Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830).
Пейзажи

Автопортрет 1817
Пейзажи С.Ф.Щедрина близки по своей природе общей направленности романтизму О.А.Кипренского. Романтические тенденции у Щедрина не носят самодовлеющего, декларативного характера. И у того и у другого романтизм заключался в лирическом, личном восприятии человека и природы, но не переходящем в восприятие субъективное. Именно у Щедрина отчетливо непосредственное наблюдение натуры.
Щедрин, вышедший из художнической семьи, окончил в 1811 году Академию художеств в классе ландшафтной живописи, где он занимался у М.Иванова и отчасти пейзажиста Ф.Алексеева. Как пенсионер Академии молодой живописец в 1818 г. поехал в Италию. Внезапная смерть настигла там живописца в расцвете его таланта.
Ещё в Санкт-Петербурге художник написал несколько превосходных пейзажей. В них чувствуются традиции пейзажа времен классицизма. Отсюда исходил интерес к реальному, определенному виду, к точной детали. Для раннего Щедрина характерны «Вид с Петровского острова в Петербурге», «Вид на Биржу с Дворцовой набережной». Последняя картина говорит о сильном влиянии Ф.Алексеева. Лирическое настроение, буквально принизывающее этот пейзаж, восходит к той сдержанной, но отчетливо ощутимой эмоциональности, которая свойственна некоторым поздним работам Алексеева 1810-х годов, и свидетельствует уже о новых веяниях в эстетике пейзажного жанра. В таких работах Алексеева как «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца с террасы первого кадетского корпуса» и «Вид Английской набережной в Петербурге», классицистическое перспективное изображение города превращается в городской пейзаж, где все компоненты объединены внутренним чувством художника.

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге. 1815
Главная тема в творчестве – природа Италии. Художник раскрывает гармонию образа «Златой Италии». Она воспринимается им как счастливый мир, который дышит покоем. Природа в его картинах добра к людям. Излюбленные мотивы пейзажиста – спокойное море в маленьких уютных бухточках, просвечивающая на солнце зелень виноградных лоз, оплетающих террасы, чистое небо.
Рыбаки и городская беднота, торговки рыбой, оборванные дети, населяющие пейзажи Щедрина, далеки от экзотического колоритного стаффажа. Они – органическая часть единого образа Италии. Их движения естественны и неторопливы: в самом замедленном ритме их жизни ощущаешь органическую слитность с окружающей природой.
К числу лучших и типичнейших пейзажей можно отнести «Новый Рим. Замок Святого Ангела», «На острове Капри» и «Веранду, обвитую виноградом». В колорите для Щедрина характерно стремление для поэтической выразительности образа – к непосредственности восприятия окружающего мира. Традиционная для русского «пенсионерского» пейзажа познавательность как изображения архитектурной или природной достопримечательности сменяется у него интересом к природе, представляющей неповторимо индивидуальный облик данной местности.
Стремясь возможно правдивее передать поэтическую органичность окружающего мира Щедрин добивается все наибольшего осветления палитры. Это первые шаги к пленэрной живописи. «Новый Рим. Замок Святого Ангела» примечателен своим колористическим решением. Привычные коричневато-охристые тона ближних планов переходят по мере удаления в сложную игру отблесков на поверхности воды, отражающей чистое ярко-голубое небо. Свою ноту в цветовое звучание глубинного плана вносят и зеленовато-голубые рефлексы, отбрасываемые освещенною поверхностью реки на потемневшую штукатурку старых стен. Столько же убедительна голубоватая и жемчужно-серая поверхность моря и влажный воздух, пронизанный лучами солнца в картине «На острове Капри», где с такой непосредственностью и простотой дна группа рыбаков, разбирающих сети в мелкой воде прибрежья. Особенно интересны картины, изображающие гавань в Сорренто, где высокие утесы, которые нависают над водой, покрыты зеленоватыми отблесками моря.
По наблюдению одного из исследователей, в творчестве живописца доминирует светотеневая композиция, подчиняющая себе цветовые отношения. Несмотря на тонкую передачу свето-воздушной среды, его ещё нельзя причислить к мастерам пленэра. Реалистические искания Щедрина не остались одинокими. По характеру тематики и творческих тенденций ему довольно близок его младший современник, рано умерший Михаил Лебедев.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Лунная ночь в Неаполе 1828

Набережная Санта Лючия в Неаполе. 1820-е

Набережная Мерджеллина в Неаполе

Неаполь. На набережной Ривьера ди Кьяйя

Грот Матроманио на острове Капри

Итальянский пейзаж. Капри

Скалы Малой гавани на острове Капри. Не ранее 1827

Большая гавань на острове Капри 1828

Пейзаж с Водопадом

Озеро Альбано в окрестностях Рима 1825

Веранда в Сорренто

Грот в Сорренто. 1826

Малая гавань в Сорренто близ Неаполя

В Сорренто

Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827

Вид Вико между Кастелламаре и Сорренто

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре

Вид на Везувий 1820-е

Старый Рим. 1824

Новый Рим. Замок Святого Ангела 1825

Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829

Водопад в Тиволи

Неаполитанская сцена. 1827

Колизей

Интерьер дома князей Голицыных в Риме

Веранда, обвитая виноградом. 1828

На веранде. 1829
