Открывая сердце. Мастера книжного дела экспериментировали с формой книг, начиная с позднего Средневековья. Настоящими шедеврами специалисты считают изготовленные в XV-XVI столетиях рукописные книги с фигурно вырезанными страницами. Самые известные из них – выполненные в виде сердца песенник Жана де Моншеню, сборник любовных баллад “Heartbook” датского короля Кристиана III и молитвенник его дочери, принцессы Анны.
Сердце – символ открытости человека Богу и преданности вере. Считавшееся вместилищем души, оно соотносилось и со святым сердцем Иисуса Христа. Ещё одна трактовка этого образа – уединённая безмолвная молитва. Не случайно в монашеской среде чтение про себя называли сердечным, в противоположность чтению вслух.
Иди со мной! В Средневековье в Германии и Голландии изготавливали портативные поясные книги – бойтельбухи (от нем. Beutelbuch “поясная книга”) в переплёте в виде конусообразного мешка из кожи или плотной ткани. На конце мешка завязывали большой узел, закреплявший книгу на поясе. Книга висела “вверх ногами” и “задом наперёд”, головка переплётного блока размещалась внизу, корешком вперёд, что позволяло одним движёнием раскрыть книгу и читать на ходу, не снимая с пояса. В верхнюю часть бойтельбухов большого формата иногда вставляли кольца для крепления их на поясе с помощью шнура. Узел обычно представлял собой прочно сплетённые плоски кожи и назывался “узлом головы турка” (от англ. turk”sheadknot) из-за сходства с турецким тюрбаном. В поясных книгах малого размера свободная часть кожи образовывала запашной карман, чтобы в дороге книгу не испачкать и защитить от воровства.
Содержание бойтельбухов было в основном религиозным, дабы духовно укреплять и закалять странствующих монахов. Чаще всего в этом формате можно было встретить “Утешение философией” христианского богослова Боэция. В светской среде бойтельбухи превращали в изысканный аксессуар, подходящий к модным тогда женским платьям с широкими поясами. Разновидность поясной книги vademecum(в переводе с латинского “иди со мной”) представляла собой буклет или сложенные листы. Которые подшивались к поясу. Это были преимущественно карманные альманахи и медицинские справочники.
На многих поясных книгах не было украшений, что делало их более лёгкими и удобными для ношения и менее привлекательными для воров. Такая книга изображена на картине южногерманского художника Мартина Шонгауэра “Святое семейство”.
Mастерская Роберта Кампенса. "Благовещание". 1425-1430 годы.

Книга в незаметном, сливающемся с походной одеждой мешке путешествующего Святого Иакова изображена на знаменитом триптихе Иеронима Босха.
Ян ван Эйк. "Девственница Мэри". Гентский алтарь, детал). (В зелёном хитоне - Джон Баптис).
Углы ткани украшены драгоценными подвесками с начальными буквами “A” и “M” –“Ave Maria”.
Бойтельбухи вышли из обихода к концу XVI века – с распространением печатных книг. Да и поясные крепления казались уже слишком сложными и непрактичными. На поясе продолжали носить разве что маленькие молитвенники для демонстрации благочестивой учености.
Рог для грамотности. Один из старинных книжных форматов – хорнбук (от англ. hornbook: horn- роговая пластина, book- книга) представлял собою деревянную, костяную или металлическую рамку, покрытую слюдой или тонким роговым слоем, которую прикрепляли к деревянной ручке. Получалось что-то наподобие весла. В рамку вставляли пергамент или (позднее) лист бумаги с азбукой, цифрами, молитвами и прочим “дидактическим материалом”. Буквы алфавита первоначально располагались в форме креста, поэтому хорнбук называли также criss-cross-row, что в переводе означает “крест-накрест”. Затем стали изображать просто крест, а под ним – гласные и согласные буквы, слоги в виде таблицы, римские цифры и молитвы.
Аннибале Карраччи. Книготорговец. 1618. Гравюра Симона Гийена. Материалом для таких учебников иногда служил имбирный пряник, который дозволялось съесть после урока. Ну а “несъедобные” хорнбуки часто использовали в детских играх как ракетки Начиная с первой половины XV века и до начала XIX века, хорнбук был незаменим в обучении. Школьники носили его на шее или на поясе, подвешивая на тесёмке либо на ремешке. Малыши постигали азы чтения или счёта, а дети постарше зубрили богословские тексты. Во многих семьях хорнбук передавали по наследству как реликвию.
Питер Янс Санредам. Утро (фрагмент). 1594. Гравюра Гендрика Гольциуса. Хорнбуками перестали пользоваться с появлением дешёвых печатных учебников. В наши дни хорнбук превратился в дорогой аксессуар, оригинальный органайзер, который часто украшают оригинальной вышивкой.
Приключения бумаги. С превращением книги в удобный и практичный повседневный предмет начинаются эксперименты с её многомерностью. Появляются искусно согнутые страницы, бумажные вклейки, многослойные иллюстрации. В астрономические атласы, географические труды, анатомические трактаты помещают подвижные детали вольвеллы (от англ. volvelle “конструкция с вращающимися частями”). В 1765 году английский издатель Роберт Сайер изобрёл стиль life-the-flap – книга с метаморфозами, оснащённая накладными клапанами, с помощью которых можно совмещать несколько изоражёний на одной странице. Примерно тогда же появились складные книги-тоннели (tunnelbooks) с вырезом посередине, сквозь который видны другие страницы. Что и создаёт эффект многоплановости. Затем возникает формат peep-showbooks(от англ. topeep - подглядывать) –книги с бумажными ленточками-язычками, межстраничными рычагами и потайными клапанами, чтобы выдвигать и прятать объёмные картинки. Книги-трансформеры получили обобщённое название “подвижные” (movablebooks). В дореволюционной России их тоже называли книги с метаморфозами, а сейчас – книги-панорамы, книги-раскладушки, книжки-игрушки, книжки-ширмы, книги-театры…
Американский живописец Сеймур Жозеф Гай в своей работе "Знание – сила". XIX в. запечатлел развивающую книгу-панораму.
Аналогичная книжица с алфавитом есть и на картине Фёдора Славянского "Семейный портрет".1852 год из собрания Третьяковской галереи. Следуя принципу достоверности, художник изобразил на столе и картонный футляр для хранения таких изданий

