• Авторизация


Насыщенная жизнь. Леонид Мясин. 1 часть 21-08-2018 16:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения браило Оригинальное сообщение




88319664_pd27598581 (423x500, 69Kb)

Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов.



Леонида Мясина знают немногие. Сведения о нем можно найти в лишь энциклопедии «Балет» и, позже, в «Русском балете». Личность Мясина приоткрылась с изданием на русском языке в 1997 году мемуаров «Моя жизнь в балете». Его балеты показывали считанные разы западные гастролеры, поэтому наследие Мясина-балетмейстера, до сих пор, в России известно лишь горстке профессионалов.



Mjasine (425x600, 64Kb)



Родился Леонид Мясин в Москве в семье музыкантов: отец, Федор Афанасьевич Мясин, валторнист оркестра Большого театра. В детстве, Леня часто слушал, как отец дома исполнял Бетховена. Иногда, отец давал уроки Лене игры на валторне, но эти уроки были непродолжительными. После часа занятий отец уходил на репетиции в Большой театр.



Мать, Евгения Николаевна, была певицей сопрано Большого театра и часто отсутствовала дома. Ее заменяла крестьянская семья, которая следила за детьми. Эта крестьянская семья жила в кухне квартиры Мясиных. Но несмотря на то, что семья была многочисленной (там было трое детей), они не только были прислугами, но и были очень близкими людьми для семьи Мясиных. Часто эти люди принимали участие в вечерах, которые проводились в доме Мясиных.



Leonid-Joseph (373x505, 52Kb)



Мечтой отца была покупка загородного дома, и он несколько лет копил деньги. И когда Леониду было восемь лет, отец построил дачу в подмосковном Звенигороде «на высоком холме возвышающимся над рекой».



Этот дом доставлял радость всей семьи.



«Под кустом серени накрывался стол, где часами пили чай с лимоном и ели свежеиспеченный хлеб с земляничным или малиновым вареньем, сваренным мамой, а дворовый пес Милтон всегда лежал у наших ног».



Семья очень много проводила времени в этом дворе. И именно здесь, вместе со своей сестрой Раисой и другим детьми, маленький Леня не только играл, но впервые начал танцевать, аккомпонируя себе на губной гармошке.



Недалеко от дома, находился монастырь Святого Саввы Cторожевского, где он вместе с отцом, держа его за руку посетили этот монастырь. Для мальчика - это было что-то необычное, и ему тогда казалось, что именно здесь должны жить святые.



«Думаю, что именно тем утром, когда отец впервые взял меня в этот монастырь Святого Саввы, в моем воображении родились образы и темы, которые спустя годы нашли отражение в моем творчестве.»



284150 (400x631, 79Kb)



До восьми лет, Леня занимался домa со свооей мамой, но однажды к ним в гости пришла знакомая мамы: коллега, певица из Большого театра. Она увидела, как Леня танцует, аккомпонируя себе на губной гармошке и сказала матери Лени: "У тебя три сына: военные, инженеры, а у этого есть талант и надо этому таланту развиться."



Мама Леонида недолго думая, решила показать сына в театральном училище, где все экзамены oн прошел успешно, но при условии, что в течении года он должен проявить себя, как способный ученик и затем решат: оставлять юного танцора или просто отказать, как неталантлевому и неспособному.



В возрасте восьми лет (1903) он поступил на балетное отделение Московского театрального училища. В начальных классах занимался у Н.Домашова, в выпускном — у А.Горского. Из всех предметов, которые больше всего любил Леонид была литература, а любимым поэтом Некрасов. После года учебы в училище все экзамены Леонид сдал блестяще, и был зачислен в основной состав класса.



121 (519x700, 337Kb)



Учеником много выступал на сцене Большого театра, в котором работала хористкой его мать Евгения Николаевна, в своей первой роли Черномора в опере “Руслан и Людмила” М.Глинки. Леонид вспоминал, с какой гордостью он прошел по сцене Большого театра в парчевом халате, чалме и длинной длинной бороде, которую несли на подушечках несколько слуг. В Большом театре Леонид увидел Михаила Мордкина знаменитый танцовщик московского Большого театра. Oн только что приехал с гастролей из Америки и Леонида поразила его енотовая шуба и большая американская шляпа.



0017-12b (348x500, 48Kb)

Михаил Михайлович Мордкин (1880—1944) — русский солист балета, балетмейстер, балетный педагог

 

Одновременно Леонид Мясин участвовал в драматических спектаклях Малого театра, имея большой успех. П. Марков вспоминал его как "стройного, нервного и очень искреннего юношу, который играл роли гимназистов в спектаклях с участием Южина, Лешковской, Никулиной, Рощиной-Инсаровой. Он имел большой успех и ему сулили блестящее будущее".



i_030 (346x700, 72Kb)



B 1909 г. в семье произошло несчастье. На охоте погиб брат Константин. В тот день, он пошел охотиться с другом, но друг его в лесу не заметил и смертельно ранел Константина. Эта была большая трагедия семьи и очень сильно повлияла на отца. Он долго переживал, не мог найти утешения и всю жизнь хранил окровавленную рубашку сына, и так и не смог прийти в себя.





В 1912 Леонид окончил училище и был зачислен в кордебалет Большого театра и экстерном 2-го разряда - в Малый театр., и любовь Леонида разделилась. Он стал думать о том, кем ему стать: балетным танцовщиком или драматическим актером. В те годы он разрывался.



Поворотным моментом в его жизни стала встреча Леонида Федоровича с Дягилевым, собиравший для своих «Русских сезонов» в Париже самых лучших артистов ....



ED6C1361-71C3-4049-9794-FE1604EA58F6_mw1024_mh1024_s (700x525, 170Kb)





Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».



Наступил 1913 год, Дягилев верил в числа, а потому, для него число 13 принесло с собой и тревожные предчувствия. Люди всегда падки до скандалов вокруг знаметитостей, но только, лишь, скандалы деньги не принесут.



Труппа Дягилева вместе с Нижинским гастролировала в Южной Америке, а в это время, в Венеции Дягилев вместе с Мисей Серт планировали репертуар на следующий сезон. Она играла на рояле, а Дягилев играл с зонтиком: то раскрывал его, то закрывал.



-- Прекратите,-сказала Мися, - разве Вы не знаете, что это дурная примета раскрывать зонт в комнате.



Суеверный Дягилев побледнел и отложил зонт. В этот момент раздался стук в дверь, принесли телеграмму о женитьбе Нижинского...



Через несколько мгновений вся гостинная мебель была разрушена.



Дягилев остался без главного танцовщика, без хореографа, без четких планов на будующее.



В конце 1913 года Дягилев последний раз побывал в России. Ему нужен был новый премьер. Труппу Мариинки он знал, слишком, хорошо, а потому начал поиски с Большого театра в Москве. Его внимание привлек Леонид Мясин- молодой танцовщик, исполняюший небольшую партию в "Лебедином озере".



Декабрским вечером, во время премьеры Михаил Савицкий, друг Леонида Мясина, сообщил, что в зрительном зале присутствует Дягилев. Имя Дягилева в те годы было очень весемо. Многие танцовщики мечтали оказаться в его труппе. Он пожелал встретится с Леонидом, и эта встреча была назначена в гостинице «Метрополь».



В своем номере Дягилев сидел на диване в парчевом халате.



«С первого взгляда он показался мне высоким, но когда сидевший на диване, Дягилев встал, он оказался среднего роста с необычно большой головой и широкими плечами».



zz-diaghilev-e-massine (552x700, 202Kb)

Дягилев и Мясин по прибытии в Нью-Йорк (в Америке фото будет напечатано с подписью: «Мистер Дягилев и его слуга»!)



Дягилев сказал Леониду, что ему понравилось выступление и поэтому решил дать Мясину роль в своей новой постановке "Легенда об Иосифе", но дать ответ нужно немедленно, т. к. он на следующий день он уезжает.



Мясин не хотел уезжать из Москвы и пришел к Дягилеву с твердым решением отклонить предложение о переходе в дягилевскую труппу, но, к собственному удивлению, вместо «нет» ответил «да».



LeonideMassine (264x375, 31Kb)



«Когда я пришел в "Метрополь", то твердо решил отказаться. Войдя в лифт, я думал о своем актерском будующем. Подходя к комнате Дягилева, я был убежден, что принимаю правильное решение. Я вошел. Дягилев пристально смотрел на меня и улыбался, ждал, пока я заговарю. Я готов был сказать, что не принимаю его решения, но сам того неосознавая произнес: "Я буду счастлив, присоединиться к вашей труппе".»



Спустя много лет, Мясин вспоминал эту встречу и не смог понять: почему же тогда, он так и не смог отказать Дягилеву.



leonid-massine (457x647, 109Kb)

Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914





В январе 1914 Мясин покинул Россию. Всю дорогу, в купе первого класса, Леонид слушал Дягилева о его реформах, и он понял, что этот человек готов сделать многое для того, чтобы изменить русский балет; для того, чтобы изменить отношение к русскому балету на западе. Он уже много сделал и на достигнутом останавливаться не хотел. Дягилев любил балет, балет и ... молодых танцоров. И на смену Нижинскому пришел Мясин.

Париж

d985a34629c602473a262635ddcbbbcf (700x490, 297Kb)



Леонид Мясин переехал в Париж, чтобы вступить в «Русский балет» Дягилева, как он сам считал - на один сезон, где вскоре занял положение первого танцовщика его труппы.



«Париж оказался еще прекраснее, чем я ожидал. Я никогда не представлял, что проспекты могут быть такими широкими, «а парки такими красивыми. Пока я гулял вдоль Елисейских полей, мне казалось, что я во сне. 

Париж

_19 (640x607, 243Kb)



 По сравнению с людьми, которых я знал по Москве, и с немцами, которых я встречал в своем коротком путешествии, парижане казались мне шикарными: мужчины – подвижными, нарядно одетыми, женщины – двигающимися необыкновенно элегантно. Прогуливаясь вдоль Вандомской площади и вниз по кварталу Сен-Оноре, одетый в плохо сидевший на мне костюм старшего брата, я чувствовал себя не на своем месте - нескладным чужестранцем в их элегантном городе.»

Париж

1070_11021big (594x600, 201Kb)



приблизительно 1900 год.



 В Париже Дягилев знакомит Мясина с Бакстом, и во время разговора Бакст рассказал такую историю. Однажды, прогуливаясь по Парижу, Бакст познакомился с девушкой и пригласил ее, как он считал, в красивый парк. Они разговаривали обо всем, и вдруг, восхищенный красотами Парижа, Бакст сказал девушке: "Как здесь красиво! Не правда ли ?!" На что девушка ответила: "Да, прекрасное место для самоубийства..."

Bakst (538x700, 120Kb)

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.



На Мясина этот рассказ произвел сильное впячатление.





88396514_4466621 (428x282, 72Kb)

Первый период работы у Дягилева стал для Мясина временем интенсивного накопления знаний. По настоянию мэтра он стал заниматься у Э.Чекетти в Италии, куда они вместе приехали.



1039226-_065 (600x592, 99Kb)

Энрико Чеккетти (Чeкетти) (итал. Enrico Cecchetti, 21 июня 1850, Рим — 12 ноября 1928, Милан) — итальянский танцовщик-виртуоз, балетмейстер и педагог. Известен как автор методики обучения искусству танца



В 1910 году Сергей Дягилев пригласил его стать педагогом « Русского балета ». Чекетти был главным педагогом антрепризы Дягилева до 1921 года .



Tpoгательная совместная жизнь Дягилева и Мясина во Флоренции зимой 1914 года, рассказанная художником Михаилом Ларионовым: «Каждое утро, в любую погоду, жители Позитано видели двух мужчин. Эти двое - один немолодой и тучный, другой красивый и стройный - приходили в галерею Уфицци, проводя там время до обеда. 



1 Cocteau (536x700, 200Kb)

Неаполь

06456u (700x501, 321Kb)



Они останавливаются перед картиной, долго рассматривают ее, потом переходят к другой, вновь возвращаются к тому, что видели ранее. Обращаются друг к другу на "вы". Закончив путешествие по залам галереи, выходят на улицу, где резкий ветер треплет ветви деревьев. Дягилев кутается в пальто, а Мясин распахнулся. И тут же Дягилев заботливо произносит: "Вы так можете простудиться, Леля, поднимите воротник".» 



026 (600x342, 138Kb)

Ларионов. Мясин и Дягилев отдыхают (перо, тушь). Частная коллекция



19jpg_2524278_4127096 (411x700, 162Kb)

 Молодой и малоопытный танцовщик пленял красотой. Дягилев, словно пегмалион, стал создавать новое творение. Ученик усердно посещал музеи, концерты, читал, работал в балетном классе, изучал иностранные языки.

В дягилевской антрепризе пришелец оказался единственным москвичом, его исполнительский стиль отличался праздничной театральностью и безудержным темпераментом. Первой премьерой Мясина в качестве танцовщика был одноактный балет Фокина «Легенда об Иосифе» с музыкой Р.Штрауса 17 мая 1914 года в «Grand-Opera» состоялась премьера, где Леонид Мясин исполнил центральную роль и покорил парижскую публику!



Столь большого успеха, сам Мясин не ожидал и остался в труппе, cначала на год, а потом навсегда.



1032696-i_003 (542x700, 210Kb)



Когда Мясин появился на парижской сцене в одной набедренной повязке из овечьей шкуры, язвительные журналисты переименовали балет из "Lege de de Joseph" ("Легенда об Иосифе" в "Les jambes de Joseph" ("Бедра Иосифа" - по-французски это звучит почти одинаково.



i_005 (389x700, 136Kb)





Леонид Мясин проявлял прекрасные балетные данные. Танцы его были пластичны и выразительны.



284163 (400x537, 83Kb)



 Однако, по воспоминаниям его партнерши Александры Даниловой, он всегда оставался на сцене"солистом", а не партнером, будучи сосредоточен на собственном исполнении и был мало вниимателен к балерине. Александра Данилова писала, что работать с Мясиным «было все равно что танцевать для великого инквизитора, который пытал людей во имя Бога... 



634j7VRVFbM (343x420, 32Kb)



Мясин все делал с предельной страстностью, был подвержен вулканическим эмоциям, имел неистовый характер. В нем была charisma, благодаря чему он умел сконцентрировать на себе все внимание зрителя. Редкая энергия, сосредоточенность, убежденность – все это при его появлении на сцене рождало как бы вспышку ослепительного света». 



Massine-Autograph (432x700, 160Kb)



К тому времени Мясин все больше и больше занимал место в труппе Дягилева.



Его ждал большой успех, и однажды Дягилев предложил Мясину исполнить роли, которые до него исполнял Нижинский. Леонид очень переживал, он волновался: какое впечатление он произведет на западную публику, которая привыкла видеть Нижинского в этих ролях.



Он волновался еще и потому, что Дягилев не мог, по-прежнему, забыть Нижинского. Дягилев постоянно о нем рассказывал. Tолько не касался личности Нижинского, а касался Нижинского, как танцовщика, и это заставляла Мясина переживать все больше и больше. Но и сам Леонид вспоминал Нижинского тоже часто потому, что он пришел на смену этому замечательному танцовщику и занял его место в сердце Дягилева.



Corbis-BE064957 (640x465, 163Kb)

 Американская публика танцы Нижинского, в исполнении Мясина, не восприняла, как танцора...



284160 (400x574, 60Kb)



Дягилев был очень расстроен, и чтобы как-то утешить своего молодого фаворита, приписал эти неудачи американской публике.



 Он сказал, что Американская публика не готова к тем новшествовам, которые Дягилев устроил в русском балете.

«Я ставлю для внуков, а не для дедов»,- говорил Дягилев.



88173796_large_87965069_tumblr_ly1ajmFD0B1r1w31so1_128011 (552x700, 102Kb)



Во время из одной поездки, Дягилев предложил ему стать хореографом. Мясин испугался, хотел отказаться и ... дал согласие.



Грандиозным планам помешала Первая Мировая Война.



Как и следовало ожидать, интерес к искусству в Европе спал. Дягилеву пришлось ограничиться лишь благотворительными концертами в пользу Красного креста в Женеве — он показал проверенные временем балеты и одну новую постановку, где впервые попробовал свои силы в качестве хореографа Мясин.



В 1915 году в Швейцарии в Женеве состоялась премьера хореографа-новатора Леонида Мясина. Это был балет



"Полуночное солнце".



1032696-i_044 (700x385, 219Kb) 

Л. Мясин в спектакле "Шут, или Полуночное солнце"



«Успех "Полуночного солнца", - был достаточен для того, чтобы я начал серьезно думать о моем будущем как хореографа".»



larionov-balet-polunochnoe-solnce-500x334 (500x334, 169Kb)



Ларионов М.Ф. – Эскиз декорации с персонажами к балету “Полуночное солнце”



035 (600x434, 125Kb) 



Мясин был невысокого роста, характерным танцовщик. Роли принцев он, никогда, не танцевал, но в исполнении сочинений народных характерных танцев ему не было равных.



Лидия Соколова: «Его глаза были такими огромными, что казалось, они затопляют лицо. Мясин мог смотреть на вас, но его глаза никогда не улыбались. Нельзя было себе представить, какие мысли у него в голове»… «…Он был невысокого роста, фигура суховатая, узкая в бедрах. Лицо то сурово-замкнутое, то исполненное оживления, с загадочным взглядом бездонных глаз».



image (544x700, 252Kb)

Рим

rev77386(1)-ori (700x501, 271Kb)



В 1917 году в Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти в декорациях Льва Бакста. Литературной основой стала пьеса Карло Гольдони. Ее сюжет – типичный для комедии дель арте: Констанция с подругами разыгрывают графа Ринальдо, чтобы проверить его верность. Главные партии исполнили Энрико Чекетти с супругой и сам Мясин.



t4_3272729 (400x566, 86Kb)



 Сцены из балета «Женщины в хорошем настроении» в постановке Леонида Мясина.



06-39649_0x420 (516x420, 108Kb)



11046704_959809670707783_1136061012194861792_n (546x400, 129Kb)



210631919564ee5129895e232d021c31 (700x521, 278Kb)

 Эскиз декорации к балету "Женщины в хорошем настроении"



52726548_aeb44dcd3290 (255x42, 1Kb)





В том же году Мясин поставил балет



Рим



96041369 (700x478, 299Kb)



«Парад» на музыку экстравагантного французского композитора Эрика Сати. Сценаристом балета выступил Жан Кокто.  Легко осваивая все новое, Мясин в 1917 в содружестве с поэтом Кокто, написавшим сценарий, композитором Э. Сати, использовавшим в своей музыке синтез джаза и регтайма, и художником Пикассо, создавшим костюмы в стиле кубизма, поставил балет "Парад”, применив свойственные футуризму приемы эпатажа публики и стерев границы между академической сценой и балаганом.





1917.Балет "Парад"



"красота" в балете уступает место "некрасоте" 





 Постановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)

  Премьера — 18 мая 1917, Париж, театр Шатле

  Музыка — Эрик Сати (Erik Satie)

  Либретто — Жан Кокто (Jean Cocteau)

  Хореография — Леонид Мясин (Léonide Massine)

Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)



Leonide-Massine-as-the-Chinese-Conjuror_Ballet-Parade_1917 (470x623, 92Kb)



Леонид Мясин, хореограф и балетмейстер «Русских Балетов» Дягилева, в роли китайского мага, в костюме Пикассо, 1917, фотограф Лахманн



80803297 (640x448, 119Kb)



Pablo-Picasso_Rideau-de-scene-du-ballet-Parade_1917 (700x459, 282Kb)

Пабло Пикассо. Занавес к балету Парад. 1917



«При появлении большого опускного занавеса, сопровождавшемся мрачной музыкой, написанной Сати для увертюры, из груди собравшихся вырвался вздох удовлетворения и облегчения. Аудитория, ожидавшая поругания и скандала, вместо этого оказалась изумленной тем фактом, что, как выяснилось, изобретатель кубизма представил им нечто вполне поддававшееся их пониманию.



 Сюжет занавеса наводил на мысль о вечеринке, организованной за кулисами, с участием арлекинов, клоунов и прочего циркового народа протокубистических времен, который развлекается в счастливом и спокойном настроени"



blogSlider_parade (601x400, 67Kb)



 ОФОРМЛЕНИЕ СЦЕНЫ ПИКАССО



Однако восхитительным надеждам, рождавшимся в сердцах публики благодаря занавесу, предстояло рассеяться, как только занавес взмыл вверх… Задник оказался практически монохромным; на нем были изображены здания в перспективе, а в центре располагалось прямоугольное отверстие, похожее на пустую раму для картины.



МУЗЫКА, САТИ



Музыка совершенно изменилась: звуки, «напоминавшие импровизированный деревенский оркестрик», сопровождались жуткими шумами работающих динамо-машин, завывающих сирен, мчащих по рельсам экспрессов, гудящих аэропланов, стрекочущих пишущих машинок — все эти и многие другие, не менее возмутительные разновидности назойливого грохота обрушились на уши обалдевшей и напуганной аудитории.



Эта кошмарная какофония, на которую вдобавок накладывалось ритмичное топанье ногами, похожее на некий «организованный несчастный случай», возвестила о выходе на сцену гигантских трехметровых фигур неких «управителей»



Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Parade_1 (431x646, 122Kb)

 Персонаж французского «управителя» (зазывалы)

Pablo-Picasso_Personnages-du-ballet-Parade_1_1917 (470x360, 90Kb)

 Персонажи двух «управителей»-зазывал, французского и американского





…виднелись только ноги исполнителей, торчавшие ниже двух высоченных структур, которые были скомпонованы из угловатых кубистических скоплений непонятных конструкций. …Наряд обоих украшали силуэтные изображения с признаками их родины: спина француза была оттенена формами, напоминающими деревья бульваров, а фигура американца своей вытянутостью и внешним видом походила на небоскреб… Французский управитель держал в одной своей причудливо удлиненной руке длинную белую трубку, в то время как другая его рука, настоящая, колотила тяжеленной палкой в пол сцены. Американский управитель, чью голову венчал на манер короны лоснящийся цилиндр, нес в руках мегафон и афишу с … написанным на ней словом «Парад».



parade-2 (470x329, 66Kb)

Управитель и голова лошади



 Управители скорее выполняли функцию декораций. Их громадные размеры зрительно уменьшали остальных персонажей, низводя до нереальных пропорций марионеток. 





В качестве третьего управителя выступала лошадь. Ее голова, вращавшаяся где-то очень высоко на длинной морщинистой шее, напоминала своей свирепой неистовостью африканскую маску.



Pablo-Picasso_Personnages-du-ballet-Parade_3_1917 (470x364, 73Kb)

Китайский маг и лошадь. Пабло Пикассо.





 Китайский маг и волшебник в исполнении Мясина среди других танцоров  выделялся характерными угловатыми движениями — благодаря им, а также удачному костюму он походил на некое блестящее насекомое… 



Picasso-realise-rideau-pour-le-ballet-Parade (470x330, 104Kb)



Пикассо с помощниками расписывает занавес к балету Парад. Париж, 1917



Picasso-and-Olga-Khoklova_1917 (634x375, 116Kb)

 Пикассо и Ольга Хохлова перед афишей балета Парад. Париж, фото 1917





Для того, чтобы пригласить высший свет французской публики, театр "Шатле" был восстановлен полностью: переменили кресла, все было в золоте, в цветах. Дягилев сказочно преобразил театр; куда раньше ходили мелкие буржуа шуршащие конфетными обертками.

Théâtre_de_la_Ville_cpa (548x348, 111Kb)

Tеперь туда устремился весь нужный Париж: высший свет, менеценаты, богемы, пресса.



По мере того как балет подходил к концу, растущий гнев зрительного зала выражался возмущенным рокотом и гамом. Парижская интеллигенция форменным образом рассердилась, посчитав, что ее сделали жертвой фарса, поставленного на сцене лишь затем, чтобы она выглядела смешной уже из-за того, что высидела до конца этого издевательства. Вся публика, настроенная хуже некуда, вскочила на ноги, угрожая антрепренеру, постановщику, а также Пикассо и его друзьям.



Когда буря улеглась, Пикассо и Кокто, успокоившись, со смехом вспоминали странное заявление одного из зрителей своей жене: «Если бы я знал, что это такая ерунда, я бы привел детей!» 





Премьера «Парад» в "Шатле", своей эпатажностью, вызвал грандиозный скандал. Новаторство не было принято. Зрители кричали: "Смерть русским!"



Несмотря на гвалт, сопровождавший первое представление, Дягилев ставил «Парад» снова и снова. С каждым очередным показом балет вызывал все большее уважение зрителей и критиков, но общее количество спектаклей оказалось небольшим. Он так и остался в истории искусства балетом для элиты и знаком победы, которую одержал авангард в своей батальной кампании.»



Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Parade_2 (700x525, 310Kb)

Современная реконструкция балета, 2007, театр Europa Danse



jean-cocteau-1 (656x700, 239Kb)

Жан Морис Эжен Клеман Кокто (фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau; 5 июля 1889 — 11 октября 1963) — французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века. 



smd_111824 (500x500, 77Kb)

Эрик Сати (фр. Erik Satie, полное имя Эрик Альфред Лесли Сати, фр. Érik Alfred Leslie Satie; 17 мая 1866 года, Онфлёр — 1 июля 1925 года, Париж) — эксцентричный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.



52726548_aeb44dcd3290 (255x42, 1Kb)



 Следующая мясинская премьера была уже в Лондоне 1919 года.





В сентябре 1918 года «Русские балеты» переехали на один год в Лондон. 

George-Reid-vintage-london-Houses-of-Parliament-from-Lambeth-Pie (640x496, 146Kb)



   "Треуголка", построянная на испанском народном танце. Хореография Мясина - это было очень новым словом тогда. Это объединение испанского танцовщика, то, что Мясин видел в Испании, и танцовщика классической школы, для которого он создавал хореографию этого балета.

000107 (579x468, 70Kb)



Это сложно сочетать, ведь, испанский танец исполняется сердцем, а в классике важнее форма. Оформление опять доверили Пабло Пикассо. Декорации и костюмы поражают и сейчас — великий художник оказался и «балетным» автором: в объемных, многоцветных, восхищающих своеволием фантазии костюмах удивительно удобно танцевать.



 1919. Балет «Треуголка»

 Постановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)

 Премьера — 22 июля 1919, Лондон, театр Альгамбра

 Музыка — Мануэль де Фалья (Manuel de Falla)

 Либретто — Грегорио Мартинес Сьерра

 по повести Педро Антонио де Аларкона «El sombrero de tres picos»

 Хореография — Леонид Мясин (Léonide Massine)

Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)



Сюжет спектакля, основанный на романе Аларкона, исключительно прост: старый знатный вельможа безуспешно пытается соблазнить очаровательную жену молодого мельника…



0013-61b (700x458, 255Kb)



 Комедия про Мельника и его жену, живущих душа в душу, и губернатора старика Коррехидора, который пытается соблазнить жену мельника, что приводит к его публичному осмеянию — первый в мире полуфольклорный балет!



Балет очень красивый, танцуется не на пуантах – Мясин изучал народные танцы Андалузии, проводя время в кафе, на праздниках, в путешествиях по стране. Готовясь к нему, Леонид Мясин несколько месяцев штудировал в Испании все разновидности народных танцев.



tricornebolchoi (507x700, 290Kb)



Его партнершей должна была стать Лидия Соколова, но затем выбор пал на с трудом выехавшую из России более известную танцовщицу Тамару Карсавину,  которая в 1917 году вышла замуж за английского дипломата Генри Брюса и недавно приехала вместе с ним в Лондон.



120994475_Tamara_Platonovna_Karsavina_ (493x700, 112Kb)



 Тамара Платоновна Карсавина (9 марта 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 26 мая 1978, Лондон, Великобритания) — русская балерина.[3] Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева.После революции жила и работала в Великобритании 

29234_html_22a366bb (471x642, 57Kb)



Она впоследствии писала:



"В ходе работы над балетом «Треуголка» я заметила, что Мясин превратился из застенчивого юноши, каким я его знала, в чрезвычайно требовательного хореографа. Танцевал он теперь уверенно и сильно, а его ранняя зрелость, ум и исключительное знание сцены выделяли его и среди балетмейстеров".



На главную партию Дягилев пригласил испанского танцовщика Феликса Фернандеса. Для работы над балетом Мясин на три месяца уехал в Испанию и штудировал в Испании все разновидности народных танцев.



«В Испании меня заинтересовал бой быков, потому что они, испанцы, делали это танцуя. Тогда я писал роль мельника в «Треуголке», я видел перед собой быка, которого надо было убить, но убить без малейшего реализма: грациозно, танцуя.»



Юноша-цыган по имени Феликс Фернандес, которого дягилевцы нашли в Испании, был блестящим танцовщиком, помогал ставить и осваивать движения, и уехал с дягилевцами в Лондон. Но случилась беда...



Молодой танцовщик там столкнулся с трудностями в классической технике, изнурительно работал, но не смог пойти дальше кордебалета. И в конце концов сошел с ума за несколько недель до премьеры. Сам Мясин вспоминает, что его «обнаружили в полночь танцующим в безумии религиозного экстаза перед алтарем собора Св. Мартина-в-полях на Трафальгарской площади» (эта церковь сейчас известна многими выполненными в ней записями классической музыки)… Эта трагедия глубоко поразила всю труппу... Это был молодой человек неординарного таланта, который достиг почти невозможного совершенства в выбранном им виде искусства. Но я часто думал о том, не являлся ли источник его психического заболевания неотъемлемой частью его гения».



Picasso-et-Diaghilev-dans-les-ateliers-de-Covent-Garden_Londres_ete-1919_2 (700x507, 169Kb)

Пикассо и Дягилев в мастерской Ковент-Гарден в Лондоне, где Пикассо расписывает занавес для балета Треуголка, 1919 



Sud-zapretil-vyinosit-zanaves-Pikasso-iz (700x466, 236Kb)

 Занавес к балету Леонида Мясина "Треуголка"





Дягилев  обращается к Пикассо с предложением оформить новый балет «Треуголка» в театре «Альгамбра». Музыку к балету пишет соотечественник Пабло — Мануэль де Фалья.



Пабло не колеблется ни минуты и тут же принимает предложение. Он давно уже оценил все, что может ему принести сотрудничество с Дягилевым и всемирно известным «Русским балетом».



Picasso-et-Olga-Khokhlova-dans-les-ateliers-de-Covent-Garden_Londres_ete-1919 (700x507, 247Kb)

Пикассо и Ольга Хохлова в мастерской Ковент-Гарден, во время подготовки балета Треуголка, 1919



 Пикассо отправляет из Парижа в Лондон макеты костюмов и декораций. В мае 1919 года он прибывает с Ольгой в Лондон, где останавливается в «Савойе», одном из самых фешенебельных отелей столицы (сейчас он может себе это позволить), и тут же принимается за работу, наблюдает за изготовлением декораций и костюмов в ателье «Ковент Гардена», арендованном для этой цели… 



Pablo-Picasso_Decor-pour-le-ballet-Tricorne_1919_1 (700x538, 322Kb)

 Пабло Пикассо. Эскиз декораций к балету «Треуголка», 1919





В своих проектах Пикассо инстинктивно опирался на сложные кривые и зигзагообразные узоры, характерные для завитушек и орнаментов, которые испанские крестьяне используют в качестве элементов художественного оформления своих телег, фургонов и упряжи мулов.



Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_1 (470x305, 103Kb)



costume-design-for-ballet-tricorne-1917-1 (530x700, 340Kb)



Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_2 (470x305, 73Kb)



Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1920_02 (320x420, 89Kb)Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1920_04 (320x420, 106Kb)



Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1920_03 (320x420, 107Kb)



Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1919_05 (470x640, 145Kb)

Пабло Пикассо. Эскизы костюмов к балету Треуголка. 1919



Едкие контрасты зеленых, розовых, алых и черных тонов сразу же и в такой же степени вызывают воспоминания об Испании. «Все костюмы, без исключения, полны теплотой и силой, но одновременно эти качества смягчены и облагорожены тем вкусовым чутьем и умением проявить достоинство, которые являются очень андалузскими», — так написал критик Жан Бернье.



Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_1 (470x305, 103Kb)

Современная реконструкция балета Треуголка — Большой театр, Москва, 2005



Костюмы и декорации — по эскизам Пикассо



Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_4 (470x305, 72Kb)



Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_5 (470x305, 68Kb)



KMO_108455_00084_1_t208 (512x425, 123Kb)

Le Tricorne — Opéra Garnier, Paris, 2009



Opera-Garnier_Paris_Le-Tricorne_2009_2 (600x400, 144Kb)





Опускной занавес, для которого сохранилась масса эскизов и набросков, также был встречен аплодисментами. На переднем плане мужчина и группа женщин в испанских костюмах смотрят с балкона на арену для корриды. Там видно, что бой подошел уже к концу, и мулы тянут прочь мертвого быка, но и в данном случае проявления техники кубизма снова нельзя было назвать очевидными, так что зрителям не приходилось сколько-нибудь напрягаться для того, чтобы получить удовольствие.



Pablo-Picasso_Rideau-pour-Le-Tricorne_1_1919 (673x700, 390Kb)



 Зрители в восхищении! Конечно, совершенство ритма фламенко,  его талант хореографа и танцовщика и, безусловно, очарование Тамары Карсавиной в роли главной героини, а также музыка Мануэля де Фалья — все вместе обеспечило триумф балета Дягилева. А Пикассо был абсолютно признан английской публикой, которая несколько позже с большим энтузиазмом встречала выставки его работ.



12 (642x656, 147Kb)

Мануэль де Фалья (23 ноября 1876, Кадис — 14 ноября 1946, Альта-Грасия, Аргентина) — испанский композитор, пианист, музыковед.



thm_leonid_massine_1895-1979_and_m_hi (282x385, 48Kb)

Мануэль де Фалья и Леонид Мясин



p_martinez_sierra (319x482, 71Kb)

 Грегорио Мартинес Сьерра,

  6 марта, 1881 -     1 октября, 1947

    Сценарист, Режиссер, Продюсер



За шесть лет (1914-20) Мясин поставил 12 балетов и вырос в оригинального хореографа.

 Природные способности Мясина не только к танцу, но и драматическому искусству невероятно быстро развиваются под руководством опытного балетного педагога Энрико Чиккетти и при покровительстве могучего патрона Сергея Павловича Дягилева, ставшего для Мясина учителем, воспитателем, заботливо развивающим его художественный вкус и знания в разных видах искусства. Однако, именно Мясин был болезненной историей в судьбе Дягилева.

Дягилев любил Мясина и ненавидел, очаровывался в его собственных постановках и тут же разочаровывался. Именно Мясину Дягилев приписывал ту свою роковую болезнь-диабет, которая произошла из-за неровных и сложных отношений.



52726548_aeb44dcd3290 (255x42, 1Kb)



 

 В 1920 и 1921 годах Дягилев поставил еще два балета в сценографии Пикассо — «Пульчинелла» и «Квадро фламенко». Идея первого из них муссировалась еще в 1917 году, когда Пикассо пребывал в Риме. Отталкиваясь от недавно обнаруженной рукописи 1700 года, Дягилев развил идею балета,вдохновленного эпизодом из комедии дель арте.



Продолжение следует...



Вся информация из статей в интернете ( их много ).  



1.
115602514_stockvectorgracefulblackcatsilhouetteforyourdesign71399965 - РєРѕРїРёСЏ (372x261, 32Kb)  Ирина Браило

Серия сообщений " БАЛЕТ":
Часть 1 - Насыщенная жизнь. Леонид Мясин. 2 часть
Часть 2 - Насыщенная жизнь. Леонид Мясин. 1 часть
Часть 3 - Как делают пуанты
Часть 4 - В ТЕНИ ЛЮБИМОГО БРАТА. КАК ЖИЛА И ТВОРИЛА БРОНИСЛАВА НИЖИНСКАЯ
...
Часть 11 - О великой женщине с яркой судьбою. Ольга Лепешинская.
Часть 12 - Турецкого и Николай Цискаридзе - Балет
Часть 13 - Владимир Васильев и его фильм "Большой балет"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Насыщенная жизнь. Леонид Мясин. 1 часть | Baarsuk2011 - Дневник Baarsuk2011 | Лента друзей Baarsuk2011 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»