*
[250x250]
[350x250]
О смерти, Шри Ауробиндо Грош и Мирра Ришар - Мать.
Компиляции из трудов великих людей по вопросам:
[350x200]
1.Вопрос1: Почему существует смерть?
2.Вопрос2: Что происходит после смерти?
3.Вопросы3: Смерть – это способ решения трудностей?
И что такое страх смерти и битвы против смерти?
4.Вопрос4: Возможно ли бессмертие?
Ответ на вопрос1: Почему существует смерть?
(по философии Шри Ауробиндо Грош о природе смерти, последователя учения индийского философа Мирры Ришар, известной как Мать)
[350x200]
[300x200]
Очевидно, что доминирующей характеристикой материи является инерция. Если бы не существовало принуждения в виде смерти, то возможно индивидуальное сознание было бы столь инертно, что вместо того, чтобы совершенствоваться оно предпочло жить в вечном несовершенстве… Такое вполне возможно.
Во всяком случае так всё устроено и для нас – тех, кто знает немного больше – следует делать только одно: надо всё это изменить пока у нас есть для этого средства призывая Силу Сознание, новую Энергию способную вселить в материальную субстанцию такую вибрацию, которая сможет трансформировать её, сделать пластичной и заставит развиваться.
Смысл эволюции материи заключается в том, чтобы от первоначального несознательного состояния она развивалась к всё более высоким уровням сознания. И в этом процессе эволюционного роста разрушение формы становилось неизбежным делом, что фактически и происходило.
Фиксированная форма была необходима для того, чтобы организованное индивидуальное сознание могло обрести в ней стабильную опору. И тем не менее, именно эта фиксированность формы делает смерть неизбежной.
Но если бы форма реагировала быстрее на действие силы жизни если бы она была более пластичной если посредством изменения сознания можно было бы пробудить клетки тела то не было бы необходимости в таком радикальном разрушении. Смерть перестала бы быть неизбежной.
Иногда люди знают, что они умирают, но не гонят от себя прочь дух смерти. Почему?
Это зависит от конкретного человека. Прежде всего ничто в вашем существе, то есть никакая часть вашего существа не должна желать смерти. Такое не часто встречается. Всегда где-то внутри вас сидит этакий пораженец, кто-то, кто уже устал, сыт по горло всем этим, кто-то ленивый, который не хочет бороться и говорит: «Ах! Ну и пусть всё кончится так будет лучше». Этого достаточно можно считать, вы уже умерли. Но и это тоже факт: если ничто, абсолютно ничто в вас не соглашается умирать, вы не умрёте. У умирающего человека всегда есть секунда, возможно, даже сотая доля секунды, перед смертью, когда он даёт своё согласие на неё. Если нет этой секунды согласия, он не умрёт.
Я знала людей, которые, согласно всем физическим и жизненным законам, должны были умереть. Но они отказывались умирать. Они говорили себе: «Нет я не умру», - и продолжали жить.
Есть и другие люди, у которых совсем нет никакой необходимости умирать. Они говорили себе: «Ах! Ну и хорошо. Тем лучше. С этим будет покончено», - и с этим действительно будет покончено. Даже достаточно сказать: «Ну и хорошо, с меня достаточно!» - и с этим будет покончено. В действительности всё происходит именно так.
Когда же вы говорите смерти, быть может, уже стоящей у изголовья вашей постели: «Я не хочу тебя, уходи прочь», - она обязана будет уйти. Но тогда вам надо будет бороться, вам надо будет быть сильным, быть очень мужественным и выносливым, вам надо будет иметь огромную веру в продолжение вашей жизни подобно вере того человека, который очень сильно чувствует, что ему надо что-то ещё сделать и что он непременно должен сделать это.
Но кто может с уверенностью сказать, что в нём нет хотя бы чуть-чуть этого сидящего где-то внутри пораженца, который сдаётся.
(по книгам Шри Ауробиндо)
Ответ на вопрос2: Что происходит после смерти?
[300x250]
[350x250]
[300x250]
[350x250]
Душа рождается вновь и вновь и каждый раз ум, жизнь и тело формируются из материалов универсальной Природы в соответствии с тем опытом, который приобрела душа в своей прошлой эволюции, и в соответствии с теми задачами, которые ей предстоит решить в будущем.
Когда тело распадается, витальная его часть идёт на витальный план и остаётся там в течение некоторого времени. Спустя какое-то время витальная оболочка так же исчезает. Последней разрушается ментальная оболочка. Наконец душа или психическое существо удаляется в психический мир чтобы отдохнуть там, пока не наступит новое рождение.
Таково общее положение вещей для обычных человеческих существ. Возможны и отклонения, связанные с особенностями природы отдельного человека и уровнем его развития. Например, если ментал сильно развит, то ментальное существо может сохраниться. Это же касается и витала при условии, что он вместе с менталом выстроен истинным психическим существом и сосредоточен вокруг него. В этом случае они разделяют бессмертие психического.
Душа накапливает в земной жизни существенные элементы своего опыта и делает их фундаментом дальнейшего эволюционного роста. Когда она вновь рождается в теле, вместе с ментальной, витальной и физической оболочкой, то берёт с собой столько кармы, сколько полезно для неё в новой жизни в целях приобретения будущего опыта.
Именно для витальной части существа проводятся поминальные церемонии, выполняемые родственниками умершего, и поминальные ритуалы. Это делается для того, чтобы помочь психическому существу избавиться от тех вибраций, которые всё ещё привязывают его к земле или к витальным мирам, и чтобы оно быстрее смогло отправиться на отдых в психический мир.
После смерти существует период, когда душа проходит через витальный мир и пребывает в нём некоторое время. Как только душа отработает в нем остатки витальных желаний и инстинктов, которые были в оставленном теле, то витальная оболочка сброшена и душа после сбрасывания ментальных остатков, входит в состояние отдыха в психическом мире и остаётся там до следующей жизни на земле. (по произведениям Шри Ауробиндо)
Ответ на вопрос3: Смерть – это способ решения трудностей? И что такое страх смерти?
[300x200]
Смерть – это не способ решения трудностей!
Смерть – это не решение, далеко не так. Смерть – это грубый, механический возврат в бесконечный круг существования. То, чего не удалось достичь в одной жизни, вам придётся сделать в следующей, вообще говоря в гораздо более трудных обстоятельствах.
Смерть – это совсем не то, о чём вы думаете. Вы ожидаете от смерти естественного покоя в бессознательном отдыхе. Но чтобы получить такой отдых, вы должны приготовиться к нему.
Когда вы умираете, вы теряете не только ваше тело. Одновременно с этим теряется возможность взаимоотношений с материальным миром и действий в нём. Но всё, что принадлежит витальному миру, не исчезает вместе с материальной субстанцией. Все ваши желания, привязанности, страстные стремления продолжают существовать, но сопроволждаются ощущением невозможности их дальнейшего удовлетворения и разочарованием, и именно это мешает вам обрести желанный покой. Чтобы радоваться спокойной и лишенной каких-либо событий смерти вы должны приготовиться к ней. И единственный способ эффективно подготовиться – уничтожить желания.
Пока у нас есть тело, мы должны действовать, работать, что-то делать. Но если мы выполняем данную работу просто потому, что она должна быть сделана, не ища результата или без желания, чтобы это сделанное было таким или этаким, мы постепенно устраняем привязанность к ней и таким образом подготавливаем себя для наполненной покоем смерти.
И знайте точно, что самоубийство – это самое глупое действие, которое только может совершить человек. Потому что конец тела не означает конца сознания, и то, что беспокоило вас, когда вы были живы, будет продолжать беспокоить вас и после смерти. Кроме того, у вас не будет даже возможности отвлечь свой ум, подобно тому, как вы могли это делать, пока были живы.
А вывод такой:
Никогда не надо желать смерти.
Никогда не надо стремиться к смерти.
Никогда не надо бояться смерти.
И во всех обстоятельствах необходимо стремиться превзойти самого себя.
Вообще говоря, возможно, самым большим препятствием на пути человеческого прогресса является страх – страх многосторонний, разнообразный, противоречащий сам себе, нелогичный, неразумный и часто беспричинный. Из всех страхов самым тонким и самым стойким является страх смерти. Он глубоко укоренён в подсознании, и от него нелегко избавиться.
Ясно видно, что он состоит из нескольких взаимосвязанных элементов: в нём присутствует некий дух консерватизма, озабоченность собственным самосохранением, так же и желание гарантировать непрерывность своего сознания, ужас перед неизвестным, беспокойство, вызванное неожиданным и непредвиденным, и, возможно, за всем этим – скрытое в глубинах клеток подсознания инстинктивное знание о том, что смерть не является чем-то неизбежным и что, если выполнить определенные условия, она может быть побеждена. Хотя фактически именно сам страх является одним из главных обстоятельств, препятствующих победе над ней. Ибо невозможно победить то, чего вы боитесь, а тот, кто страшится смерти, уже побеждён ею.
Как преодолеть этот страх?
Для этой цели можно использовать несколько способов. Но, прежде всего, в нашем усилии нам помогут несколько основополагающих представлений.
Первой и наиболее важной точкой отсчёта является знание того, что жизнь едина и бессмертна. Только формы её бесчисленны, текучи и непостоянны. Это знание должно уверенно укорениться в уме раз и навсегда. Следует отождествить своё сознание, насколько это возможно, с той вечной жизнью, которая независима ни от каких форм, но проявляет себя во всех формах. Это даст нам крайне необходимую психологическую основу, чтобы противостоять проблеме страха, так как сама проблема остаётся.
Даже если внутреннее существо достаточно просветлено, чтобы быть выше всякого страха, он всё ещё остаётся скрытым в клетках тела, незаметный страх, спонтанный, неулавливаемый рассудком, обычно почти неосознаваемый. Именно в этих тёмных глубинах надо обнаруживать его, схватить и вытащить на свет знания и веры.
Таким образом, жизнь не умирает, лишь форма разрушается, и именно этого разрушения страшится физическое сознание. Однако форма постоянно изменяется, и, в сущности, нет ничего такого, чтобы помешало этому изменению стать прогрессивным. Только такое прогрессивное изменение могло бы лишить смерть её абсолютной неизбежности, но его очень трудно осуществить, так как трудно удовлетворить тем требованиям, выполнить которые способны лишь очень немногие люди. Следовательно, способы преодоления страха смерти, которым необходимо следовать, будут различаться и соответствовать природе каждого отдельного человека и состоянию его сознания. Эти способы можно разделить на четыре основные группы, каждая из которых включает в себя большое число вариаций. Фактически каждый человек должен развить свою собственную систему.
Первый способ обращён к рассудку. Любой может сказать, что в том состоянии, в каком мир пребывает сейчас, смерть неизбежна. Тело, принявшее рождение, неизбежно однажды умрёт, и почти в каждом случае смерть происходит именно тогда, когда она должна прийти. Нельзя ни ускорить, ни задержать её ни на час. Тот, кто страдает желанием смерти, может ждать её очень долго, а того, кто страшится её, она может поразить внезапно, несмотря на все предпринятые им меры предосторожности. Час смерти, по-видимому, установлен безжалостно. Исключение здесь могут быть лишь отдельные индивиды, владеющие силами, которыми человеческая раса в общей своей массе не распоряжается. Рассудок говорит нам, что абсурдно бояться того, чего невозможно избежать. Единственное, что надо сделать, это принять мысль о смерти и делать день за днём, час за часом всё, что необходимо, не беспокоясь о том, что произойдёт.
Второй способ. Этот способ очень эффективен для интеллектуалов, которые привыкли действовать согласно законам разума. Но он вряд ли будет столь же успешно работать для эмоциональных людей, которые живут в своих чувствах и позволяют им управлять собой. Несомненно, эти люди должны прибегнуть ко второму способу – способу внутреннего поиска.
Позади всех эмоций, в молчаливых и безмятежных глубинах нашего существа, присутствует вечно сияющий свет – свет психического сознания. Идите в поиске этого света, концентрируйтесь на нём. Он внутри вас. Если вы проявите настойчивость и волю, вы, несомненно, найдёте его. И как только вы войдёте в этот свет, в вас пробудится чувство бессмертия. Вы всегда жили, вы всегда будете жить. Вы станете полностью независимым от вашего тела, потому что ваше сознательное существование не зависит от него. Это тело – лишь одна из временных форм, через которую вы появились на земле. Смерть больше не является уничтожением, это только переход. Всякий страх немедленно исчезает, и вы идёте по жизни со спокойной уверенностью свободного человека.
Третий способ для тех, кто имеет веру в Бога, своего Бога, и кто полностью отдал себя Ему. Такой человек принадлежат Ему полностью. Все события его жизни представляют собой выражения божественной воли, и он принимает их не просто со спокойным подчинением, но с благодарностью, так как убеждён – что бы ни случилось с ним, это всегда ради его блага. Он обладает мистической верой в своего Бога и в свои личные отношения с Ним. Он совершил полное предание своей воли Его воле и чувствует Его неизменную любовь и защиту. Поэтому он полностью независим от случайной жизни и смерти. Он несёт в себе постоянное переживание, что в абсолютной преданности он лежит у ног своего Возлюбленного, или же ощущает себя ребёнком, которого Он баюкает в своих руках, и наслаждается своей совершенной безопасностью. В его сознании нет больше места для страха, озабоченности или мучения. Все эти чувства уже заменены спокойным и восторженным блаженством.
Но не каждому повезло быть мистиком.
[200x300]Четвертый способ.
Наконец есть те, кто рождаются воинами. Они не могут принять жизнь такой, какая она есть, и они чувствуют, как в них бьётся их право на бессмертие. Они владеют своего рода интуитивным знанием, что смерть это всего лишь плохая привычка. И они, кажется, родились с решимостью одолеть её. Но эта битва означает отчаянную борьбу против армии бешенных и тонких противников, борьбу, которую надо вести постоянно, почти каждую минуту. Только тем, кто имеет неукротимый дух, следует решаться на неё. Эта битва имеет множество фронтов. Она ведётся на нескольких планах, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
[200x300]Даже первая битва, которую приходится вести, невероятно трудна. Это – ментальная битва против коллективного внушения, что смерть есть массовое явление, непреодолимое, вынужденное, против внушения, основанного на тысячелетнем опыте, на законе Природы, который, кажется, ещё не имел никаких исключений. Этот закон выражает себя упорным утверждением: так было всегда и не может быть по-другому. Смерть неизбежна, и сумасшествие думать, что вместо неё возможно что-то ещё. Это согласие – всеобщее и единодушное и до сих пор даже самые выдающиеся учёные не посмели произвести хотя бы слово возражения, которое могло бы дать нам хоть какую-то надежду на будущее. Что касается религий, то большинство из них основывает силу своего влияния на факте смерти. Они утверждают, что Бог хочет, чтобы человек умер, потому Он сотворил его смертным. Многие из них представляют смерть избавлением, освобождением, иногда даже наградой. Их заповедь – подчинись воле Всевышнего, прими без бунта мысль о смерти, и ты обретёшь мир и счастье.
Несмотря на это ум воина должен оставаться спокойным в своём убеждении и сохранять несгибаемую волю. На того, кто решил одолеть смерть, все эти внушения больше не действуют. Они не могут повлиять на его уверенность, которая основывается на глубоком внутреннем интуитивном видении.
[200x300]Вторая битва – это битва чувств, битва против привязанности ко всему тому, что вы сотворили, ко всему, что любили. Напряженным трудом, стоившим вам огромных усилий, вы построили дом, сделали карьеру, достигли успехов в общественной, литературной, артистической, политической или иной деятельности. Вы сформировали окружение вокруг себя, сделав себя его центром, и вы зависите от него, по крайней мере, в той же степени, в какой оно зависит от вас. Вы окружены толпой людей, родственников, друзей, помощников и, когда вы думаете о вашей жизни, они занимают в ваших мыслях почти столько же места, сколько и вы сами, настолько большое место, что если бы их вдруг всех убрали, вы почувствовали бы себя потерянным, как если бы исчезла очень важная часть вас самих.
И ваша задача не в том, чтобы просто отбросить всё это, так как, по крайней мере, всё это и определяет в достаточной степени цель и смысл вашего существования. Вы должны отказаться от всякой привязанности, чтобы вы смогли почувствовать, что способны жить и без этого, или скорее, чтобы вы были готовы, если все это покинет вас, построить новую для себя жизнь, в новых обстоятельствах, и вы должны делать это постоянно, ибо именно таковым будет одно из следствий бессмертия. Такое внутреннее состояние можно определить следующим образом – уметь организовывать и выполнять любую работу с предельной заботой и вниманием и всё же оставаться свободным от всякого желания результата и привязанности к нему, ибо, если вы хотите избежать смерти, вы не должны привязываться к тому, что тленно и должно умереть.
[200x300]Третья битва. После чувств идут ощущения. Здесь борьба особенно безжалостна, и вы встречаетесь с грозными врагами. Они способны почувствовать вашу малейшую слабость и нанести удар там, где вы беззащитны. Победы, которые вы одерживаете, мимолётны, и одни и те же битвы приходится вести снова и снова. Враг, которого, как вам казалось, вы уже сразили, поднимается снова и наносит вам удар. У вас должен быть чрезвычайно уравновешенный характер, неутомимая выносливость, чтобы можно было вынести каждое поражение, каждый отпор, каждое отрицание, каждое противодействие, пережить ту огромную усталость, когда вы обнаруживаете, что вновь и вновь находитесь в конфронтации с опытом и событиями вашей повседневной жизни.
[200x300]Четвертая битва. Наконец, мы приближаемся к битве самой ужасной из всех, битве, которая ведётся в физическом теле. Эта битва идёт постоянно, без передышки и перемирия. Она начинается с самого рождения и может закончиться только победой одного из сражающихся: силы преображения или силы распада.
Я говорю «начинается с рождения» потому что эти два движения пребывают в постоянном конфликте с того самого момента, когда вы приходите в этот мир, хотя конфликт становится осознанным и обдуманным намного позже. Как каждое недомогание, каждая болезнь, каждое злокачественное образование и даже несчастный случай являются результатом действия силы распада, так и всякий рост, гармоничное развитие, сопротивление атаке, выздоровление после болезни, каждый поворот к нормальному функционированию, каждое прогрессивное улучшение происходят под действием силы преображения. Позднее с развитием сознания, когда битва становится осознанной, она превращается в бешенную гонку между двумя этими противоположными и соперничающими движениями, гонку, которая должна показать, кто достигнет цели первым – преображение или смерть. Это означает, что необходимо непрестанное усилие, постоянная концентрация, чтобы призывать силу преображения действовать и увеличивать восприимчивость клеток к этой силе. Это означает битву на каждом шагу, в каждой точке против опустошительного действия сил разрушения и распада, чтобы вырвать из их хватки всё то, что способно ответить на призыв к восхождению, чтобы просветлить, очистить клетки и достичь состояния равновесия.
Это – незаметная и упорная борьба, нередко даже без какого-либо видимого результата или какого-либо внешнего признака частично одержанной победы, и вечная неопределенность, так как на работу, которая, как кажется, уже была сделана, приходится делать вновь. Каждый шаг вперед очень часто делается за счет отступления куда-то ещё, и то, что было сделано однажды, на следующий день может быть разрушено. В самом деле, победа может быть несомненной и прочной только тогда, когда она является всеобщей. И всё это занимает время, много времени а годы неумолимо проходят, увеличивая энергию враждебных сил.
Всё это время сознание стоит на страже, как часовой. Вы должны держаться, держаться чего бы это не стоило, без трепета, страха или ослабления бдительности, сохранять непоколебимую веру в ту миссию, которая должна быть завершена во что бы то ни стало, и в помощь свыше, которая вдохновляет и поддерживает вас, так как победа приходит только к самым выносливым.
[200x300]
Существует и пятый способ победить страх смерти, но достичь результата с его помощью могут лишь очень немногие, поэтому здесь этот способ упоминается только для информации.
Можно войти в царство смерти преднамеренно и сознательно, пока вы ещё живы, а затем вернуться из этого владения и вновь войти в физическое тело, обновив, теперь уже с полным знанием, ход своего материального существования. Но чтобы осуществить это, вы должны быть посвящённым.
(по произведениям Мирра Ришар, известная как Мать)
Ответ на вопрос4: Возможно ли бессмертие?
[300x200]
[300x200]
[300x200]
Что касается бессмертия, оно не может прийти, если существует привязанность к телу. Оно может наступить, только если вы живёте в той бессмертной части самого себя, которая не отождествляется с телом, и привносите сознание и силу этой части в клетки тела. Я говорю, конечно, о йогических средствах. Учёные сейчас придерживаются той точки зрения, что, по крайней мере теоретически, можно открыть некие физические средства, посредством которых можно победить смерть. Но это означало бы всего лишь продление существования нынешнего сознания в нынешнем теле. Если не будет изменения сознания и изменения назначений, от этого будет мало пользы.
Не может быть бессмертия тела без его супраментализации. Такой потенциал существует в йогической силе, и йогины могут жить и по 200, и по 300 лет и больше, но не может быть реальной основы бессмертия без супраментала.
Супраментальное существо зрит по-иному, с иной точки – не сквозь дебри фактов и феноменов сиюминутного, но сверху, не извне и не по поверхности судя, но изнутри, из самой истины сердца всякой вещи. Поэтому мы ничего не сможем понять в Супраментальном, если не будем постоянно помнить о том, что это – другое измерение. Но мы можем понять, что это есть видение самой Мудрости, потому что каждая вещь, каждое существо, любая сила на этой земле выражают некое особое абсолютное свойство, более или менее точно (а часто совершенно извращенно), но, несмотря на все недостатки и извращения, каждая вещь подчиняется некому внутреннему закону, который побуждает ее стремиться к этой главной и уникальной истине своего существа – ведь даже каждый из листьев одного дерева по-своему уникален. (по произведениям Шри Ауробиндо)
[600x100]
Вы не представляете, насколько тело пластично! С другой стороны, я бы сказала, оно ужасно жёсткое и потому дряхлеет. Всё происходит из-за того, что мы не знаем, как извлечь из этого пользу. Мы не знаем в то время, когда мы ещё свежи, будто ранние листочки, как добиться роскошного, великолепного, безупречного цветения. Вместо того, чтобы говорить себе с несчастным видом: «Жаль, что мои руки такие тонкие, или мои ноги такие длинные, или моя спина не прямая, или моя голова не совсем пропорциональная», надо бы сказать: « Всё должно быть по-другому мои руки должны быть пропорциональны, моё тело гармонично, каждая форма во мне должна выражать высочайшую красоту», - и тогда вы преуспеете. Вы преуспеете, если знаете, как сделать это, используя истинную волю, которая настойчива, безмятежна, не суетлива, не заботится о возникающих поражениях, продолжает работать спокойно, очень спокойно, продолжает желать, что бы всё было так, как нужно, продолжает искать внутреннюю причину и энергично работать над её исправлением. Сразу же как только вы видите где-то маленького чёрного червячка, который плохо выглядит и создаёт маленькое, довольно неприятное и отвратительное пятно, вы хватаете его. Вытягиваете на поверхность и отбрасываете прочь, а на его месте устанавливаете чудесный свет. И спустя некоторое время вы обнаруживаете: «Ого! Вот этот недостаток, который был у меня на лице, исчез; этот признак грубости, не осознания, который был в выражении моего лица, уходит прочь». И спустя 10 лет вы себя больше не узнаете.
Вы все здесь – юная материя; вы должны знать, как извлечь из этого пользу – и не ради мелочных, эгоистичных и глупых причин, но ради любви к красоте, ради потребности в гармонии.
(по произведениям Мирра Ришар, известная как Мать)
[300x200]