Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901).
Анри де Тулуз-Лотрек – маленький принц Монмартра.
Джованни Больдини: Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек
Аристократ по рождению, он мог бы блистать на балах и светских приемах. Но судьба сделала его гениальным певцом парижского дна.
Madame la Comtesse A. de Toulouse-Loutrec - 1881-1882 - PC - Painting - oil on cardboard
Граф Анри-Мари Раймон де Тулуз-Лотрек Монфа – вот как это звучало. Младенец появился на свет 24 ноября 1864 года в местечке Альби на юго-западе Франции. Его родители были двоюродными братом и сестрой, наследниками старинного аристократического рода. И когда Анри родился, отец мысленно примерял к наследнику роль красавца повесы, покоряющего сердца французских дворянок.
Equipage au Bosc - 1881 - PC - Painting - oil on board
Ballet Dancers - 1885 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas.
ГНЕЗДО С ИСТОРИЕЙ.
Сам граф Альфонс был типичный самодур. Он обожал охоту и лошадей, славился эксцентричными поступками (как-то к обеду в родительском замке он спустился в наряде танцовщицы). Граф и его брат были талантливыми художниками-любителями, рисовали своих лошадей и объекты охоты.
The Falconer, Comte Alphonse de Toulouse-Lautrec - 1881 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on board
Alphonse de Toulouse-Lautrec Driving His Four-in-Hand - 1880 - Musee du Petit Palais - Paris - Painting - oil on canvas
Artilleryman Saddling His Horse - 1879 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on canvas
Pique et Boucheron - 1882 - PC - Painting - oil on panel
А ещё Альфонс обожал… изменять супруге. Но графиня Адель от природы была женщиной кроткого нрава, она души не чаяла в своем единственном сыне (второго она потеряла 4-летним). Анри был болезненным мальчиком, но очень жизнерадостным, прекрасно учился, блестяще рисовал. Родители разошлись после смерти младшего сына, и Анри жил у каждого в поместье по очереди.
Artillerman and Girl - 1886 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi
Dance at the Moulin Rouge - 1889 - 1890 - Philadelphia Museum of Art - Painting - oil on canvas
«ТАКОВА ВОЛЯ БОЖЬЯ»
... или Diex lo volt на старофранцузском – девиз на родовом гербе графов Тулузских. Что ж, по воле Всевышнего или из-за генетического изъяна (сестра матери – карлица, родители – в кровосмесительном браке), а может, из-за слабых костей, но в 13 лет Анри упал и сломал шейку бедра одной ноги, а через год все повторилось, но на этот раз с другой ногой. Кости плохо срослись, и мальчик продолжал расти только в верхней части тела. Взрослый юноша, он к 18 годам имел рост 1 м 50 см, развитое туловище и голову, но ноги карлика.
Фотография Тулуз-Лотрека
Любящая матушка переживала за сына, отец был недоволен тем, что его мечтам о блестящем будущем наследника не суждено сбыться. И уж тем более Альфонс не обрадовался, когда с детства обожавший рисование Анри оказался в качестве начинающего художника на Монмартре – этой клоаке Парижа конца XIX века, рабочем пригороде, среди воров, проституток и прочей необразованной швали.
At the Cafe - The Customer and the Anemic Cashier - 1898-1899 - Kunsthaus - Zurich - Painting - oil on cardboard
La Goulue Arriving at the Moulin Rouge with Two Women - 1892 - Museum of Modern Art - New York - Painting - oil on cardboard
Jane Avril - 1893 - PC 2
Jane Avril Dancing - 1892 - Musee du Louvre - Paris - Painting - oil on cardboard
Jane Avril Leaving the Moulin Rouge - 1892 - Wadsworth Atheneum - Hartford, CT - Painting oil on cardboard.
Jane Avril Entering the Moulin Rouge - 1892 - Courtauld Institute Galleries - London - Painting oil on cardboard
Джейн Аврил Оставив Мулен Руж - 1892 - Уодсворт Атенеум - Хартфорд - Картина маслом на cardboard
Rice Powder - 1887 - Van Gogh Museum - Amsterdam - Painting - oil on canvas
СВОБОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ.
Итак, в 1884 году Лотреку 20 лет, и он учится рисовать в знаменитом Ателье Фернана Кормона, художника академического направления (рисовал на религиозные и исторические темы и портреты). Но он даёт ученикам свободу, заставляя осваивать технический минимум. А рядом набирают силу импрессионисты: Дега, Ренуар, Писсаро, Моне, Сезанн. Поэт Бодлер призывает художников рисовать окружающую их жизнь, а художник Курбе заявляет, что искусство должно быть «измазано в её грязи». Желание нарушать каноны не обходит и Лотрека. Он пытается, по его признанию, «писать реалистично, а не идеально… Пусть будет какой-то дефект. Я не сочувствую недостаткам, мне нравится их приукрашивать. Пусть они будут больше и ярче, чем в реальности».
Princeteau in His Studio - 1881 - PC - Painting - oil on canvas
Princeteau in His Studio - 1881-82 - PC - Painting - oil on canvas
ОГЮСТ, ВИСЕНТ, АНРИ И ТЕО.
В монмартрских кафе «Черная кошка» и «Мертвая крыса» в 1880-х бок о бок сидят классики из Ателье Кормона и авангардисты всех сортов, в том числе импрессионисты.
In a Private Room at the Rat Mort - 1895 - Courtauld Institute Galleries - London - Painting oil on canvas
Тулуз-Лотрек преклоняется перед Дега и Ренуаром, пытаясь учиться у них заочно. Анри берет за основу картину Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» и делает наброски в танцзале «Ла Галетт»в новой, созданной им манере: нарушая правила и гипертрофируя изъяны.
Иллюстрацию публикует популярная французская газета, а арт-дилер Тео Ван Гог пишет брату о том, что видел в Салоне 1889 года очень сильные картины Лотрека, особенно хороша «Бал в Мулен де ла Галетт». Он был первым продавцом картин Лотрека.
Пьер Огюст Ренуар: Dance at the Moulin de la Galette - 1876
At the Moulin de la Galette Dance Hall - 1889 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas
A Ball at the Moulin de la Galette - 1889 - Painting - oil on panel
The Milliner - 1900 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on cardboard
At the Moulin de la Galette - 1891 - PC- Painting - oil on board
A Corner in the Moulin de la Galette - 1892 - National Gallery of Art - Washington DC - Painting - oil on cardboard
At the Moulin Rouge - 1892 - Art Institute of Chicago - Painting - oil on canvas
КАБАРЕ - МОЙ ДОМ РОДНОЙ.
Уже с 1888 года работы Анри стали хорошо продаваться, а когда на Монмартре открылось кабаре «Мулен Руж», картиной Лотрека из циркового цикла украсили главный зал перед входом. Через 3 года владельцы обратились к Лотреку за афишей для кабаре. Звездой «Мулен Руж» была знаменитая Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю, бывшая прачка и проститутка, прославившаяся своим энергичным канканом. Она сбрасывала у мужчин шляпы, закидывая вверх ноги во время танца. Лотрек её когда-то уже рисовал, и именно с ней «в главной роли» он решил сделать афишу для рекламы кабаре. Картина размером 1 x 2 м демонстрировала Ла Гулю в момент, когда она выбрасывала ножку вверх.
Moulin Rouge - 1891 - PC 3
La Goulue Dancing (also known as Les Almees) - 1895 - Musee d'Orsay - Paris - Painting - oil on canvas
Все было слегка преувеличенным: скандальная героиня рисунка, плоские, словно расплющенные, в японском стиле изображения фигур, темные силуэты в мутно-желтом свете электрического света – это был новый Париж, Париж Тулуз-Лотрека. С плаката художник сделал цветную литографию и размножил. В конце 1891 года на стенах Парижа появилось 3000 копий этой афиши «Мулен Руж». Плакаты Лотрека пользовались таким успехом у парижан, что появилась разновидность воров, которые следили за тем, когда лист приклеят к стене или тумбе, и тут же отдирали её, едва расклейщик уходил.
ГЕНИАЛЬНЫЙ ИЗГОЙ.
В конце 1890-х годов Лотрек выставлял свои работы в разных странах Европы, а также в Британии и Штатах. Он писал картины, делал литографии, сотрудничал с журналами. Но слава не изменила его личную жизнь.
По прежнему он свободно себя чувствовал только среди танцовщиц и обитательниц монмартрских борделей. Эти женщины были и его натурщицами, и его друзьями. Только с ними он чувствовал себя полноценным человеком и с ними он общался как с равными. Он такой же, как они, – изгой и страдалец, вынужденный смеяться в лицо судьбе и заливать горе алкоголем. Но он, как и они, работает в поте лица.
The Last Crumbs (also known as A la Mie) - 1891 - Museum of Fine Arts - Boston - Painting oil on cardboard
Woman at Her Toilette -1896 - Musee d'Orsay - Painting - oil on cardboard 1
At the Moulin Rouge. the Two Waltzers - 1892 - National Gallery - Prague - Painting - oil on cardboard
In Bed - The Kiss - 1892 - PC - Painting - oil on cardboard
La Goulue Arriving at the Moulin Rouge with Two Women - 1892 - Museum of Modern Art - New York
Devotion - the Two Girlfriends - 1895 - PC - Painting - oil on cardboard
Отец, порицая его образ жизни, частично лишил Анри наследства, родной дядя сжег несколько его картин, и только его «бедная святая матушка» (так он называл её перед друзьями) любила и принимала своего уродливого и гениального сына таким, каким он был.
Comtesse a. de Toulouse-Lautrec in the Salon at Malrome - 1887 - Musee Toulouse-Lautrec - Albi - Painting - oil on canvas
Графиня в. де Тулуз-Лотрек в салоне на Malromé - 1887 г. - Музей Тулуз-Лотрек - Альби - Картина - масло canvas.jpeg
Пьянство, дома терпимости, работа – жизнь его была похожа на калейдоскоп. Он начинает страдать от паранойи, заражается сифилисом от одной из натурщиц, его мучат галлюцинации… Однажды друзья, услышав выстрелы из его спальни, прибежали и увидели, что он отстреливается от воображаемого нашествия пауков.
Анри де Тулуз-Лотрек, Висент ван Гог.
Как и его близкий друг Ван Гог, Анри был заперт в лечебницу для душевнобольных, но и там продолжал работать: например, по памяти нарисовал серию картин о цирке, чтобы доказать, что он здоров.
At the Cirque Fernando - Rider on a White Horse - 1888 - Norton Simon Museum - Pasadena - Drawing - pastel.
At the Circus - Dressage - 1899 - Private collection
Через 2, 5 месяца его отпустили, но он снова погрузился в пьянство. Последние дни он встретил в саду своей матери, продолжая её рисовать. Умер Анри у нее на руках от паралича, в 1901 году, перед самым своим 37-летием.
Portrait of Comtesse Adele-Zoe de Toulouse-Lautrec (The Artist Mother) - 1883 - PC - Drawing
Уже когда он жил на Монмартре, Анри печально шутил над своим ростом, заявляя, что ему зато близко падать, когда напивается.
Woman in Prayer - 1882 - PC - Painting - oil on canvas
ШТРИХИ ПОРТРЕТУ.
Фильмы: «Мулен Руж» 1952 г., реж. Джон Хьюстон; 2001 г., реж. Баз Лурман.
Книги: Джулия Фрей, «Тулуз Лотрек», 1994 г.; Анри Перрюшо, «Жизнь Тулуз-Лотрека», 1958 г.
Псевдонимом Трекло Лотрек подписывал свои картины несколько лет по просьбе родных, чтобы «не позорить» графский род.
Учениками в Ателье Кормона в разные годы были: Рерих и Борисов-Мусатов, Хаим Сутин и Давид Бурлюк и др.
Пикассо восхищался работами Лотрека и уже после смерти художника обращался к тем же натурщицам (танцовщицам, певицам, куртизанкам), просил их рассказать об их друге Лотреке, а в своих работах – к тем же темам (бордели, кабаре, цирк).
С Винсентом ван Гогом Лотрек познакомился, когда они учились в Ателье Кормона. И они всю жизнь дружили.