки провиантских складов, Морских казарм (на месте Дворца Труда), Морского госпиталя и Галерного порта.

3906024_0_4069e_471edd39_XL_jpg (386x28, 2Kb)

 

 

 

3906024_0rastrelli (300x356, 42Kb)   Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), родился в Париже. Пожалуй, он самый известный и «плодовитый» из архитекторов Петербурга.

Вот только несколько его питерских работ (а ведь еще он успел создать шедевры в Латвии, Москве, Киеве!): В 1744 году принимает участие в строительстве Аничкова дворца, начатого Земцовым. В 1747 году начинает перестраивать дворец в Петергофе.

В 1748 году императрица Елизавета поручает ему строительство Смольного монастыря. В 1748 году Растрелли начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе, ставшего одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века.

1752-1754 годы — по проекту Растрелли строится дворец Строгановых. В 1753 году Елизавета Петровна издает указ о начале строительства нового Зимнего дворца. Завершается оно уже при Петре III, который пожаловал Растрелли звание генерала-майора и орден Святой Анны.

В 1758 году по проекту Франческо началось строительство Гостиного двора. Однако вскоре оно было приостановлено — купцы посчитали его слишком дорогим. В 1761 году строительство возобновилось, но уже по другому проекту.

При Екатерине II итальянцу перестали давать важные заказы — его стиль барокко стал считаться немодным. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: «Архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются».

Ни точная дата смерти, ни место захоронения до сих пор являются неизвестными.

 

 

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зодчие Санкт-Петербурга | Сизарка - Мой добрый мир | Лента друзей Сизарка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»