• Авторизация


ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА.АЛЕКСАНДР ИВАНОВ "ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ. " 25-10-2019 13:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lira_lara Оригинальное сообщение

 


[показать]

 

История одного шедевра.

Александр  Иванов  "Явление Христа народу. " 

86096325_0_85b3f_33735751_XL (700x181, 137Kb)


 
 

История одного шедевра.

Александр  Иванов  "Явление Христа народу. " 

[950x658]

 

 В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Огромное полотно, длиной 7,5 м. В отдельном зале.

Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной?

Изумление? Да, однозначно. Особенно если видят ее впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам.

 



Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857 гг.
Третьяковская галерея

 
Еще наверняка зритель поразится тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.



Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011-2013 гг.
Третьяковская галерея, Москва

Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, что ожидал художник.

Но об этом позже. А сначала – что ещё помимо размеров делает картину уникальной?

В чем уникальность «Явления Христа народу»?

Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.

Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.

Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».

Отсюда – такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.

Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»)

Кто-то тут же засомневался, а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»)

А для некоторых слова Иоанна – удар по самолюбию. Для священников этот Мессия – ненужный конкурент.

Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи)

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.

Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине 19 века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.

А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то из ряда импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.

Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку проделал Иванов.

Необычные детали «Явления Христа народу»

В картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок. Поделюсь самыми захватывающими.

1. Зеленое лицо раба

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (раб)

Я долгое время пребывала в заблуждении. Как-то один искусствовед рассказал, что Иванов привез свое «Явление» незаконченным. И зеленое лицо раба в самом центре толпы – это результат этой незавершенности. И я искренне верила в эту версию.

Но сейчас у меня критического мышления стало побольше. И мне как-то сразу не захотелось верить в эту версию.

Сами подумайте – Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что ее приобретёт император. Даже цену назначил в 15000 рублей.

Разве мог он себе в таком случае позволить не дописать одну из самых центральных деталей картины?

Кто был в Третьяковке, поймёт, о чем я говорю. Когда Вы стоите перед картиной, то взглядом упираетесь прямо в лицо раба.

Так вот я решила поискать, какие ещё версии существуют. И наиболее правдоподной мне кажется только одна из них.

Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега.

2. Ошибка в цветах

Все же некоторая незавершенность в картине Иванова есть. Детали, которые не бросались в глаза зрителю, художник и в самом деле не доделал.

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (старик)

Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета. При этом в воде отражаются красные одежды.
Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (малый вариант). 1838 г. Русский музей, Санкт-Петербург

На картине мы как раз видим, что на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст.

3. Необычные верующие в гуще деревьев
Одну любопытную деталь Вы вряд ли увидите, если не знаете о ее существовании.

Александр Иванов. Явление Христа народу (с указателем)

Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.
 

Фото Дневник Живописи. В каждой картине - тайна, судьба, послание.
Александр Иванов. Верующие в гуще деревьев: деталь «Явления Христа народу»

Если главные герои картины испытывают разные чувства, но скорее удивление, радость или недоверие. То эти люди простерли руки, они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.

Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?

Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче.

Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу».

Когда-то иудеи встретились с Мессией. И их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал все величие момента. Чтобы картина преобразила его духовный мир.

Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе. Мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.

Но что же в результате получилось?

Мы видим набор невероятно интересных деталей. Но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов.

Может, потому что шёл от деталей к общему? А не наоборот?

Где-то через 15 лет работы Иванов это уже понял. Этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлекся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами.

Александр Иванов. Акварельный эскиз «Богаматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят на распятье».


Конец 40х – начало 50х 19 века. Третьяковская галерея

Эти эскизы – уже даже не импрессионизм. Это ближе к экспрессионизму. Тоже к слову об эволюции Иванова.

В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны были деньги. И он наконец решается продать картину.

Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи.

Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника.

“Явление Христа народу” осталось бы незавершенным в любом случае. Вовсе не смерть художника помешала окончанию работы. Но несмотря на то, что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова, она заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.

  Оксана Копенкина 

 
Заимствовав в Евангелии «всемирный», по мнению самого Александра Иванова, сюжет, художник рассчитывал написать полотно, которое потрясет умы современников, заставит трепетать критиков и, конечно, застывать в немом восторге потомков. Но, увы, картина, на которую живописец потратил полжизни, потерпела фиаско. Что не так с Христом Иванова?
 
 
Сюжет

Начнем с того, почему художник называл этот сюжет всемирным. По его мысли, момент, когда Христос явился людям, определил дальнейшую судьбу человечества. Иванов делился с друзьями, что нельзя найти более возвышенный и всеобъемлющий сюжет, чем откровение Мессии, с которого начался день нравственного совершенства людей. И что здесь важно — живописца интересовал именно психологический аспект, а не религиозный. Хотя, конечно, Иванов был очевидным мастером академизма и ждали от него именно шедевра на библейскую тему.

Сын божий появился в тот момент, когда Иоанн Предтеча крестил людей в реке Иордан. За спиной Крестителя — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Петр, Андрей Первозванный и сомневающийся Нафанаил. 

Из-за «Явления Христа народу» Иванов провел в Италии 33 года вместо 4 лет

Иоанн Предтеча указывает на Мессию, которого заметил вдалеке. Пустыня, окружающая одинокую фигуру Христа, придает ей одновременно величие и простоту. И звучит пророчество Иоанна: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).

ФОТО 2.jpg

Эскиз к картине

Впечатленные этими словами, люди застыли. Раб, чье лицо вымазано краской, прослезился от чувства надежды на освобождение и спасение. Кто-то с сомнением смотрит на Крестителя, кто-то в страхе и волнении — на Иисуса. Справа спускаются книжники и фарисеи: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).

Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. А юноша рядом с ним — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.

Контекст

О том, что Иванов работал над полотном все своей жизни, знали все. Мастерская в Италии, где работал художник, полнилась эскизами и этюдами (которые потом выкупил Третьяков, не успевший к продаже самого полотна — Александр II перехватил), а картины все не было.

Художник фанатично продумал все детали. На подготовку ушло три года. Иванов изучил Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил Италию в поисках видов, исходил храмы и синаноги в поисках лиц истинных иудеев. Каждый образ тщательно прорабатывался. Какие-то — составные. Например, Христос собран из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.

ФОТО 3.jpg

Одной из моделей Иванова был. Гоголь! Италия свела двух гениев. И Николай Васильевич, известный своей набожностью, вдохновил художника на образ человека, который выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Вот он, стоит в пол-оборота к Христу.

Когда же работа была закончена, Иванов решился явить своего Христа русскому народу — отправить в Петербург. Выставка, которая состоялась в 1858 году, произвела на общественность впечатление сильное, но неприятное. С одной стороны, те, кто интересовались живописью и следили за творчеством Иванова, ожидали большего. Говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее. Зрители не чувствовали значительности, торжественности момента. Их больше впечатлял Креститель, чем Мессия. С другой, — общество было охвачено обсуждением скорой отмены крепостного права, и как-то не досуг были ни Христос, ни его явление.

Зрители не почувствовали величия в картине Иванова

И никто не обратил внимание на то, какой новаторской по тем временам вышла картина. Будучи примерным последователем академизма, Иванов отказался от традиционного для того времени героизма и сделал акцент на психологизме.

Судьба художника

Александру Иванову, видимо, на роду было написано стать художников. Отец, который тоже был живописцем, отдал сына учиться в Императорскую Академию Художеств, когда мальчику исполнилось 11 лет. За особые успехи его отправили на повышение квалификации в Европу. В Италии он в основном был увлечен религиозными сюжетами. И, как вы понимаете, в один знаменательный для себя день, пришел к мысли о написании картины на всемирный сюжет. Так, вместо отведенных четырех лет за границей Иванов провел там 33 года.

ФОТО 4 Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова.jpg

Презентацию картины затмила грядущая отмена крепостного права

«Мой труд — большая картина — все более и более понижается в глазах моих, — писал Иванов Герцену. —  Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших — так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется».

Удивительная и трагичная история: вскоре после презентации творения своей жизни Александр Иванов скончался от холеры. Сторонники мистических явлений могут, безусловно, приписать это тому, что автор сделал свое дело — автор может уходить. Но не исключено, что здоровье Иванова подорвали стрессы из-за критики современников.

Уже после смерти художника полотно купил император и распорядился построить для нее специальный павильон в Румянцевском музее. В 1920-х, когда полотно попало в Третьяковку, специально для картины был пристроен зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.

Александр Андреевич Иванов.
«Явление Христа народу». Фрагмент.
1837-1857.

[950x662]

Восторгался Ивановым, автором картины «Явление Христа народу».
- Все знают только картину, - говорил он, - а посмотрите на его эскизы! Сколько в них захватывающей фантазии, творчества, как они красивы! Как тонки его пейзажи - этюды, прекрасно нарисованные, искренние, и как они проработаны! Вот где надо учиться, как штудировать натуру! И весь труд Иванова мало известен не только большой публике, но даже и художникам.

Яков Минченков. «Поленов Василий Дмитриевич».

История одного шедевра. «Явление Христа народу» Иванова





defne (360x50, 33Kb)
 (220x40, 4Kb)


 

Серия сообщений " ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА":
Часть 1 - История одной картины.Леонардо да Винчи. Благовещение
Часть 2 - История одного шедевра . «Грачи прилетели» Алексей Саврасов
...
Часть 41 - История одного шедевра: Андрей Рублев «Святая Троица»
Часть 42 - История одного шедевра . Алексей Кондратьевич Саврасов. "Грачи прилетели"
Часть 43 - История одного шедевра.Александр Иванов "Явление Христа народу. "
Часть 44 - История одного шедевра.Михаил Врубель."Демон сидящий"
Часть 45 - История одного шедевра. Эдгар Дега."Голубые танцовщицы"
Часть 46 - История одного шедевра: «Аленушка» Виктор Васнецов
Часть 47 - История одного шедевра. Рафаэль Санти.«Сикстинская Мадонна»
Часть 48 - История одного шедевра.Борис Кустодиев.«Купчиха за чаем»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА.АЛЕКСАНДР ИВАНОВ "ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ. " | Baarsuk2011 - Дневник Baarsuk2011 | Лента друзей Baarsuk2011 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»