Во второй половине 19 века зародилось новое течение — импрессионизм. Главное было в нём: передача сиюминутного чувства, момента, не углубляясь в философию и рассуждения. Картины импрессионистов, как правило, жизнерадостны (или приятно-ностальгически грустны). Они легки и естественны.
В 1808 году Наполеон вступил в Испанию, начались длительные кровопролитные бои в городах. Испанский народ яростно сопротивлялся захватчику. «Ошибка номер один — в Испанию», — так на острове святой Елены писал Наполеон (какая будет вторая ошибка, думаю, ясно). Последствия войны позже, после изгнания французских войн, опишет Франсиско Гойя в серии своих гравюр «Бедствия войны».
С изгнанием французских захватчиков в Испании не установился покой — власть переходила от одних к другим, были и республика, и снова восстановление монархии. Причём с 1813 года королём стал Фердинанд VII, придерживающийся политики репрессий и опирающийся на армию и инквизицию.
В 1824 году Гойя покинул родину (тогда ему 78 лет). В стране притесняли вольнодумцев и либералов, к коим принадлежал и художник (в 1815 году его даже вызвала на допрос инквизиция). Оставаясь на государственной службе (придворный живописец) он попросил отпуск и уехал во Францию, в город Бордо, и так там и остался (последние четыре года жизни).
Здесь Гойя и напишет одну из своих знаменитых и противоречивых картин: «Молочницу из Бордо». В некоторых источниках отмечается, что картина весьма оптимистична и весела... Странное заключение, у меня при взгляде на неё возникают такие ассоциации: тревога, тоска, неминуемость судьбы, двойственность жизни. Но если сравнивать картину с последними работами Гойи, то, да, она выделяется среди них своей лёгкостью, чувственностью, сиюминутностью. Выделяется и с технической точки. Не зря эту картину некоторые искусствоведы относят к первому проявлению импрессионизма. Я тоже вижу в ней новизну и стремление к иным формам живописи.
Франскиско Гойя «Молочница из Бордо», фрагмент.
Следует отметить, что с 2001 года, картина имеет статус непроверенной, то есть у некоторых учёных имеются сомнения насчёт авторства. Знаменитый «Колосс» уже признан «не картиной Гойи». Так и здесь ведётся расследование.
Вообще искусствоведы (а тем более те, кто специализируется конкретно на каком-то художнике) очень скрупулезно относятся к своему делу. Наклон головы у девушки непривычный для картин Гойи, что уж говорить про мазки и цвета. Картина сильно отличается от последних его работ. Уж не знаю насколько эти исследования можно считать объективными, но мне представляется «Молочница из Бордо» очень даже в духе Гойи. Какой-то художник сказал, что все его неудачные (я бы добавила, и необычные) картины искусствоведы скоро припишут плагиаторам. :)
Если не Гойя писал, то кто? Считается, что, возможно его дочь Росарио (родилась в 1814 году от некой Леокадии, уже после смерти жены художника). Они жили с Франсиско в Бордо, где он учил Росарио живописи. Могло быть и так. Но в любом случае, Гойя знал эту картину и очень ценил.
А ещё перед самой смертью он сделал такой рисунок:
На нём написано: «Я всё ещё учусь!»