На полярных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Как ни парадоксально, но и сегодня во многом справедливы крылатые слова, сказанные в прошлом столетии адмиралом С. О. Макаровым: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». Немного осталось в мире парусных судов! Крупных всего 40-50, мелких, естественно, побольше. Нельзя сказать, что их перестали строить. Думается, что их будут создавать и в будущем, причем во всевозрастающем количестве. Для такого предположения есть реальные основания. Например, в Англии за последние 10 лет спущены на воду три сравнительно больших парусных учебных судна: шхуны «Уинстон Черчилль», «Малькольм Миллер» и бриг «Роялист».
Великобритания, страна традиционно морская, до середины шестидесятых годов нашего столетия не имела учебной парусной базы для своих моряков. По инициативе и на средства Ассоциации парусного обучения в 1966 году был спущен на воду первый учебный парусник - "Сэр Уинстон Черчилль", а через два года его точное повторение - "Малькольм Миллер". Размеры и парусное оснащение обоих этих судов совершенно идентичны - это трехмачтовые шхуны.
При их строительстве использованы новые материалы. Например, мачты сделаны из специальных легких сплавов, парусное вооружение взаимозаменяемое: суда могут носить прямые паруса и плавать под «шхунскими», то есть с косым парусным вооружением. Очевидно, в будущем в парусном судостроении и вооружении будут применяться новые приемы и методы на основе научных изысканий и достижении. Но можно сказать с уверенностью, что больше никогда не будут строить точно таких, как в прошлом, клиперов и винджаммеров, что они так и останутся славной страницей прошлого в материальной культуре человечества.
В 80х годах ХХ века на польской верфи в Гданьске было выпущено шесть похожих парусных фрегатов . Сначала Польша выпустила корабль для себя -" Дар молодёжи " и затем Советский Союз заказал 5 парусников - по одному для Ленинграда , Одессы и Севастополя и два для Владивостока . Это - "Мир", "Дружба", "Херсонес","Палада" и " Надежда " .
Самым быстрым среди этих парусников оказался фрегат "Мир". Фрегат «Мир» вступил в строй в 1987 г. Он и сейчас является самым быстрым парусником в мире класса "А" - больших парусников пассажирского или учебного назначения . 21 моррская миля в час или больше 38 км/час., длина-109.5 метров, ширина - 14 метров, высота мачт - 49.5 метров .
Корабль неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах (включая регату «Катти Сарк»). В 1992 г. выиграл большую регату, посвященную 500-летию открытия Америки. «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами - 21 узел (38.9 км/ч). В 2010 году установил рекорд средней скорости - 11,3 узла.
«Ройял Клипер», третье судно флотилии «Стар», самый большой из существующих парусников с прямой оснасткой. Это всего лишь второй 5-мачтовик с полной оснасткой за всю историю - первым была легендарная "Пруссия"(1902-1910). «Ройял Клипер» снабжен комплектом из расположенных зигзагами 42 парусов, 26 из которых прямые.
При строительстве баркентины были использованы все современные технологии. Если «Пруссию» обслуживала команда из 60 матросов, то здесь их требуется лишь 20; прочую часть экипажа составляют офицеры и вспомогательный обслуживающий персонал. Корабль достигает скорости 20 узлов на парусном и 13 узлов на моторном ходу.
Корпус корабля строили на гданьской верфи; собственно, первоначально проект создавался для круизного лайнера, приобретенного компанией «Стар Клиперс» в 1998 г. Здесь корпус удлинили, а затем переправили в Голландию для завершения работ и полной оснастки. В первое плаванье с пассажирами корабль отправился из Канн 22 июля 2000 г.
Паусное учебное судно - барк " Седов" . После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил четырехмачтовый барк "Падуя" (3257 т), приобретший имя "Крузенштерн", барк "Горх Фок" (1392 т), его новое имя Товарищ-ІІ" и "Коммодор Енсен", переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 - 1914).
Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его первый владелец Карл Виннен назвал судно по имени своей дочери Магдаленна Виннен. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании "Норддойчер Ллойд". Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присвоили новое имя — "Коммондор Йонсон".
Прямым назначением морского парусного судна была учебная и исследовательская деятельность. Первое плавание учебного корабля в новом качестве состоялось только в 1952 года, когда акваторию Балтийского моря в основном удалось очистить от мин, и парусник мог лавировать, не опасаясь сойти с протраленного фарватера.
На судне хранится диплом Книги рекордов Гиннесса, подтверждающий право барка именоваться крупнейшим в мире парусным судном традиционной постройки, барк «Седов» в портах становится объектом восхищения. В честь уникального судна выпущены монеты в России и Белоруссии. Особенностью морского парусного судна является также двойной штурвал, за которым несут вахту два или четыре моряка.
Корпус судна стальной клёпаный с полубаком и удлинённым ютом. Две непрерывные палубы — главная и нижняя. Наружный киль брусковый сечением 75×250 мм. Рангоут стальной клёпаный. Мачты со стеньгами и брам-стеньгами с бом-брам-стеньгами сделаны
однодревками. Диаметр фок-мачты со стеньгой составляет у пяртнерса — 750, а у эзельгофта — 460 мм.
Российский парусный фрегат «Паллада», в строю с 1989 г. Парусник занесён в Книгу рекордов Гиннеса, как самое быстроходное парусное судно в мире — оно способно развивать скорость более 18 узлов. Фрегат "Паллада" установил официальный рекорд скорости 18,7 узлов для парусных судов класса "А". Парусное судно за свою судьбу побывало в девятнадцати портах мира и не один раз пересекало экватор. Фрегат стал частым гостем в странах Папуа-Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи, Западное Самоа, Гаити, Венесуэла, Куба, Португалия, Испания, Тунис, Греция, Египет, Малайзия, Сингапур, Китай, Япония и Корея. Парусник построен в польском городе Гданьске. Фрегат провел в море более 13,5 года, совершив за это время более 100 международных рейсов, пройдя более 320 тысяч морских миль, посетив свыше 70 портов мира.
Фрегат «Надежда» по праву считается наиболее знаменитым парусником серии. Российский флаг на парусном корабле «Надежда» был поднят 5 июня 1992 года. Это последнее отечественное судно серии «Tall Ships». Судно построено из металла, с применением современных технологий и оборудования. Корабль имеют три мачты, как у военного корабля, и 26 парусов управляемых вручную. Два дизельных двигателя, позволяют привести в движение фрегат в условиях безветрия или неблагоприятных погодных условиях.
Корабль оснащен современным навигационным оборудованием и современной вычислительной техникой. Во время экспедиций этого плавучего университета, на борту парусников ведутся учебные и научные работы, проводятся научные конференции. Курсанты морского учебного заведения, будущие судомеханики и судоводители отправляются в трудное, но чрезвычайно необычное и интересное плавание и ни один из молодых моряков не пожалел о морском путешествии.
Технические характеристики парусного судна типа «Надежда»:
Длина - 109,4 м;
Ширина - 14,0 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 2984 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 1224 л.с.;
Площадь парусов - 2768 кв. м;
Высота мачт - 49,5 м;
Экипаж - 50 человек;
Количество мест для курсантов — 143;
Фрегат «Надежда» – многократный победитель и призер международных регат. А 5 мая 2009 года он снова доказал свое преимущество среди парусных кораблей мира - его экипаж стал победителем очередной международной гонки. В этом соревновании фрегат «Надежда» обошел своих традиционных соперников - фрегат «Паллада» и корейский барк «Кореана». Организаторы «Tall Ships Festival» предложили его участникам пройти путь по Японскому морю от порта Нагасаки до города Иосу, Южная Корея. Ее дистанция составила 200 миль. Немногие парусники в морской истории могут похвастаться такой обширной биографией.
«Крузенштерн» вошел в состав Балтийского отряда учебных судов. Четырехмачтовый барк "Крузенштерн" является, пока, самым большим парусным судном в мире, после "Royal Clipper". Его история началась в 1926 году. Морское парусное судно под названием «Padua» 24 июня того же года, было спущено на воду с верфи «Иоганн Текленборг» в Геестьюнде. Цель постройки парусника была обучать морскому делу кадетов навигационных школ Германии. В свое первое плавание, барк отправился через два месяца под командованием опытного капитана Карла Шуберга. Морское парусное судно прошло расстояние от пролива Ла-Манш до чилийского порта Тальчуано за 74 дня. После этого его стали называть быстроходным. В 1943 году на борт парусника была установлена пушка - барк стал называться кораблем, и был отправлен на военную службу. Но Вермахт не видел в нем грозного оружия и в марте 1943 года барк, встал на прикол в порт Фленсбург, а в конце мая 1945 года был отправлен в Гамбург. 12 января 1946 года парусник, загруженный инвентарем и провиантом, по решению Потсдамской конференции был передан СССР. В январе 1946 года, на паруснике был поднят советский флаг и он получил новое имя барк «Крузенштерн». Морское парусное судно была отдано Министерству рыболовства СССР, которое по сей день использует его как учебное судно во время стажировки курсантов высших и средних морских школ.
Барк «Крузенштерн» стал очень известным после участия в кругосветном плавании в период с 1995 по 1996 года посвященная трехсотлетию российского флота. Маршрут пролегал точно по такому же курсу, что и экспедиция известного мореплавателя Ивана Крузенштерна. Путешествие длилось 308 суток, и за это время корабль преодолел 39000 миль и нанес визит 18 портам. Сегодня барк "Крузенштерн" знает весь мир. Он неоднократно становился победителем многочисленных международных парусных регат, трансатлантических гонок и других спортивных соревнований. Так в 2000 году во время участия в трансатлантической регате "Tall Ship - 2000" судно было признано лучшим среди больших парусных судов класса «А» и занял второе место в общем зачете.
С первого дня постройки, барк прошел в общей сложности около 800 000 миль. Несмотря на довольно приличное расстояние и большие нагрузки, состояние парусника от киля до бушприта просто идеальное. На борту "Крузенштерна" есть настоящая русская баня, библиотека, и даже собственная пекарня. Во время стажировки на борт поднимаются около 168 курсантов.
«Херсонес» - учебный трехмачтовый фрегат в настоящее время принадлежащий Керченскому государственному технологическому университету, Украина. Фрегат «Херсонес» последний в серии из шести парусных кораблей построенных по заказу руководства СССР в Польше на верфи «Stocznia Gdańska» в 1989 году. Это трехмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полное паруссное вооружение типа «корабль». 26 парусов управляются исключительно вручную и являются основным движителем судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага, служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта.
Судно «Херсонес» было арендовано в 2001 году морским агентством «INMARIS PERESTRIKA SAILING», Германия для выполнения ознакомительных рейсов из Европы в Южную Америку через мыс Горн. Фрегат, успешно проходил все испытания, но 2003 году стал на плановый ремонт, где были проведены работы по модернизации с целью использования его как пассажирское судно. Там не были установлены джакузи и паруса с электронным управлением. Просто были переоборудованы и установлены новые каюты с душем, уборной и другими необходимыми условиями для полноценного времяпровождения. Также был сделан ремонт на камбузе, но особенным стал корпус судна, который был перекрашен в тёмно-красный цвет. На нем появились полосы песочно-золотистой охры, идущие вдоль борта. Известные золотые орнаменты кормы этой серии судов гармонично вписываются в новую окраску.
С 2006 года «Херсонес» находится в порту Керчь. Там уникальное учебно-парусное судно без ремонта потеряло прежний блеск и сейчас производит угнетающее впечатление. В этом ему «помог» бывший министр аграрной политики Александр Бараневский, который запретил судну выходить в море. В результате неразумных действий морская компания «INMARIS PERESTRIKA SAILING» арендующее морское парусное судно, несет миллионные убытки, а министерство аграрной политики естественно уже не в состоянии компенсировать их.
Этот парусник (единственный в Украине) сумел обогнуть мыс Горн на выключенных двигателях. Капитана, прошедшего вечно штормящий пролив Дрейка, называют «альбатросом», а судно автоматически принимается в почетный клуб «альбатросов». «Херсонес» во главе с Михаилом Сухиной обогнул этот мыс в 1997 г., его предшественником был немецкий парусник Passat, на данный момент уже судно-музей порта Любек, побывавший в проливе более сорока лет назад.
Потому сегодня учебное парусное судно «Херсонес» пользуется почетом и уважением во всех странах мира, имея за рубежом целые организации друзей «Херсонеса». Под национальным флагом Украины «Херсонес» уже побывал более чем в 500 западноевропейских портах, и потому громом среди ясного неба прозвучало распоряжение министра аграрной политики Александра Баранивского о запрете выхода парусника «Херсонес» в море.