Рене Магритт (фр.
René François Ghislain Magritte, 21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Лессин, Бельгия) — бельгийский художник
, известность которому принесли его полные загадок сюрреалистические картины. Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии
, ведя простую и спокойную жизнь. Когда будущему художнику было 13 лет
, его мать покончила с собой
, и это наложило отпечаток на его творчество. Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Он не объяснял значений своих полотен
, которые до сих пор подвергаются тщательным исследованиям и разборам.
Особенности творчества художника Рене Магритта: начиная с 1926 года художник пишет сюрреалистические полотна
, в каждой из которых есть некий скрытый смысл. Частым героем его картин становится человек в котелке
(прототипом которого считается сам Магритт), часто изображаемый без лица. Позже художник часто открещивался от сюрреализма
, называя стиль
,в котором он писал
, «магическим реализмом».
Известные картины Рене Магритта: «
Сын человеческий»,
«Голконда», «
Влюбленные», «
Вероломство образов (Это не трубка)», «
Потерянный жокей».
Если бы Рене Магритт не выбрал карьеру художника
, он наверняка стал бы фокусником. Все его творчество — сплошная череда трюков и иллюзий
, подмен и загадок
, перевоплощений и тайных смыслов. К тому же
, во множестве картин Рене Магритта можно найти отсылки к искусству иллюзионистов. Складывается впечатление
, что всю жизнь в нем боролись желание восхищать и поражать публику и стремление оставаться незаметным. В результате второе победило
, а первое просто нашло иной выход.
Большую часть жизни Рене Магритт прожил так
, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. Он носил неприметную одежду
, жил в благообразном маленьком домике с фарфоровыми гусями на каминной полке и рисовал прямо в столовой
, ни разу не испачкав пол краской. Но при этом художник много лет всячески открещивался от какой бы то ни было связи с сюрреалистами
, настаивая
, что пишет картины в жанре
«магического реализма». Безудержная фантазия по части зрелищных головоломок прорывалась в нем только тогда
,когда он брался за кисть. В этом и заключался главный фокус Рене Магритта.
Спасение из воды
Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городе Лессине в ничем не примечательной семье. Вообще
, словосочетание
«ничем не примечательный» можно применить практически ко всей жизни художника за исключением некоторых ярких событий и всего его творчества. Это стало настоящей проблемой для борзописцев
, пытавшихся раскопать хоть какой-нибудь
«жареный» факт в биографии Магритта. И
, наконец
, это удалось: в какой-то момент вскрылась детская трагедия художника.
О том
, что мать Магритта покончила с собой
, долгое время не знала даже его жена. Он старательно обходил этот печальный факт в любых разговорах. И
, видимо
, не зря
, ведь после того
, как обстоятельства смерти матери художника стали достоянием общественности
,поклонники психоанализа
(который сам Магритт
, к слову
, терпеть не мог и высмеивал при любом удобном случае) стали усматривать намек на это едва ли не в каждой его картине.
Как бы там ни было
, ночью 12 марта 1912 года Регина Магритт вышла из дома в Шарлеруа в одной лишь ночной сорочке и исчезла. До этого женщина предпринимала несколько попыток самоубийства
, мужу даже пришлось запирать ее в комнате. Ее поиски длились несколько дней
, после чего тело Регины было обнаружено в реке Самбре. Вода безжалостно обнажила ее тело
, намотав подол рубашки вокруг головы. Считается
, что именно поэтому на некоторых картинах Магритта лица людей закрыты тканью
(«Влюбленные», 1928
, «
Суть вопроса», 1928
, «
Изобретение жизни», 1928). Сюда же относят его знаменитые картины
,изображающие
«русалок наоборот» — существ с головами рыб и ногами женщин
(«Коллективное изобретение», 1934
, «
Песнь любви», 1948). Сам же художник утверждал
, что смерть матери не оказала на него настолько сильного влияния. Он говорил
, что в тот момент
,когда было обнаружено ее тело
, он даже ощутил некоторую радость
, потому что этот печальный факт сделал их семью знаменитой в округе. В остальном же
, признавался Магритт
,в его детстве было достаточно других событий
, повлиявших на его творчество. Впрочем
, о том
,что это были за события
, художник загадочно молчал.
Женщина в ящике
Вскоре после смерти матери Рене познакомился с человеком
, которому было суждено стать самым главным в его жизни. 13-летняя Жоржетта Бергер была дочерью мясника в Шарлеруа. Вместе подростки проводили все свободное время. Во время одной из прогулок по заброшенному кладбищу Рене и Жоржетта увидели художника с мольбертом. Мальчик застыл
, словно завороженный: раньше он никогда не видел живописца за работой. Как потом признавался Магритт
, именно в этот момент он решил стать художником.
По-детски невинный роман Рене и Жоржетты продлился недолго: родители девочки разлучили возлюбленных
, переехав в Брюссель. Через несколько лет в столицу отправится и Магритт — он два года отучится здесь в Королевской Академии изящных искусств. И одним туманным днем 1920 года Жоржетта просто-напросто столкнулась с ним на улице. По-видимому
, Судьба тоже любит фокусы. Юношеская любовь никуда не исчезла
, Магритт твердо решил
, что женится на девушке. Но сделать это удалось только после того
, как Рене отслужил в армии.
Магритт женился на Жоржетте в июне 1922 года. Она стала его главной музой: художник утверждал
, что все женские лица на его полотнах написаны с его жены
(1,
2). Больше они не расставались до самой его смерти. То есть
, почти не расставались. В 1936 году Магритт внезапно увлекся любительницей перформансов Шейлой Легг
, а Жоржетта в отместку завела роман с его другом — художником Полем Колине. Супруги окончательно воссоединились только в 1940 году.
Этот небольшой скандальный эпизод — пожалуй
, единственное
, что выбивается за рамки биографии добропорядочного гражданина Рене Магритта. Они с Жоржеттой жили в маленьком милом домике в тихом районе Брюсселя и почти не бывали
«в свете». Художник не любил путешествовать
, да и вообще редко выходил из дома. В его доме не было специально оборудованной студии
, он писал прямо в гостиной
, строго по часам
, и всегда прерывался на обед. У многих живописцев
, которые во время работы забывали обо всем на свете
, просто волосы зашевелились бы от такого
«кощунства».
Человек без лица и голубь в рукаве
Большинство фокусников скрывают от публики свое истинное лицо: отвлекают от него внимание яркими платками
, летающими игральными картами
, пиротехническими трюками; прячутся за слоем грима или масками. Так и Рене Магритт тщательно скрывал свою личную жизнь
, подсовывая публике эффектные многоступенчатые головоломки с загадочными названиями.
Главным героем многих картин Магритта стал безликий человек в котелке. Иногда его шляпа
просто парит в воздухе над воротником неприметного черного пальто
, иногда лицо скрыто за каким-нибудь неожиданным предметом — яблоком или
летящим белым голубем. И очень часто он
повернут к зрителю спиной, превращаясь в еще большую загадку. В какой-то степени каждый из этих лишенных индивидуальности джентльменов является автопортретом Магритта
, который всю жизнь с потрясающим упорством утверждал
, что в нем самом нет ничего особенного.
Свою первую
«иллюзионистскую» картину
«Потерянный жокей» художник написал в 1926 году
,начав с нее серию живописных экспериментов с реальностью. Здесь были левитирующие люди
(«
Размышления одинокого ходока», 1926) и рояли
(«
Счастливая рука», 1953), разрезанные на части женские тела
(«
Вечное доказательство», 1930) и белые голуби как обязательный атрибут выступления любого уважающего себя фокусника
(«
Терапевт», 1937).
Во время жизни в Париже с 1927 по 1930 год Магритт сблизился с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Именно в этот период начали проступать из темноты те самые образы
, которые в будущем сделают Магритта знаменитым
, именно тогда медленно начал выкристаллизовываться неповторимый мир
, который художник воссоздавал на холсте. Позже Магритт разругался с Бретоном и перестал причислять себя к сюрреалистам
, сочинив собственный
«магический реализм». Даже на короткий
«солнечный» период
(его еще называют
«периодом
Ренуара«), пришедшийся на военные годы
, Магритт не прекращает своих опытов с гранями реальности. Он рисует человека в маске и цилиндре
,одновременно похожего на иллюзиониста и детскую любовь художника — Фантомаса
(«
Возвращение пламени», 1943), и людей с головами-пушками
(«
Цицерон», 1947), отсылая нас к знаменитому цирковому трюку с человеком — пушечным ядром.
Уже в послевоенные годы
, в спокойное время
, наполненное спокойными буржуазными радостями
, Магритт написал картины
, которые принесли ему мировую известность: «Вероломство образов»
(1948), «Сын человеческий»
(1964) и «Голконда»
(1953). Он умер в возрасте 68 лет от «тривиального» рака поджелудочной железы рядом со своей любимой Жоржеттой. Рене Магритту удалось провернуть невообразимый фокус: он прожил самую незаурядную заурядную жизнь из всех возможных.
Автор: Евгения Сидельникова