На прошлой неделе Главой Чечни Р. Кадыровым был назначен на пост вице-премьера его помощник Хасан Хакимов. Малоизвестный, судя по упоминаниям о нем в СМИ. Человек молодой, что не удивительно, если учесть вполне сформировавшуюся тенденцию назначать на различные должности лиц поколения 70-х. и это решение соответственно отвечало таким, казалось бы, формальным требованиям. Но дело не совсем в этом, хотя сам Глава республики не раз объяснял подобные шаги желанием продвигать молодежь во власть, мол, «старики», окрепшие за годы советской власти, «»имеют старое восприятие». Вполне понятное мнение, учитывая то, что бывало так, что долголетие в политике не часто означало – опыт, мудрость. Х. Хакимов будет курировать сферу внешнеэкономических отношений и тему привлечении инвестиций в республику.
В ходе последующей встречи с новы вице- премьером Р. Кадыров заявил следующее: «Необходимо позиционировать республику как регион больших возможностей. Нужно встречаться, общаться и предоставлять исчерпывающую информацию о республике потенциальным инвесторам. К сожалению, в некоторых странах до сих пор с опаской смотрят на Чеченскую Республику, ошибочно полагая, что здесь небезопасно. Хотя у нас самый низкий уровень преступности в стране и самые высокие гарантии защиты бизнеса. Вам поручено курировать одно из приоритетных направлений и от вас мы ждем результатов»: http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=8&PubID=39065.
Дело весьма кропотливое, зная, какое прошлое было у республики, и, видя, какой объем задач еще предстоит решить. Без преувеличения можно сказать, что «молодо – не зелено», учитывая послужной список Х. Хакимова. Сферу, за которую он ранее отвечал, будучи помощником Главы, также включала в себя тему внешнеэкономических отношений. Так что, ему не впервой будет развивать уже на более высоком уровне указанную сферу. Пост - вице-премьера, заметьте, не министра, не тем более – начальника какого-нибудь департамента. Ясно, на такую должность не поставят просто знакомого, человек должен себя зарекомендовать делами, что в данном случае имело место быть. Отличие Х. Хакимова от многих причисляющих себя к «команде Кадырова», (термин был введен еще Ахмат Кадыровым в самые неспокойные годы), это то, что человек не любит публичности, без суеты исполняет поручения.
Данное решение Р. Кадырова следует считать не только своевременным, но и актуальным. Республика готова к этапу совместного развития и строительства новой для республики формы экономики, где инвестиции, в том числе, иностранные, займут самую динамичную нишу. Нишу. Достойную представлять республику как стабильный регион в РФ, тем самым, став своеобразной визитной карточкой Чечни.
На фоне позитива нельзя пройти мимо сомнительного характера явлений. Назначение в прошлом году на пост министра Министерства по национальной политике, печати и информации Мурата Тагиева (05.2012 – по н.в.). Действительно, скоропалительное кадровое решение, учитывая, какую кадровую величину пришлось разменять новым знаменателем. Ранее ведомство возглавлял не по словам сильный управленец - А. Нагаев (12.2011- 05.2012), его после снятия с должности, перевели на должность главы Грозненского района. Большой Район фактически находящийся в состоянии регрессии при нем получил ростки надежды на улучшение. Но и оттуда его перевели на должность, можно сказать, вернули на прежнее место – на должность заместителя руководителя администрации Главы и Правительства Чечни. И это было сделано по просьбе самого руководителя Администрации М. Даудова. Лишнее доказательство политической и вообще профессиональной пригодности. Жаль, что подобное сказать не получается в случае с иным министром. Согласитесь, пионерией не заменишь качественную работу. Дело дошло до того, что годы правления Ш. Саралиева (01.2008 – 12.2011) уже озвучиваются, как светлые. Годы правления шарлатанства от политического ремесла. Как ни как, министерство с долгом в четверть миллиарда досталось преемнику Ш. Саралиева А. Нагаеву, которого по-человечески было жалко, видя с каким наследством предстояло ему разбираться. Почти полугодичное его правление создало определенные предпосылки к улучшению ситуации, повышению эффективности работы ведомства. Его уход предопределил откат от ранее занятых позиций и стагнацию, царящую в министерстве.
«Человек года – 2004 года за вклад в развитие государственной молодежной политики» - так, кажись, его величали тогда, но это заслуги за КВН. Когда человек не на своем месте, это видно, как по стилю речи, так и по поведению. Самым крупным провалом в сфере межнациональных отношений можно считать его инициативу по разработке некоего свода правил для кавказской молодежи. Дело даже не в разработке, а в том, что к этому процессу привлечены русские националисты. О чем и раструбил один из кавказофобских сайтов : http://www.kasparov.ru/material.php?id=50E6D92C81871. Из заявления М. Тагиева по вопросу разработки кодекса поведения: «Никто не вводит новых законов или правил поведения, и тем более не навязывает их Кавказу и другим регионам России». Спрашивается, а к чему всё это?
Учитывая то, что в 2012 году Р. Кадыров негативно высказался по данному проекту, вызывает недоумение, чем руководствуется ведомство в продвижении данного проекта. Свод этических правил поведения давно, веками апробировано и выработано на основе опыта и мудрости народа. И негоже в данном случае чеченцу идти на поводу националистов, воспринимающих свое участие, как назидательно – показательный акт в поучении «несмышленых, диких кавказцев». Свершилось извращение понятий: хулиганское поведение выдается за «нормы поведения кавказцев», соответственно, требующее некой реакции, даже со стороны маргиналов. В спешном порядке уже с кавказской стороны, некоторыми лицами, возможно из чистых побуждений, пытаются, как им кажется, в этой пропагандистской вакханалии «схватиться за соломинку». Но эта «соломинка» в конечном счете, окажется палкой в руках люмпенов и маргиналов. При этом, отодвигаются понятия закон, правоохранительная система. Понятно, что так называемая народная дипломатия должна существовать, но создавать подобные симбиозы, искусственные нормы не приведут ни к чему хорошему. Этические нормы поведения чеченцев существовали и до этой сомнительной инициативы. Эпопея раздрая этого министерства с различными его преобразованиями еще не закончились, по всей видимости. На фоне стабильных министерств, (язык не поворачивается сравнить с тем же первым пришедшим на ум министерством финансов ЧР или на худой конец - министерством науки и образования ЧР), Миннац ЧР выглядит как выпускник детдома: прошлое полно не только «приятными» воспоминаниями, настоящее – угнетает, будущее выглядит порой саркастично. Надежда на то, что гадкий утенок все ж превратится в прекрасного лебедя.
Слава Богу, Р. Кадыров окружен не только такими персонами, но, составляющие качественную основу его команды – профессионалами. Иначе, согласитесь, несмотря на крупные объемы финансирования, восстановить Чечню, наладить нормальную жизнь не смогли бы никакие финансы, тем более – военные. Известно, что военные до последнего держались за лидирующую роль в разрешении кризиса в республике. Но как в любом обществе военное управление склонно превращаться в хунту, военщину, если своевременно не приструнить их «аппетиты». Что, собственно говоря, было сделано с отменой КТО 16 апреля 2009 году. С Божьей волей всё преодолимо.