Биография и творческая деятельность
											
												Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М. Иванов, а затем Ф.Я. Алексеев. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.
											
												Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской. В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по классицистической традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места. Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году. Однако далее творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.) произвела на современников огромное впечатление. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима. Из этих картин выше всего живописец ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825).
											
												Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Художник переселился в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен - характер города соответствовал его творческим устремлениям. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», - сообщал он в письме. Так полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Сильвестр Феодосиевич писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. За время пребывания в Неаполе и Сорренто художник создал ряд замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Пейзажи, написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто, его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри.
											
												Сильвестру Щедрину было двадцать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын известного скульптора, племянник живописца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополучное сосуществование в петербургской художественной среде. Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получилось, что Щедрин пробыл в Италии до конца своей недолгой жизни. Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том свидетельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искусства.
											
												Отправляясь в Италию, Сильвестр Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представление это было и достаточно схематичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэтического обаяния «Вид Петровского острова» (1815), написан в типичных для старой живописи условных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональной жизнью.
											
												Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохранявший еще магическую притягательность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представлялась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Сильвестр Щедрин  очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчетную картину, которую должен был со временем отослать в петербургскую Академию художеств. Щедрин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но непременно следуя четкому разделению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверенные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», музейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжественность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое искусство, Щедрин постепенно вникал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессиональную и психологическую задачу — передать пластическое, живописное своеобразие и характер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь присущими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский период — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.
											
												Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные композиции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповторимость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту природы и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живописных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необходимости поисков нового живописного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него красочные сочетания, стремясь писать легко, чтобы краски пламенели, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится живописным пространством, напоенным светом, радующим глаз зрителя своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебристость приморского ветреного воздуха Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной романтичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувства, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пребывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоенных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.
											
												Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии художеств — Александра Иванова могут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живописи, да и живописи вообще, которую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы классической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэтическое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более поздние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неизменно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.   
											
												Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.
											
												https://obiskusstve.com/543830861288049437/silvestr-feodosievich-schedrin/
											
												Пейзажи Сильвестра Феодосиевича Щедрина
											
												Пейзажи С.Ф.Щедрина близки по своей природе общей направленности романтизму О.А.Кипренского. Романтические тенденции у Щедрина не носят самодовлеющего, декларативного характера. И у того и у другого романтизм заключался в лирическом, личном восприятии человека и природы, но не переходящем в восприятие субъективное. Именно у Щедрина отчетливо непосредственное наблюдение натуры.
											
												Щедрин, вышедший из художнической семьи, окончил в 1811 году Академию художеств в классе ландшафтной живописи, где он занимался у М.Иванова и отчасти пейзажиста Ф.Алексеева. Как пенсионер Академии молодой живописец в 1818 г. поехал в Италию. Внезапная смерть настигла там живописца в расцвете его таланта.
											
												Ещё в Санкт-Петербурге художник написал несколько превосходных пейзажей. В них чувствуются традиции пейзажа времен классицизма. Отсюда исходил интерес к реальному, определенному виду, к точной детали. Для раннего Щедрина характерны «Вид с Петровского острова в Петербурге», «Вид на Биржу с Дворцовой набережной». Последняя картина говорит о сильном влиянии Ф.Алексеева. Лирическое настроение, буквально принизывающее этот пейзаж, восходит к той сдержанной, но отчетливо ощутимой эмоциональности, которая свойственна некоторым поздним работам Алексеева 1810-х годов, и свидетельствует уже о новых веяниях в эстетике пейзажного жанра. В таких работах Алексеева как «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца с террасы первого кадетского корпуса» и «Вид Английской набережной в Петербурге», классицистическое перспективное изображение города превращается в городской пейзаж, где все компоненты объединены внутренним чувством художника.
											
												Главная тема в творчестве – природа Италии. Художник раскрывает гармонию образа «Златой Италии». Она воспринимается им как счастливый мир, который дышит покоем. Природа в его картинах добра к людям. Излюбленные мотивы пейзажиста – спокойное море в маленьких уютных бухточках, просвечивающая на солнце зелень виноградных лоз, оплетающих террасы, чистое небо.
											
												Рыбаки и городская беднота, торговки рыбой, оборванные дети, населяющие пейзажи Щедрина, далеки от экзотического колоритного стаффажа. Они – органическая часть единого образа Италии. Их движения естественны и неторопливы: в самом замедленном ритме их жизни ощущаешь органическую слитность с окружающей природой.
											
												К числу лучших и типичнейших пейзажей можно отнести «Новый Рим. Замок Святого Ангела», «На острове Капри» и «Веранду, обвитую виноградом». В колорите для Щедрина характерно стремление для поэтической выразительности образа – к непосредственности восприятия окружающего мира. Традиционная для русского «пенсионерского» пейзажа познавательность как изображения архитектурной или природной достопримечательности сменяется у него интересом к природе, представляющей неповторимо индивидуальный облик данной местности.
											
												Стремясь возможно правдивее передать поэтическую органичность окружающего мира Щедрин добивается все наибольшего осветления палитры. Это первые шаги к пленэрной живописи. «Новый Рим. Замок Святого Ангела» примечателен своим колористическим решением. Привычные коричневато-охристые тона ближних планов переходят по мере удаления в сложную игру отблесков на поверхности воды, отражающей чистое ярко-голубое небо. Свою ноту в цветовое звучание глубинного плана вносят и зеленовато-голубые рефлексы, отбрасываемые освещенною поверхностью реки на потемневшую штукатурку старых стен. Столько же убедительна голубоватая и жемчужно-серая поверхность моря и влажный воздух, пронизанный лучами солнца в картине «На острове Капри», где с такой непосредственностью и простотой дна группа рыбаков, разбирающих сети в мелкой воде прибрежья. Особенно интересны картины, изображающие гавань в Сорренто, где высокие утесы, которые нависают над водой, покрыты зеленоватыми отблесками моря.
											
												По наблюдению одного из исследователей, в творчестве живописца доминирует светотеневая композиция, подчиняющая себе цветовые отношения. Несмотря на тонкую передачу свето-воздушной среды, его ещё нельзя причислить к мастерам пленэра. Реалистические искания Щедрина не остались одинокими. По характеру тематики и творческих тенденций ему довольно близок его младший современник, рано умерший Михаил Лебедев.
											
												https://gallerix.ru/storeroom/1877901125/#more