Константин Егорович Маковский "В мастерской художника (Маленький вор)",Живопись, 1881, 212.4×155 см, Государственная Третьяковская Галерея, Москва.
«Маленький вор» написан с сына Константина Маковского, Сережи, забравшегося в мастерскую художника.
Об этой мастерской стоит сказать отдельно. Константин Маковский был одержим страстью к коллекционированию предметов старины. А хранились они у него в мастерской.
Сергей Маковский писал в мемуарах, что мальчиком очень любил находиться в мастерской отца – она представлялась дверью в неведомый, но очень привлекательный мир.
На стенах висели картины, оружие, ниспадали тяжелые дорогие ткани, в комнате можно было увидеть множество украшений (антураж для изображений русской старины).
Всё это мы видим на картине: антикварное кресло, тяжелая расшитая парча, на стене висит сабля, на полу большой кувшин с кистями.
Всё здесь говорит о роскоши и даже некоторой избыточности, что вполне укладывается в концепцию барокко, недаром Маковского называли «Русским Рубенсом».
Сюжет картины навеян реальным происшествием – как-то малыш зашел в мастерскую отца, забрался на кресло, осмотрелся и, заприметив очень аппетитное яблоко в вазе, потянулся к нему.
Огромная собака на полу оказалась не случайно. Сергей Маковский вспоминал, что это не их пес. Когда отец надумал писать картину, он нашел сенбернара, гармонично подходившего к обстановке, и его специально привозили для сеансов.
Контраст размеров малыша и собаки придает картине особое звучание. С собакой же связана великолепная деталь – сбившиеся складки на ковре.
Элементы движения – тоже признаки барочного стиля. Здесь это не только складки ковра, но и движение мальчика, опершегося на одну ножку, а вторую приподнявшего, чтобы немного «удлинить» свои способности добытчика яблок, и спадающая с его плеча белая рубашонка, и пухлая рука ребенка, добравшаяся до аппетитной цели, и свисающий с края блюда виноград, и скользящие складки вышитой золотыми нитями ткани.
Автор: Алена Эсаулова