• Авторизация


Памяти Владимира Софроницкого 31-08-2021 08:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение


Возможно, это изображение (1 человек и текст «<<портрет софроницкого за роялем", пётр кончаловский»)
Сегодня день памяти гениального пианиста Владимира Софроницкого.
Софроницкий был настоящий сумасшедший. Он никогда не играл одинаково. Он всегда как будто импровизировал, и порой даже импровизировал целые концертные программы. Его величие было непредсказуемо, но логично – как всякое большое искусство. Среднее искусство – предсказуемо и логично, бездарное искусство – предсказуемо и нелогично. Вот великий Софроницкий был всегда непредсказуемым и строго логичным.
Он был культовой фигурой, и у него было множество фанов: набивался полный зал людей, которые знали каждую ноту, что он играл до этого.
Я помню, когда мне было лет пятнадцать, мы с мамой пришли к нему на концерт. Он сидел у себя в гримерной. Мама говорит:
«Володя, Вовочка… Что-то ты сегодня бледный очень».


Софроницкий встал, подошел к зеркалу, посмотрел на себя, лег на кушетку и сказал:
«Я умираю». Мама страшно расстроилась.
Мы вышли в зал. Концерт должен был начаться в восемь вечера. Софроницкий не выходит десять минут, двадцать. Появляется конферансье и объявляет: «Владимир Владимирович играть не может, он себя плохо чувствует. Концерт отменяется». По залу – «у-у-у», шорох. «Но если вы подождете немножко, то, может быть, он выйдет». И мы два часа ждали. Кто-то, конечно, ушел, но фанаты остались. Мы с мамой ходили – чай, буфет, переживали, но уже к нему не пошли, боялись. Я заныл, устал, мне надоело все (я мальчишка был). И вот где-то в полдесятого или в десять вдруг зазвенел звонок, мы снова собрались в зале. Софроницкий должен был играть романтиков и Бетховена. Фофа (он себя так называл) вышел и сказал тихим голосом: «Я не буду играть эту программу. Я буду играть Скрябина и Шопена». И что-то еще, я уже не помню.


И он играл! Без остановки, может быть, часа два, до полуночи. Просто играл, не объявляя ничего. Мы понимали, что это не концерт, а какая-то исповедальная, понимаете ли, вечерня. Просто человек сидит и играет, что приходит в голову.
Да, и платочек, чтобы вытирать клавиши, он всегда держал в руках или клал в определенное место. Этот платочек у него был как у ребенка бывает любимая игрушка, замусоленная. Точно так же.

Андрей Кончаловский 

   
Владимир Софроницкий

ХХ век дал человечеству ярчайшее созвездие великих музыкантов, в том числе пианистов. Но когда мы слышим имя «Софроницкий», то возникает исключительное ощущение: он – один, таких не было и не будет. Он не вписывается ни в какие классификации и не подпадает ни под какие определения. Единственное, что всегда безошибочно прибавляют к его имени, – это эпитет «великий романтик». И есть какая-то загадка в том, что именно ХХ век – в целом антиромантический, в котором дефицитом стали искренность, душевный порыв, тонкость чувств, «сжигание» себя, – породил музыканта, в котором эти качества обрели высочайшее воплощение.

По воспоминаниям слышавших его в концертных залах, между ним и аудиторией устанавливалась невидимая, но всеми ощущаемая связь, в которой было, вероятно, само существо музыки. Высочайшая одухотворенность, точность попадания в «нерв» были свойственны ему в такой степени, как никому из пианистов, – по меньшей мере, из тех, чье искусство нам доступно хотя бы в записях.

Наиболее точной характеристикой искусства и всего облика Софроницкого может служить простое слово: красота. Она пронизывала все: он и сам был, по словам Г. Г. Нейгауза, «красив, как юный Аполлон». Софроницкий явился в жестокий ХХ век, возможно, как напоминание о том, как может быть красив человек и создаваемое им искусство.

Феномен Софроницкого привлек внимание уже при первых его появлениях на широкой публике. Публика боготворила Софроницкого. Он мог отменять концерты – все беспрекословно принимали волю своего кумира, надеясь на то, что в следующий раз повезет, и они станут свидетелями чуда. При возможности слушатели ходили на одну и ту же программу по два раза подряд: он всегда играл по-разному.

Среди коллег он пользовался почти мистическим авторитетом. Середина ХХ столетия была временем ярчайшего расцвета для российского исполнительского искусства: в одно время творили Генрих Нейгауз, Константин Игумнов и Самуил Фейнберг; Лев Оборин и Мария Юдина; Григорий Гинзбург и Яков Флиер; в зенит входили Гилельс и Рихтер. Но Софроницкий имел особую «нишу» среди своих блистательных коллег. Все их внутреннее соперничество его не касалось совершенно; все они поклонялись ему.

Однажды, подняв тост за дружбу, Софроницкий провозгласил Рихтера "Гением", на что Рихтер cтреагировал немедленно, назвав Владимира "Богом". Гилельс, узнав о смерти своего коллеги, сказал: "Величайший пианист в мире умер".

Он «сгорел» в 60 лет. Его приход и уход в нашем искусстве сверкнул яркой, неземной кометой. Остались записи...

 

Томаовсянка все записи автора

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти Владимира Софроницкого | Ика48 - Дневник Ика48 | Лента друзей Ика48 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»