Астротурфинг (англ. Astroturfing) — использование современного программного обеспечения, либо специально нанятых оплачиваемых пользователей для искусственного управления общественным мнением. Применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то конкретного, либо выступают против чего-либо. Например, для продвижения товаров или идей и организации споров с теми, кто выступает против, для имитации общественной поддержки. Используется корпоративными лоббистами, вирусными маркетологами или политтехнологами, а также спецслужбами авторитарных и тоталитарных стран для выявления диссидентов или планов участников социальных сетей. СМИ иронично называют астротурфинг «пятой колонной интернета».
Происхождение термина
Термин был придуман интернет-пользователями. Происходит от названия популярного бренда AstroTurf — синтетического коврового покрытия, которое выглядит как настоящая трава и используется на стадионах.
Примеры
- В 2008 году, по данным британской газеты The Guardian, в Китае насчитывалось 300 000 астротурферов. За каждый пост они получали по 50 центов, и стоили в 10 раз дешевле, чем их европейские коллеги (в странах Евросоюза расценки составляли от $5 за пост). Для астротурфинга привлекались китайские студенты. Их задачей являлась организация противостояния негативной информации о КНР, появившейся в частности, после обнародования фактов массового отравления детей китайскими молочными продуктами. Газета называла это явление «пятидесятицентовой армией» и отметила что такой массовый характер астротурфинг принял впервые. Ранее, по данным газеты, астротурфингом, как эмуляцией общественной поддержки, пользовалась команда избирательного штаба кандидата в президенты США Джона Маккейна, торговая сеть Wal-Mart и компания Sony
- Издание РБК, со ссылкой на британскую The Guardian, пишет, что армия США в скором будущем будет оснащена специальным программным обеспечением, ориентированным на проведение проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги. Данная технология сделает возможным вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах. Например, такое ПО будет противодействовать распространению пропаганды за пределами США, поможет кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. В рамках этой программы будут создаваться вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соц. сетях, которые по всем внешним признакам будут казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного будет до десяти онлайн-персонажей
- В марте 2011 года азербайджанское информагентство «Туран», со ссылкой на журнал Forbes утверждало, что американская компания Booz Allen hamilton продала программное обеспечение властям Азербайджана для установки слежки за электронной перепиской диссидентов. Программа создает анонимные профили несуществующих людей в социальных сетях, с их помощью выявляет настоящие имена диссидентов, которые открывают там же аккаунты под вымышленными именами. Агентство отмечает, что по его информации, за последнее время спецслужбы этой страны успешно выявляли планы молодежных активистов, которые проводили акции протеста, используя социальные сети
Пример действия Астротурфинга
«Веб-бригады» — теория, согласно которой существуют интернет-пользователи, контролируемые заказчиком, занимающиеся формированием нужного заказчику общественного мнения и манипуляцими общественным мнением в Интернете
Веб-бригады правительства США
Издание РБК, со ссылкой на британскую The Guardian, пишет, что армия США в скором будущем будет оснащена специальным программным обеспечением, ориентированным на проведение проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги. Данная технология сделает возможным вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах. Например, такое ПО будет противодействовать распространению пропаганды за пределами США, поможет кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. В рамках этой программы будут создаваться вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соцсетях, которые по всем внешним признакам будут казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного будет до десяти онлайн-персонажей
Веб-бригады правительства РФ
Согласно исследованиям журналистов А. Полянской и А. Кривова, а также программиста Ивана Ломко, «веб-бригадам» «характерны особенности и общие черты, не свойственные никаким другим участникам дискуссий»
- «круглосуточное присутствие на форумах»
- «пластичность идеологии, всегда совпадающей с государственной»
- «безграничная преданность Путину и его окружению»
- «почтение и преклонение перед ВЧК-КГБ-ФСБ»
В январе 2006 года обозреватель «Новой газеты» и редактор сайта о спецслужбах Agentura.ru А. Солдатов заявил, что не считает существование веб-бригад вымыслом: «Я не думаю, что это придумка. <…> Я думаю, что сложно чётко сказать, при каких управлениях точно эти люди существуют — там разные структуры называют, называют Центр информационной безопасности… у нас были две структуры, которые занимаются Интернетом — ФАПСИ и ФСБ. Потом, когда ФАПСИ не стало, то главная такая структура, о которой все забыли, это так называемый „Третий главк“, назывался он Главное управление радиоэлектронной разведки на средствах связи…». В августе 2008 года Солдатов в программе радио «Эхо Москвы» заявил, что мнение о «косности спецслужб, не рассматривающих Интернет как сферу влияния» является ошибочным. Согласно проведённому в эфире опросу, 93 % слушателей программы верят в агентов влияния на сайтах, форумах и блогах.
В ноябре 2008 года автор журнала «Компьютерра» Киви Бёрд предположил, что российские спецслужбы в русском сегменте Википедии «наверняка занимаются» редактированием статей в своих интересах, (что является логичным ответом США) по примеру англо-американских спецслужб.
В феврале 2009 года Татьяна Корчневая сделала в своем блоге заявление, что являлась членом группы действующей методами приписываемых веб-бригадам, однако с абсолютно другими целями, вместо того чтобы поддерживать Путина, члены группы вступали в дискуссии с противниками оппозиции, используя множество ников
В сентябре 2009 года информационное агентство «Новый регион» писало:
С начала нулевых годов, когда замглавой администрации Кремля Владиславом Сурковым была объявлена всеобщая мобилизация на борьбу с «оранжизмом», в Рунете одномоментно появились люди, которые стали гневно «комментить» статьи оппозиционных авторов и выражать восторг в адрес властей предержащих. Владельцы популярных сетевых дневников и оппозиционных сайтов, на которых существует «обратная связь», столкнулись с тем, что после каждого «критического поста» к ним стали набегать «орды» неизвестных «блоггеров» и «гадить в комментах». «Россия встает с колен! А тот, кто этого не видит, тот пиндос, какол, или грызун!», — самая распространенная запись с форумов РИА «Новый Регион». «При Путине бардак закончился и только такие враги России как ВЫ не замечают этого», — пишут посетители «либеральных сайтов», таких, например, как «Радио Свобода».
По мнению российского политолога Станислава Белковского существует специально обученная „бригада“, функции которой состоят в том, чтобы «путём комментариев в блогах и в форумах под статьями дискредитировать неудобную для власти позицию или тексты». Как полагает Белковский, эта бригада была создана в 2000—2001 годах и не является многочисленной.
Источник- Википедия