Это цитата сообщения
браило Оригинальное сообщение

Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия) — танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов.
Леонида Мясина знают немногие. Сведения о нем можно найти в лишь энциклопедии «Балет» и, позже, в «Русском балете». Личность Мясина приоткрылась с изданием на русском языке в 1997 году мемуаров «Моя жизнь в балете». Его балеты показывали считанные разы западные гастролеры, поэтому наследие Мясина-балетмейстера, до сих пор, в России известно лишь горстке профессионалов.

Родился Леонид Мясин в Москве в семье музыкантов: отец, Федор Афанасьевич Мясин, валторнист оркестра Большого театра. В детстве, Леня часто слушал, как отец дома исполнял Бетховена. Иногда, отец давал уроки Лене игры на валторне, но эти уроки были непродолжительными. После часа занятий отец уходил на репетиции в Большой театр.
Мать, Евгения Николаевна, была певицей сопрано Большого театра и часто отсутствовала дома. Ее заменяла крестьянская семья, которая следила за детьми. Эта крестьянская семья жила в кухне квартиры Мясиных. Но несмотря на то, что семья была многочисленной (там было трое детей), они не только были прислугами, но и были очень близкими людьми для семьи Мясиных. Часто эти люди принимали участие в вечерах, которые проводились в доме Мясиных.

Мечтой отца была покупка загородного дома, и он несколько лет копил деньги. И когда Леониду было восемь лет, отец построил дачу в подмосковном Звенигороде «на высоком холме возвышающимся над рекой».
Этот дом доставлял радость всей семьи.
«Под кустом серени накрывался стол, где часами пили чай с лимоном и ели свежеиспеченный хлеб с земляничным или малиновым вареньем, сваренным мамой, а дворовый пес Милтон всегда лежал у наших ног».
Семья очень много проводила времени в этом дворе. И именно здесь, вместе со своей сестрой Раисой и другим детьми, маленький Леня не только играл, но впервые начал танцевать, аккомпонируя себе на губной гармошке.
Недалеко от дома, находился монастырь Святого Саввы Cторожевского, где он вместе с отцом, держа его за руку посетили этот монастырь. Для мальчика - это было что-то необычное, и ему тогда казалось, что именно здесь должны жить святые.
«Думаю, что именно тем утром, когда отец впервые взял меня в этот монастырь Святого Саввы, в моем воображении родились образы и темы, которые спустя годы нашли отражение в моем творчестве.»

До восьми лет, Леня занимался домa со свооей мамой, но однажды к ним в гости пришла знакомая мамы: коллега, певица из Большого театра. Она увидела, как Леня танцует, аккомпонируя себе на губной гармошке и сказала матери Лени: "У тебя три сына: военные, инженеры, а у этого есть талант и надо этому таланту развиться."
Мама Леонида недолго думая, решила показать сына в театральном училище, где все экзамены oн прошел успешно, но при условии, что в течении года он должен проявить себя, как способный ученик и затем решат: оставлять юного танцора или просто отказать, как неталантлевому и неспособному.
В возрасте восьми лет (1903) он поступил на балетное отделение Московского театрального училища. В начальных классах занимался у Н.Домашова, в выпускном — у А.Горского. Из всех предметов, которые больше всего любил Леонид была литература, а любимым поэтом Некрасов. После года учебы в училище все экзамены Леонид сдал блестяще, и был зачислен в основной состав класса.

Учеником много выступал на сцене Большого театра, в котором работала хористкой его мать Евгения Николаевна, в своей первой роли Черномора в опере “Руслан и Людмила” М.Глинки. Леонид вспоминал, с какой гордостью он прошел по сцене Большого театра в парчевом халате, чалме и длинной длинной бороде, которую несли на подушечках несколько слуг. В Большом театре Леонид увидел Михаила Мордкина знаменитый танцовщик московского Большого театра. Oн только что приехал с гастролей из Америки и Леонида поразила его енотовая шуба и большая американская шляпа.

Михаил Михайлович Мордкин (1880—1944) — русский солист балета, балетмейстер, балетный педагог
Одновременно Леонид Мясин участвовал в драматических спектаклях Малого театра, имея большой успех. П. Марков вспоминал его как "стройного, нервного и очень искреннего юношу, который играл роли гимназистов в спектаклях с участием Южина, Лешковской, Никулиной, Рощиной-Инсаровой. Он имел большой успех и ему сулили блестящее будущее".

B 1909 г. в семье произошло несчастье. На охоте погиб брат Константин. В тот день, он пошел охотиться с другом, но друг его в лесу не заметил и смертельно ранел Константина. Эта была большая трагедия семьи и очень сильно повлияла на отца. Он долго переживал, не мог найти утешения и всю жизнь хранил окровавленную рубашку сына, и так и не смог прийти в себя.
В 1912 Леонид окончил училище и был зачислен в кордебалет Большого театра и экстерном 2-го разряда - в Малый театр., и любовь Леонида разделилась. Он стал думать о том, кем ему стать: балетным танцовщиком или драматическим актером. В те годы он разрывался.
Поворотным моментом в его жизни стала встреча Леонида Федоровича с Дягилевым, собиравший для своих «Русских сезонов» в Париже самых лучших артистов ....

Сергей Павлович Дягилев (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
Наступил 1913 год, Дягилев верил в числа, а потому, для него число 13 принесло с собой и тревожные предчувствия. Люди всегда падки до скандалов вокруг знаметитостей, но только, лишь, скандалы деньги не принесут.
Труппа Дягилева вместе с Нижинским гастролировала в Южной Америке, а в это время, в Венеции Дягилев вместе с Мисей Серт планировали репертуар на следующий сезон. Она играла на рояле, а Дягилев играл с зонтиком: то раскрывал его, то закрывал.
-- Прекратите,-сказала Мися, - разве Вы не знаете, что это дурная примета раскрывать зонт в комнате.
Суеверный Дягилев побледнел и отложил зонт. В этот момент раздался стук в дверь, принесли телеграмму о женитьбе Нижинского...
Через несколько мгновений вся гостинная мебель была разрушена.
Дягилев остался без главного танцовщика, без хореографа, без четких планов на будующее.
В конце 1913 года Дягилев последний раз побывал в России. Ему нужен был новый премьер. Труппу Мариинки он знал, слишком, хорошо, а потому начал поиски с Большого театра в Москве. Его внимание привлек Леонид Мясин- молодой танцовщик, исполняюший небольшую партию в "Лебедином озере".
Декабрским вечером, во время премьеры Михаил Савицкий, друг Леонида Мясина, сообщил, что в зрительном зале присутствует Дягилев. Имя Дягилева в те годы было очень весемо. Многие танцовщики мечтали оказаться в его труппе. Он пожелал встретится с Леонидом, и эта встреча была назначена в гостинице «Метрополь».
В своем номере Дягилев сидел на диване в парчевом халате.
«С первого взгляда он показался мне высоким, но когда сидевший на диване, Дягилев встал, он оказался среднего роста с необычно большой головой и широкими плечами».

Дягилев и Мясин по прибытии в Нью-Йорк (в Америке фото будет напечатано с подписью: «Мистер Дягилев и его слуга»!)
Дягилев сказал Леониду, что ему понравилось выступление и поэтому решил дать Мясину роль в своей новой постановке "Легенда об Иосифе", но дать ответ нужно немедленно, т. к. он на следующий день он уезжает.
Мясин не хотел уезжать из Москвы и пришел к Дягилеву с твердым решением отклонить предложение о переходе в дягилевскую труппу, но, к собственному удивлению, вместо «нет» ответил «да».

«Когда я пришел в "Метрополь", то твердо решил отказаться. Войдя в лифт, я думал о своем актерском будующем. Подходя к комнате Дягилева, я был убежден, что принимаю правильное решение. Я вошел. Дягилев пристально смотрел на меня и улыбался, ждал, пока я заговарю. Я готов был сказать, что не принимаю его решения, но сам того неосознавая произнес: "Я буду счастлив, присоединиться к вашей труппе".»
Спустя много лет, Мясин вспоминал эту встречу и не смог понять: почему же тогда, он так и не смог отказать Дягилеву.

Леонид Мясин, рисунок Льва Бакста, 1914
В январе 1914 Мясин покинул Россию. Всю дорогу, в купе первого класса, Леонид слушал Дягилева о его реформах, и он понял, что этот человек готов сделать многое для того, чтобы изменить русский балет; для того, чтобы изменить отношение к русскому балету на западе. Он уже много сделал и на достигнутом останавливаться не хотел. Дягилев любил балет, балет и ... молодых танцоров. И на смену Нижинскому пришел Мясин.
Париж

Леонид Мясин переехал в Париж, чтобы вступить в «Русский балет» Дягилева, как он сам считал - на один сезон, где вскоре занял положение первого танцовщика его труппы.
«Париж оказался еще прекраснее, чем я ожидал. Я никогда не представлял, что проспекты могут быть такими широкими, «а парки такими красивыми. Пока я гулял вдоль Елисейских полей, мне казалось, что я во сне.
Париж

По сравнению с людьми, которых я знал по Москве, и с немцами, которых я встречал в своем коротком путешествии, парижане казались мне шикарными: мужчины – подвижными, нарядно одетыми, женщины – двигающимися необыкновенно элегантно. Прогуливаясь вдоль Вандомской площади и вниз по кварталу Сен-Оноре, одетый в плохо сидевший на мне костюм старшего брата, я чувствовал себя не на своем месте - нескладным чужестранцем в их элегантном городе.»
Париж

приблизительно 1900 год.
В Париже Дягилев знакомит Мясина с Бакстом, и во время разговора Бакст рассказал такую историю. Однажды, прогуливаясь по Парижу, Бакст познакомился с девушкой и пригласил ее, как он считал, в красивый парк. Они разговаривали обо всем, и вдруг, восхищенный красотами Парижа, Бакст сказал девушке: "Как здесь красиво! Не правда ли ?!" На что девушка ответила: "Да, прекрасное место для самоубийства..."

Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
На Мясина этот рассказ произвел сильное впячатление.

Первый период работы у Дягилева стал для Мясина временем интенсивного накопления знаний. По настоянию мэтра он стал заниматься у Э.Чекетти в Италии, куда они вместе приехали.

Энрико Чеккетти (Чeкетти) (итал. Enrico Cecchetti, 21 июня 1850, Рим — 12 ноября 1928, Милан) — итальянский танцовщик-виртуоз, балетмейстер и педагог. Известен как автор методики обучения искусству танца
В 1910 году Сергей Дягилев пригласил его стать педагогом « Русского балета ». Чекетти был главным педагогом антрепризы Дягилева до 1921 года .
Tpoгательная совместная жизнь Дягилева и Мясина во Флоренции зимой 1914 года, рассказанная художником Михаилом Ларионовым: «Каждое утро, в любую погоду, жители Позитано видели двух мужчин. Эти двое - один немолодой и тучный, другой красивый и стройный - приходили в галерею Уфицци, проводя там время до обеда.

Неаполь

Они останавливаются перед картиной, долго рассматривают ее, потом переходят к другой, вновь возвращаются к тому, что видели ранее. Обращаются друг к другу на "вы". Закончив путешествие по залам галереи, выходят на улицу, где резкий ветер треплет ветви деревьев. Дягилев кутается в пальто, а Мясин распахнулся. И тут же Дягилев заботливо произносит: "Вы так можете простудиться, Леля, поднимите воротник".»

Ларионов. Мясин и Дягилев отдыхают (перо, тушь). Частная коллекция

Молодой и малоопытный танцовщик пленял красотой. Дягилев, словно пегмалион, стал создавать новое творение. Ученик усердно посещал музеи, концерты, читал, работал в балетном классе, изучал иностранные языки.
В дягилевской антрепризе пришелец оказался единственным москвичом, его исполнительский стиль отличался праздничной театральностью и безудержным темпераментом. Первой премьерой Мясина в качестве танцовщика был одноактный балет Фокина «Легенда об Иосифе» с музыкой Р.Штрауса 17 мая 1914 года в «Grand-Opera» состоялась премьера, где Леонид Мясин исполнил центральную роль и покорил парижскую публику!
Столь большого успеха, сам Мясин не ожидал и остался в труппе, cначала на год, а потом навсегда.

Когда Мясин появился на парижской сцене в одной набедренной повязке из овечьей шкуры, язвительные журналисты переименовали балет из "Lege de de Joseph" ("Легенда об Иосифе" в "Les jambes de Joseph" ("Бедра Иосифа" - по-французски это звучит почти одинаково.

Леонид Мясин проявлял прекрасные балетные данные. Танцы его были пластичны и выразительны.

Однако, по воспоминаниям его партнерши Александры Даниловой, он всегда оставался на сцене"солистом", а не партнером, будучи сосредоточен на собственном исполнении и был мало вниимателен к балерине. Александра Данилова писала, что работать с Мясиным «было все равно что танцевать для великого инквизитора, который пытал людей во имя Бога...

Мясин все делал с предельной страстностью, был подвержен вулканическим эмоциям, имел неистовый характер. В нем была charisma, благодаря чему он умел сконцентрировать на себе все внимание зрителя. Редкая энергия, сосредоточенность, убежденность – все это при его появлении на сцене рождало как бы вспышку ослепительного света».

К тому времени Мясин все больше и больше занимал место в труппе Дягилева.
Его ждал большой успех, и однажды Дягилев предложил Мясину исполнить роли, которые до него исполнял Нижинский. Леонид очень переживал, он волновался: какое впечатление он произведет на западную публику, которая привыкла видеть Нижинского в этих ролях.
Он волновался еще и потому, что Дягилев не мог, по-прежнему, забыть Нижинского. Дягилев постоянно о нем рассказывал. Tолько не касался личности Нижинского, а касался Нижинского, как танцовщика, и это заставляла Мясина переживать все больше и больше. Но и сам Леонид вспоминал Нижинского тоже часто потому, что он пришел на смену этому замечательному танцовщику и занял его место в сердце Дягилева.

Американская публика танцы Нижинского, в исполнении Мясина, не восприняла, как танцора...

Дягилев был очень расстроен, и чтобы как-то утешить своего молодого фаворита, приписал эти неудачи американской публике.
Он сказал, что Американская публика не готова к тем новшествовам, которые Дягилев устроил в русском балете.
«Я ставлю для внуков, а не для дедов»,- говорил Дягилев.

Во время из одной поездки, Дягилев предложил ему стать хореографом. Мясин испугался, хотел отказаться и ... дал согласие.
Грандиозным планам помешала Первая Мировая Война.
Как и следовало ожидать, интерес к искусству в Европе спал. Дягилеву пришлось ограничиться лишь благотворительными концертами в пользу Красного креста в Женеве — он показал проверенные временем балеты и одну новую постановку, где впервые попробовал свои силы в качестве хореографа Мясин.
В 1915 году в Швейцарии в Женеве состоялась премьера хореографа-новатора Леонида Мясина. Это был балет
"Полуночное солнце".
Л. Мясин в спектакле "Шут, или Полуночное солнце"
«Успех "Полуночного солнца", - был достаточен для того, чтобы я начал серьезно думать о моем будущем как хореографа".»

Ларионов М.Ф. – Эскиз декорации с персонажами к балету “Полуночное солнце”
Мясин был невысокого роста, характерным танцовщик. Роли принцев он, никогда, не танцевал, но в исполнении сочинений народных характерных танцев ему не было равных.
Лидия Соколова: «Его глаза были такими огромными, что казалось, они затопляют лицо. Мясин мог смотреть на вас, но его глаза никогда не улыбались. Нельзя было себе представить, какие мысли у него в голове»… «…Он был невысокого роста, фигура суховатая, узкая в бедрах. Лицо то сурово-замкнутое, то исполненное оживления, с загадочным взглядом бездонных глаз».

Рим

В 1917 году в Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Доменико Скарлатти в декорациях Льва Бакста. Литературной основой стала пьеса Карло Гольдони. Ее сюжет – типичный для комедии дель арте: Констанция с подругами разыгрывают графа Ринальдо, чтобы проверить его верность. Главные партии исполнили Энрико Чекетти с супругой и сам Мясин.

Сцены из балета «Женщины в хорошем настроении» в постановке Леонида Мясина.



Эскиз декорации к балету "Женщины в хорошем настроении"

В том же году Мясин поставил балет
Рим

«Парад» на музыку экстравагантного французского композитора Эрика Сати. Сценаристом балета выступил Жан Кокто. Легко осваивая все новое, Мясин в 1917 в содружестве с поэтом Кокто, написавшим сценарий, композитором Э. Сати, использовавшим в своей музыке синтез джаза и регтайма, и художником Пикассо, создавшим костюмы в стиле кубизма, поставил балет "Парад”, применив свойственные футуризму приемы эпатажа публики и стерев границы между академической сценой и балаганом.
1917.Балет "Парад"
"красота" в балете уступает место "некрасоте"
Постановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)
Премьера — 18 мая 1917, Париж, театр Шатле
Музыка — Эрик Сати (Erik Satie)
Либретто — Жан Кокто (Jean Cocteau)
Хореография — Леонид Мясин (Léonide Massine)
Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

Леонид Мясин, хореограф и балетмейстер «Русских Балетов» Дягилева, в роли китайского мага, в костюме Пикассо, 1917, фотограф Лахманн


Пабло Пикассо. Занавес к балету Парад. 1917
«При появлении большого опускного занавеса, сопровождавшемся мрачной музыкой, написанной Сати для увертюры, из груди собравшихся вырвался вздох удовлетворения и облегчения. Аудитория, ожидавшая поругания и скандала, вместо этого оказалась изумленной тем фактом, что, как выяснилось, изобретатель кубизма представил им нечто вполне поддававшееся их пониманию.
Сюжет занавеса наводил на мысль о вечеринке, организованной за кулисами, с участием арлекинов, клоунов и прочего циркового народа протокубистических времен, который развлекается в счастливом и спокойном настроени"

ОФОРМЛЕНИЕ СЦЕНЫ ПИКАССО
Однако восхитительным надеждам, рождавшимся в сердцах публики благодаря занавесу, предстояло рассеяться, как только занавес взмыл вверх… Задник оказался практически монохромным; на нем были изображены здания в перспективе, а в центре располагалось прямоугольное отверстие, похожее на пустую раму для картины.
МУЗЫКА, САТИ
Музыка совершенно изменилась: звуки, «напоминавшие импровизированный деревенский оркестрик», сопровождались жуткими шумами работающих динамо-машин, завывающих сирен, мчащих по рельсам экспрессов, гудящих аэропланов, стрекочущих пишущих машинок — все эти и многие другие, не менее возмутительные разновидности назойливого грохота обрушились на уши обалдевшей и напуганной аудитории.
Эта кошмарная какофония, на которую вдобавок накладывалось ритмичное топанье ногами, похожее на некий «организованный несчастный случай», возвестила о выходе на сцену гигантских трехметровых фигур неких «управителей»

Персонаж французского «управителя» (зазывалы)

Персонажи двух «управителей»-зазывал, французского и американского
…виднелись только ноги исполнителей, торчавшие ниже двух высоченных структур, которые были скомпонованы из угловатых кубистических скоплений непонятных конструкций. …Наряд обоих украшали силуэтные изображения с признаками их родины: спина француза была оттенена формами, напоминающими деревья бульваров, а фигура американца своей вытянутостью и внешним видом походила на небоскреб… Французский управитель держал в одной своей причудливо удлиненной руке длинную белую трубку, в то время как другая его рука, настоящая, колотила тяжеленной палкой в пол сцены. Американский управитель, чью голову венчал на манер короны лоснящийся цилиндр, нес в руках мегафон и афишу с … написанным на ней словом «Парад».

Управитель и голова лошади
Управители скорее выполняли функцию декораций. Их громадные размеры зрительно уменьшали остальных персонажей, низводя до нереальных пропорций марионеток.
В качестве третьего управителя выступала лошадь. Ее голова, вращавшаяся где-то очень высоко на длинной морщинистой шее, напоминала своей свирепой неистовостью африканскую маску.

Китайский маг и лошадь. Пабло Пикассо.
Китайский маг и волшебник в исполнении Мясина среди других танцоров выделялся характерными угловатыми движениями — благодаря им, а также удачному костюму он походил на некое блестящее насекомое…

Пикассо с помощниками расписывает занавес к балету Парад. Париж, 1917

Пикассо и Ольга Хохлова перед афишей балета Парад. Париж, фото 1917
Для того, чтобы пригласить высший свет французской публики, театр "Шатле" был восстановлен полностью: переменили кресла, все было в золоте, в цветах. Дягилев сказочно преобразил театр; куда раньше ходили мелкие буржуа шуршащие конфетными обертками.

Tеперь туда устремился весь нужный Париж: высший свет, менеценаты, богемы, пресса.
По мере того как балет подходил к концу, растущий гнев зрительного зала выражался возмущенным рокотом и гамом. Парижская интеллигенция форменным образом рассердилась, посчитав, что ее сделали жертвой фарса, поставленного на сцене лишь затем, чтобы она выглядела смешной уже из-за того, что высидела до конца этого издевательства. Вся публика, настроенная хуже некуда, вскочила на ноги, угрожая антрепренеру, постановщику, а также Пикассо и его друзьям.
Когда буря улеглась, Пикассо и Кокто, успокоившись, со смехом вспоминали странное заявление одного из зрителей своей жене: «Если бы я знал, что это такая ерунда, я бы привел детей!»
Премьера «Парад» в "Шатле", своей эпатажностью, вызвал грандиозный скандал. Новаторство не было принято. Зрители кричали: "Смерть русским!"
Несмотря на гвалт, сопровождавший первое представление, Дягилев ставил «Парад» снова и снова. С каждым очередным показом балет вызывал все большее уважение зрителей и критиков, но общее количество спектаклей оказалось небольшим. Он так и остался в истории искусства балетом для элиты и знаком победы, которую одержал авангард в своей батальной кампании.»

Современная реконструкция балета, 2007, театр Europa Danse

Жан Морис Эжен Клеман Кокто (фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau; 5 июля 1889 — 11 октября 1963) — французский писатель, поэт, драматург, художник и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века.

Эрик Сати (фр. Erik Satie, полное имя Эрик Альфред Лесли Сати, фр. Érik Alfred Leslie Satie; 17 мая 1866 года, Онфлёр — 1 июля 1925 года, Париж) — эксцентричный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.

Следующая мясинская премьера была уже в Лондоне 1919 года.
В сентябре 1918 года «Русские балеты» переехали на один год в Лондон.

"Треуголка", построянная на испанском народном танце. Хореография Мясина - это было очень новым словом тогда. Это объединение испанского танцовщика, то, что Мясин видел в Испании, и танцовщика классической школы, для которого он создавал хореографию этого балета.

Это сложно сочетать, ведь, испанский танец исполняется сердцем, а в классике важнее форма. Оформление опять доверили Пабло Пикассо. Декорации и костюмы поражают и сейчас — великий художник оказался и «балетным» автором: в объемных, многоцветных, восхищающих своеволием фантазии костюмах удивительно удобно танцевать.
1919. Балет «Треуголка»
Постановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)
Премьера — 22 июля 1919, Лондон, театр Альгамбра
Музыка — Мануэль де Фалья (Manuel de Falla)
Либретто — Грегорио Мартинес Сьерра
по повести Педро Антонио де Аларкона «El sombrero de tres picos»
Хореография — Леонид Мясин (Léonide Massine)
Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)
Сюжет спектакля, основанный на романе Аларкона, исключительно прост: старый знатный вельможа безуспешно пытается соблазнить очаровательную жену молодого мельника…

Комедия про Мельника и его жену, живущих душа в душу, и губернатора старика Коррехидора, который пытается соблазнить жену мельника, что приводит к его публичному осмеянию — первый в мире полуфольклорный балет!
Балет очень красивый, танцуется не на пуантах – Мясин изучал народные танцы Андалузии, проводя время в кафе, на праздниках, в путешествиях по стране. Готовясь к нему, Леонид Мясин несколько месяцев штудировал в Испании все разновидности народных танцев.

Его партнершей должна была стать Лидия Соколова, но затем выбор пал на с трудом выехавшую из России более известную танцовщицу Тамару Карсавину, которая в 1917 году вышла замуж за английского дипломата Генри Брюса и недавно приехала вместе с ним в Лондон.

Тамара Платоновна Карсавина (9 марта 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 26 мая 1978, Лондон, Великобритания) — русская балерина.[3] Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева.После революции жила и работала в Великобритании

Она впоследствии писала:
"В ходе работы над балетом «Треуголка» я заметила, что Мясин превратился из застенчивого юноши, каким я его знала, в чрезвычайно требовательного хореографа. Танцевал он теперь уверенно и сильно, а его ранняя зрелость, ум и исключительное знание сцены выделяли его и среди балетмейстеров".
На главную партию Дягилев пригласил испанского танцовщика Феликса Фернандеса. Для работы над балетом Мясин на три месяца уехал в Испанию и штудировал в Испании все разновидности народных танцев.
«В Испании меня заинтересовал бой быков, потому что они, испанцы, делали это танцуя. Тогда я писал роль мельника в «Треуголке», я видел перед собой быка, которого надо было убить, но убить без малейшего реализма: грациозно, танцуя.»
Юноша-цыган по имени Феликс Фернандес, которого дягилевцы нашли в Испании, был блестящим танцовщиком, помогал ставить и осваивать движения, и уехал с дягилевцами в Лондон. Но случилась беда...
Молодой танцовщик там столкнулся с трудностями в классической технике, изнурительно работал, но не смог пойти дальше кордебалета. И в конце концов сошел с ума за несколько недель до премьеры. Сам Мясин вспоминает, что его «обнаружили в полночь танцующим в безумии религиозного экстаза перед алтарем собора Св. Мартина-в-полях на Трафальгарской площади» (эта церковь сейчас известна многими выполненными в ней записями классической музыки)… Эта трагедия глубоко поразила всю труппу... Это был молодой человек неординарного таланта, который достиг почти невозможного совершенства в выбранном им виде искусства. Но я часто думал о том, не являлся ли источник его психического заболевания неотъемлемой частью его гения».

Пикассо и Дягилев в мастерской Ковент-Гарден в Лондоне, где Пикассо расписывает занавес для балета Треуголка, 1919

Занавес к балету Леонида Мясина "Треуголка"
Дягилев обращается к Пикассо с предложением оформить новый балет «Треуголка» в театре «Альгамбра». Музыку к балету пишет соотечественник Пабло — Мануэль де Фалья.
Пабло не колеблется ни минуты и тут же принимает предложение. Он давно уже оценил все, что может ему принести сотрудничество с Дягилевым и всемирно известным «Русским балетом».

Пикассо и Ольга Хохлова в мастерской Ковент-Гарден, во время подготовки балета Треуголка, 1919
Пикассо отправляет из Парижа в Лондон макеты костюмов и декораций. В мае 1919 года он прибывает с Ольгой в Лондон, где останавливается в «Савойе», одном из самых фешенебельных отелей столицы (сейчас он может себе это позволить), и тут же принимается за работу, наблюдает за изготовлением декораций и костюмов в ателье «Ковент Гардена», арендованном для этой цели…

Пабло Пикассо. Эскиз декораций к балету «Треуголка», 1919
В своих проектах Пикассо инстинктивно опирался на сложные кривые и зигзагообразные узоры, характерные для завитушек и орнаментов, которые испанские крестьяне используют в качестве элементов художественного оформления своих телег, фургонов и упряжи мулов.







Пабло Пикассо. Эскизы костюмов к балету Треуголка. 1919
Едкие контрасты зеленых, розовых, алых и черных тонов сразу же и в такой же степени вызывают воспоминания об Испании. «Все костюмы, без исключения, полны теплотой и силой, но одновременно эти качества смягчены и облагорожены тем вкусовым чутьем и умением проявить достоинство, которые являются очень андалузскими», — так написал критик Жан Бернье.

Современная реконструкция балета Треуголка — Большой театр, Москва, 2005
Костюмы и декорации — по эскизам Пикассо



Le Tricorne — Opéra Garnier, Paris, 2009

Опускной занавес, для которого сохранилась масса эскизов и набросков, также был встречен аплодисментами. На переднем плане мужчина и группа женщин в испанских костюмах смотрят с балкона на арену для корриды. Там видно, что бой подошел уже к концу, и мулы тянут прочь мертвого быка, но и в данном случае проявления техники кубизма снова нельзя было назвать очевидными, так что зрителям не приходилось сколько-нибудь напрягаться для того, чтобы получить удовольствие.

Зрители в восхищении! Конечно, совершенство ритма фламенко, его талант хореографа и танцовщика и, безусловно, очарование Тамары Карсавиной в роли главной героини, а также музыка Мануэля де Фалья — все вместе обеспечило триумф балета Дягилева. А Пикассо был абсолютно признан английской публикой, которая несколько позже с большим энтузиазмом встречала выставки его работ.

Мануэль де Фалья (23 ноября 1876, Кадис — 14 ноября 1946, Альта-Грасия, Аргентина) — испанский композитор, пианист, музыковед.

Мануэль де Фалья и Леонид Мясин

Грегорио Мартинес Сьерра,
6 марта, 1881 - 1 октября, 1947
Сценарист, Режиссер, Продюсер
За шесть лет (1914-20) Мясин поставил 12 балетов и вырос в оригинального хореографа.
Природные способности Мясина не только к танцу, но и драматическому искусству невероятно быстро развиваются под руководством опытного балетного педагога Энрико Чиккетти и при покровительстве могучего патрона Сергея Павловича Дягилева, ставшего для Мясина учителем, воспитателем, заботливо развивающим его художественный вкус и знания в разных видах искусства. Однако, именно Мясин был болезненной историей в судьбе Дягилева.
Дягилев любил Мясина и ненавидел, очаровывался в его собственных постановках и тут же разочаровывался. Именно Мясину Дягилев приписывал ту свою роковую болезнь-диабет, которая произошла из-за неровных и сложных отношений.

В 1920 и 1921 годах Дягилев поставил еще два балета в сценографии Пикассо — «Пульчинелла» и «Квадро фламенко». Идея первого из них муссировалась еще в 1917 году, когда Пикассо пребывал в Риме. Отталкиваясь от недавно обнаруженной рукописи 1700 года, Дягилев развил идею балета,вдохновленного эпизодом из комедии дель арте.
Продолжение следует...
Вся информация из статей в интернете ( их много ).
1.
Ирина Браило
Серия сообщений " БАЛЕТ":
Часть 1 - Насыщенная жизнь. Леонид Мясин. 2 часть
Часть 2 - Насыщенная жизнь. Леонид Мясин. 1 часть
Часть 3 - Как делают пуанты
Часть 4 - В ТЕНИ ЛЮБИМОГО БРАТА. КАК ЖИЛА И ТВОРИЛА БРОНИСЛАВА НИЖИНСКАЯ
...
Часть 11 - О великой женщине с яркой судьбою. Ольга Лепешинская.
Часть 12 - Турецкого и Николай Цискаридзе - Балет
Часть 13 - Владимир Васильев и его фильм "Большой балет"