• Авторизация


Жизнь и творчество Жана Фуке (Fouquet) (ок. 1420 — между 1477 и 1481), французский живописец. Представитель Раннего Возрождения 18-05-2018 09:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения vladlysen Оригинальное сообщение

Жизнь и творчество Жана Фуке (Fouquet) (ок. 1420 — между 1477 и 1481), французский живописец. Представитель Раннего Возрождения .


Жизнь и творчество Жана Фуке (Fouquet) (ок. 1420 — между 1477 и 1481), французский живописец. Представитель Раннего Возрождения . Вспоминая творчество великих художников Северного Возрождения Германии,Нидерландов нельзя не вспомнить великолепного мастера миниатюры и выдающегося портретиста Жана Фуке, как говорят одного из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. "...портреты Фуке по своей мощи и по "классической" простоте превосходят все, что было сделано за это время даже в самой Италии. Миниатюры же его представляют собою ряд восхитительных картинок, в которых самое искреннее благочестие соединяется с изумительным знанием природы, с пытливой наблюдательностью, не уступающими произведениям Боутса, Мантеньи или Пьеро деи Франчески... Большим мастером Фуке представляется в изображении животных. Прекрасно рисует этот современник Учелло лошадей, которых он не боится ставить и в профиль, и в три четверти, фасом и крупом к зрителю. Он отлично стилизует их на далеких расстояниях, когда фигуры становятся крошечными, и с непревзойденным в его время совершенством передает их движения. Такова упавшая под св. Павлом лошадь или испуганная лошадь на той же миниатюре. Даже лошади ван Эйка кажутся деревянными рядом с этими благородными, красивыми животными." (Александр Бенуа)


self-portrait (581x600, 298Kb) Жан Фуке родился около 1420 г. в Туре в семье священника. Живописи учился в Париже и, возможно, в Нанте. Работал в Туре придворным художником короля Карла VII, затем Людовика XI. Имел большую мастерскую, в которой выполнялись заказы королевского двора.
Но, несмотря на то что в его работах, особенно ранних, заметно влияние итальянского и нидерландского искусства, художник быстро выработал свой собственный, неповторимый стиль.
Французский живописец Жан Фуке является одним из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции. Фуке на протяжении почти всей своей жизни работал в Париже. В 40-х гг. он не раз посещал Рим, где брал уроки по технике эмали у известного художника Антонио Филарете и изучал труды Л. Б. Альберта, и в это же время писал портрет Папы. После своего возвращения из Рима художник создал портрет донатора. Сильнейшее влияние на творчество Фуке оказали работы Мазаччо и Фра Анд-желико. Его манера рисования приводила зрителей в восторг, несомненный талант художника вызывал подлинное восхищение, поэтому в 1475 г. он был назначен королевским живописцем.Ярче всего искусство Фуке проявилось в портретном жанре. Созданные художником портреты Карла VII и его министров реалистичны и правдивы, в них нет ни лести, ни идеализации. Хотя манера исполнения этих работ во многом напоминает картины нидерландских живописцев, портреты Фуке более монументальны и значительны.
Чаще всего Фуке изображал свои модели в минуты молитвы, поэтому герои его произведений кажутся погруженными в собственные мысли, они как будто не замечают ни того, что происходит вокруг них, ни зрителей. Его портреты не отличаются парадной пышностью и роскошью аксессуаров, образы на них обыденны, прозаичны и по-готически статичны.



fouquet_03 (583x700, 478Kb) На портрете Карла VII (ок. 1445) есть надпись: «Победоноснейший король Франции». Но Фуке изобразил короля так достоверно и правдиво, что на его победоносность нет совершенно никаких указаний: на картине представлен хилый и некрасивый человек, в облике которого нет ничего героического. Зритель видит перед собой пресыщенного жизнью и уставшего от развлечений эгоиста с маленькими глазками, крупным носом и мясистыми губами.
Так же правдив и даже беспощаден портрет одного из самых влиятельных придворных короля — Жювенеля дез Юрзена (ок.1460).


fouquet_02 (525x700, 486Kb) На картине изображен тучный человек с оплывшим лицом и самодовольным взглядом. Реалистичен и портрет Людовика XI. Художник не стремился хоть как-то приукрасить свои модели, он изображал их точно такими, какими они были в жизни. Это подтверждают многочисленные карандашные рисунки, предшествовавшие живописным портретам.
Шедевром Фуке стал написанный около 1450 г. диптих, на одной части которого изображен Этьен Шевалье со св. Стефаном, а на другой — Мадонна с младенцем Иисусом.


fouquet_01 (630x700, 505Kb) Мария поражает своим изяществом и спокойной красотой. Бледные тела Мадонны и младенца, серо-голубое платье и горностаевая мантия Марии резко контрастируют с ярко-красными фигурками маленьких ангелов, окруживших трон. Четкие линии, лаконичный и строгий колорит картины придают изображению торжественность и выразительность.Несмотря на то что образ Мадонны с младенцем глубоко религиозен, Фуке изобразил Святую Деву в виде земной женщины.


Fragment_Madonna_a_375_vert (277x375, 106Kb) В течение некоторого времени считали, что Мадонна – это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье – первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.( подробно об этом http://diletant.ru/blogs/5628/2108/)

В этой картине, как ни в одной другой, ясно видно влияние итальянских художников на художественный метод Фуке. Пристальное внимание, которое живописец уделяет деталям, заимствовано им у северных мастеров, таких как Ян ван Эйк. Это заметно в трактовке короны, украшенной драгоценными камнями, и различных по фактуре одежд, меха и прозрачной вуали.



etienne-chevalier-with-st-stephen (615x700, 543Kb)
«Этьен Шевалье со святым Стефаном». На полотне Фуке изобразил молящегося донатора, Этьена Шевалье, которого обнимает за плечи покровительствующий ему святой. Святой Стефан (в старофранцузском языке его имя соответствует имени Этьен) изображен в облачении дьякона, Фуке представил его в образе первого дьякона христианской церкви. В руках святой Стефан держит книгу, на которой лежит булыжник – знак его мученической смерти (согласно преданию, святой был забит камнями за свою веру).


157973_original (500x500, 341Kb)

Фуке расположил эти две фигуры на картине так хорошо, что они не кажутся плоскими, как в предыдущих работах французских мастеров. Художник постарался с большой силой проявить световой поток в картине, и именно этот факт эффективно повлиял на точность расположения образов в пространстве и на объемность фигур персонажей. Этот художественный прием свидетельствует о значительном воздействии на творческий метод художника совершенной им поездки в Италию. Но в этой картине заметно также влияние северных мастеров, в проработке текстуры материалов – меха, тканей, мрамора, камня – можно увидеть сходство с живописью ван Эйка.
Как и картина с Мадонной, эта часть диптиха отличается цельностью композиции, насыщенностью и звучностью колорита, основанного на красных, золотистых и лиловых оттенках.
Многие исследователи считают Фуке автором портретов молодого человека в черном (1456) и неизвестного мужчины со стаканом вина — настолько манера исполнения этих работ напоминает его стиль.
Большое место в творчестве Фуке занимают миниатюры. Эти произведения художника очень похожи на работы братьев Лимбург, но отличаются большей реалистичностью в изображении окружающего мира.
Фуке создал чудесные иллюстрации к «Большим французским хроникам» (конец 1450-х), Часослову Этьена Шевалье (1452–1460), «Новеллам» Боккаччо (ок. 1460), «Иудейским древностям» Иосифа Флавия (ок. 1470). В миниатюрах, изображающих религиозные, античные сцены или итальянскую жизнь, угадываются современные художнику французские города с тихими улицами и большими площадями, луга, холмы, речные берега прекрасной родины живописца, замечательные архитектурные памятники Франции, среди которых собор Парижской Богоматери, Сен-Шапель.
В миниатюрах почти всегда присутствуют человеческие фигуры. Фуке любил изображать сцены крестьянской, городской и придворной жизни, эпизоды сражений недавно закончившейся войны. На некоторых миниатюрах можно увидеть портреты современников художника («Представление Этьена Шевалье Богоматери»).
Фуке — талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г.», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Несмотря на огромное количество фигур, изображение не сливается, а композиция остается четкой и ясной. Особенно живыми и естественными кажутся герои на первом плане — горожане, пришедшие поглазеть на судилице, стражники, сдерживающие напор толпы. Очень удачно цветовое решение: центральную часть композиции выделяет синий фон ковра, которым покрыто место судилища. Другие ковры с красивым орнаментом, шпалеры и растения подчеркивают выразительность миниатюры и придают ей особую красоту.
Работы Фуке свидетельствуют об умении их автора мастерски передать пространство. Например, его миниатюра «Св. Мартин» (Часослов Этьена Шевалье) настолько точно и достоверно ображает мост, набережную, дома и мосты, что по ней легко восстановить облик Парижа времен правления Карла VII.
Многие миниатюры Фуке отличаются тонким лиризмом, который создается благодаря поэтичному и спокойному пейзажу (лист «Давид узнает о смерти Саула» из «Иудейских древностей»).


Жан Фуке, один из известнейших французских художников XV в., соперничал с Мармионом в искусстве миниатюры. Фуке иллюстрировал многие рукописные книги, в частности сочинения Боккаччо. Самыми известными работами художника можно назвать книжные миниатюры на религиозные темы («Часослов Этьена Шевалье») и исторические сюжеты в «Больших исторических хрониках», «Жизни знаменитых мужчин и женщин», «Иудейских древностях». Характерной особенностью этих работ является реалистическое отражение реальных или мифологических событий, сюжет которых художник переносил в современную ему среду Франции. Для этих работ характерны такие черты, как свободная передача пространства и широкое разнообразие ярких красок. Миниатюры Жана Фуке отличает мягкий колорит, а также применение элементов прямой и воздушной перспективы.

Умер Фуке в период между 1477–1481 гг. Очень популярный при жизни, художник был быстро забыт соотечественниками. Его искусство получило достойную оценку лишь спустя многие годы, в конце XIX в.


15e0035a (493x700, 602Kb)
Virgin and Child, c.1445. Livres d'heures des Étienne Chevalier,Musеe Condе, Chantilly, France


26e0120a (520x700, 583Kb)Livres d'heures des Étienne Chevalier, Szene: Madonna vor dem Portal einer Kathedrale


70df11596a0dce7ebe45b2eaeb93e4b7 (518x700, 737Kb)Коронация Александра Тур, ок. 1420-1477/81 Из Древней истории (после 1470).
Пергамент, 45 х 34 см. Кабинет рисунков; поступил в Лувр в 1912 г.



077 (700x519, 628Kb)Sainte Marguerite and Olibrius, also known as Marguerite Keeping Sheep



10154-job-and-his-false-comforters-jean-fouquet (515x700, 423Kb)Job and his False Comforters, Livres d'heures des Еtienne Chevalier . Musеe Condе, Chantilly, France 1461 ( Иов и его лживые утешители)



10158-the-coronation-of-the-virgin-jean-fouquet (503x700, 480Kb)The Coronation of the Virgin.1461,(Коронация Девы)Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France


27221-caesar-crossing-the-rubicon-fouquet-jean (517x700, 537Kb)ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ, ПЕРЕХОДЯ РУБИКОН .1470.

8.
90930607_Mort_de_la_Vierge (446x600, 366Kb)The Dormition of the Virgin,Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France 1460.


article_793_23801 (700x636, 393Kb)Coronation of Charlemagne, Большие Французские Хроники,Bibliothèque Nationale, Paris, France 1455-1460.


Book_of_hours_Simone_de_Varie (512x636, 383Kb)Mary holding the Christ child , миниатюра часослова Симона де Вари, 1455 .


book-of-hours-4 (472x700, 439Kb)Martyrdom of St. Andrew before the Proconsul Egeas,Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France 1445.


-charles-iv-miniature (700x507, 396Kb)ПРИБЫТИЕ ИМПЕРАТОРА КАРЛА IV В БАЗИЛИКУ СЕН-ДЕНИ


charles-v-g-paris-miniature (500x687, 379Kb)Прибытие Карла V в Париж 1364 году, Большие Французские Хроники 1460.


Couronnement_de_Louis_VI_le_Gros (600x534, 242Kb)Coronation of Louis VI,Большие Французские Хроники 1460.


f026 (600x503, 280Kb)Моление с еретиками, Большие Французские Хроники 1460.


file (607x700, 428Kb)Capture of Jerusalem by Herod the Great, Иосиф Флавий "Иудейские древности" 1470.


fouquet9 (496x700, 559Kb)Поклонение Деснице Господней.1461, Нью-Йорк.


fouquet13 (500x700, 486Kb) Битва между римлянами и CarthaginiansProbably в битве при Каннах (216 г. до н.э.)


img-2 (525x700, 590Kb)The Adoration of the Magi, Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France 1445.


Jean_Fouquet_004 (493x700, 585Kb)Etienne Chevalier (1410-74) and his Patron Paying Homage to the Virgin and Child, Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France 1455.


Jean_Fouquet_Decameron_001 (700x571, 557Kb)Decameron, . Миниатюра из книги Дж. Боккаччо «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» 1458 .


Le_Lit_de_justice_de_Vendome (495x600, 335Kb)Cases of noble men and women,
Суд герцога Алансона" О судьбах прославленных мужчин и женщин", Bayerische Staatsbibliothek, Munich, Germany.


miniatu7 (514x700, 478Kb)Martyrdom of St. Apollonia, Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France 1445.


pentecote (505x700, 458Kb)Pentecost, Сошествие Святого Духа. Рождение Церкви,Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France 1445.


pieta-large (700x455, 519Kb)Pieta,1470-1480,масло,дерево, Nouans Cathedral, Nouans, France


portrait-of-a-papal-legate-1460 (476x700, 567Kb)Portrait of a Papal Legate,1460, Metropolitan Museum of Art, New York City.


f165 (1) (600x598, 308Kb)

Rondel au monogramme de Laurens Girard

Attribué à Jean Fouquet, vers 1450-1460
Vitrail grisaille, diamètre : 20 cm
Paris, musée national du Moyen Âge - Cluny



-saint-bernard-et-ses-moines-gР’-clairvaux (489x700, 635Kb)Les Suffrages des SaintsSaint Bernard enseignant, Livres d'heures des Еtienne Chevalier Musеe Condе, Chantilly, France 1450.

29.
the_virgin_and_child_enthroned-large (514x700, 650Kb)Virgin And Child Enthroned,холст масло, Private Collection

30.
the-building-of-a-cathedral-jean-fouquet (589x700, 508Kb)Building of the Temple of Jerusalem,(Евреи строят Храм в Иерусалиме)
Миниатюра из "Иудейских древностей" Иосифа Флавия.
Прибл. 1472 г. BNF, Париж, Франция


the-crucifixion-1460 (504x700, 637Kb)Тhe Сrucifixion1460.


the-flight-of-pompey-after-the-battle (514x700, 524Kb)Тhe flight of Рompey after the battle.


Жан-Фуке--27799 (676x700, 518Kb) Charles V remettant à Bertrand Du Guesclin l,Большие Французские Хроники 1460.


La charite de  saint Martin.Paris.musee du Louvre (445x600, 299Kb)La charite de saint Martin.Paris.musee du Louvre ( Св. Мартин и нищий. Миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье» . Около 1452—60гг )
Пергамент, темпера. Париж Лувр.


Saint Francois recevant les stimagtes 1455 (586x600, 315Kb)Saint Francois recevant les stimagtes 1455

6.
Saint Paul (438x600, 325Kb) Saint Paul,1460.


division-of-the-kingdom-of-clotaire-1460 (700x595, 652Kb)Division of the kingdom of clotaire 1460 . Что ещё посмотреть http://expositions.bnf.fr/fouquet/index.htm ; http://blogs.privet.ru/user/glushcenko_valeriy/116207962;http://gorbutovich.livejournal.com/6956.html?thread=5932;http://www.renclassic.ru/Ru/34/1846/;http://www.wikiart.org/ru/jean-fouquet;


Прослушать запись Скачать файл
ФЛЕЙТА & ЛЮТНЯ (16-17век) - Турдьон (старинный французский танец)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
vladlysen 18-05-2018-18:34 удалить
Спасибо, что заглянули!
[699x91]


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Жизнь и творчество Жана Фуке (Fouquet) (ок. 1420 — между 1477 и 1481), французский живописец. Представитель Раннего Возрождения | Letayushaya_na_barse - Дневник Letayushaya_na_barse | Лента друзей Letayushaya_na_barse / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»