Всего в экспозиции, которая расположилась на трех этажах музея, представлено около 50 работ, включая скульптуру и рисунки.

Борис Григорьев, «Мать и дитя» (1918).
Запоминающиеся истории про жен художников обычно рассказывают про западных мастеров: мы помним про Саскию, Галу Дали или Ольгу Хохлову.
В России обычно вспоминают лишь о миссии писательских жен — Льва Толстого, Булгакова или Солженицына.
Эту лакуну необходимо заполнять, ведь все эти жизненные истории — прекрасная иллюстрация не только творческого пути художника, но и свидетельство того, что происходило тогда в стране.
Возьмем хотя бы брак Репина и Нордман-Северовой — женщины, которую окружающие осуждали за чересчур передовые воззрения, например, за вегетарианство и уважение к прислуге.

Илья Репин. Живописный (1909) и скульптурный (1902) портреты Н.Б. Нордман
Но при посещении выставки оказывается, что брак любого русского художника достоин отдельного рассказа. Немолодой вдовец Нестеров, нашедший вторую любовь в лице классной дамы своей дочери в институте благородных девиц.
Жена Кустодиева, которая спасла ему руки, но лишила ног и усадила в инвалидную коляску — и тем сохранила ему разум. Бурлюк, который бережно провез всю свою семью сквозь кошмары революционной России до самого Тихого океана, вывез в США и жил там с супругой долго и счастливо.
Жена Фешина, которая бросила его в Нью-Мексико после двадцати лет брака и отобрала с любовью выстроенный художником дом. Бесчисленные жены Фалька, которых он выбирал среди советских студенток.
Супруга Коненкова, очаровавшая Эйнштейна — говорят, не просто так, а по заданию…
Каждая история оказывается увлекательной — и не только благодаря сложному времени, в которое жили эти люди, но и из-за сложных чувств, бушевавших между этими творческими людьми.

Роберт Фальк, «Лиза на солнце» (1907)

Александр Богомазов, «Портрет Ванды Монастырской" (1907−1908), фрагмент
Однако главное в этой экспозиции — не биографии, а все-таки отличная живопись. Кураторам удалось собрать большое количество действительно сильных работ — и в этом нет ничего удивительно. Ведь именно «портреты жены» — это те картины, к которым художник, не связанный коммерческим заказом и сроками, может возвращаться из года в год.
Это изображения любимого человека, которого живописец знает почти также хорошо, как самое себя, — своего рода автопортрет прекрасной половины своей души.
Так, Роберт Фальк писал портрет своей жены в шали два года, доведя его до совершенства. Полотно, которое на репродукциях кажется серым и безжизненным, в реальности поражает своим жемчужным блеском и сдержанной эмоциональностью.

Исаак Бродский, «Портрет Л. Бродской" (1916), фрагмент

Николай Матвеев, «Портрет жены» (1880)

Игорь Грабарь, «Васильки» (1914)
Отдельное достоинство выставки в том, что помимо хорошо известных полотен из государственных галерей, в залы музея прибыли картины из частных коллекций, в том числе из собраний потомков художников (Лентулова, Кончаловского и др.). И эти малоизвестные произведения по своему уровню ничуть не уступают прославленным вещам — а порой и превосходят их. Ведь в числе коллекционеров, поделившихся с публикой портретами жен, такие известные ценители искусств, умеющие разыскивать редкости, как Авен, Галеев, Бабичев и Семенихины.

Петр Кончаловский, «Портрет О. Кончаловской в синем» (1919), фрагмент

Паоло Трубецкой, «Мать и дитя» (1908)
Временной охват выставки позволяет проследить и эволюцию русской живописи: от реализма и салонного академизма, через завораживающие кульбиты авангарда — к величественному социалистическому реализму. Кстати, благодаря нежности, с которой авторы относились к своим моделям, он оказывается очень романтичным.





Выставка продлится до 15 мая 2018 года.
Автор текста и фото: Софья Багдасарова.