Хелене Шерфбек /Helene Sofia Schjerfbeck
( 10.07.1862 — 28.01.1946 )
Когда финской девочке Хелене Шерфбек было только семнадцать, она нарисовала абсолютно зрелую, реалистичную, даже натуралистичную картину — раненого солдата, сидящего на снегу. Даже без крови и внутренностей наружу. Одетого, конечно. На картину тут же обрушились ревнители приличий: «Вы же девица! Как можно такое рисовать!» Да что она нарисовала? «Зачем вы рисуете войну? Где ваше женское миролюбие?»
А на картине при этом — при всей моде на военную тематику и бесконечные батальные сцены на выставках живописи — никаких сражений под фанфары и барабаны. Наоборот, это очень мирная картина. При желании на неё ещё как можно натянуть миролюбие: вот, мол, изнанка войны. Сидит человек раненый, и ничего, кроме боли, не чувствует. Ни гордости, ни упоения боем. Больно, и всё. Но — женщине нельзя!

Автопортрет
Сегодня Хелене Шерфбек признают как одну из «великих» представителей искусства Финляндии. Являясь автором более 1000 произведений, она была очень независимой в своём художественном творчестве. Художница создавала произведения, поражавшие как критиков, так и ценителей искусства.

Особенный мир у этой художницы. Всё в нём чудесным образом переплелось: нежность и эмоциональная насыщенность, хрупкость и ярко выраженная экспрессия. Картины художницы — цветы, портреты, жанровые сцены — чарующе живые. В возрасте четырех лет Хелене получила тяжелую травму бедра, которая повлияла и на дальнейшую жизнь будущей художницы, и на её творчество. Наверное, отсюда утончённая нервность её художественных образов, некий драматизм, пробивающийся сквозь сдержанность и минимализм стиля. Как-то она сказала , что "нужно рисовать щупальцами, а не кистью и пальцами"...





Цыплята среди стогов, 1888 г.

«Мать и дитя» (1886)













Выздоравливающий, 1888 г
Хелен изобразила себя в детстве. Она вложила в картину всё горе, которое испытывает заболев, маленький человечек. Хелен на всю жизнь запомнила радость от созерцания первых признаков весны, которые она могла наблюдать, прикованная к постели, за окном своей маленькой, скудно обставленной комнаты. И на картине девочка, уже почти победившая болезнь, держит молодой росток – символ новой жизни. На губах играет улыбка, выражающая надежду на выздоровление.

Обувь для танцев, 1882








Жёлтые розы
























«Перед таинством» 1891

Шея маленькой девочки, 1883


