из дневника Вьюгитта
История одного шедевра: Франсиско Гойя "Жмурки"
Франсиско Гойя "Жмурки" - 1789. Холст, масло. 269х215; 350 см. Музей Прадо
В 1774 году Гойя начинает работать на королевской мануфактуре гобеленов – живописец расписывает картон, который выступает как эскиз для будущего гобелена. Картина «Жмурки» относится именно к этой серии работ, написанных на картоне. Молодому художнику вначале поручали лишь эскизы сцен охоты или рыбалки, но с одобрения короля Гойя начал создавать сюжеты из повседневной жизни испанцев. Сегодня кого-то может удивить, что однажды художник выбрал для нового эскиза сюжет игры, но современники мастера очень любили эту забаву, находя ее веселой и занимательной. Как мы видим на картине не стеснялись этого времяпрепровождения и аристократы – все участники танцующего круга одеты в дорогие одежды, что указывает на их высокое происхождение. Гобелен по эскизу Гойи был предназначен для украшения спальни инфантов во дворце Эль-Прадо, и его художественное решение указывает на популярный в то время стиль рококо. Мануфактуре Гойя посвятил 18 своей жизни и за это время создал более 60 картин для гобеленов.
Часть из этих замечательных гобеленов сохранилась и находится нынче в замке Эскориал недалеко от Мадрида, расписанные картоны же обрели своё заслуженное место в музее Прадо. источник: Арт Энциклопедия > Геннадий Занегин Выдающийся представитель испанской школы живописи Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес – уникальный художник, сумевший воплотить в своем искусстве трагическую судьбу испанского народа, его надежды и бесчисленные страдания, стойко переносимые с нескончаемой жизненной силой. Вдохновением для художника служили реальные события, происходившие в его стране. Не имея другой власти, кроме власти искусства, художник через свои картины выражал личное отношение к окружавшей его действительности и тому, что происходило на его любимой родине.