• Авторизация


ЕЛЬ - дерево с неоднозначным норовом 03-09-2020 05:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения MOLODA_I Оригинальное сообщение

ЕЛЬ - дерево с неоднозначным норовом

Ель — дерево известное и любимое. Надеюсь, конечно, что не в качестве новогодней жертвы, а как дерево Богини Макошь, которое забирает худо и даёт возможность прийти свету, радости прийти на освободившееся место.

Ель — дерево, забирающее худо, используется в обрядах очищения. Часто в поверьях Ель соединяют со славянской Макошь, Богиней судьбы и магии.

Хочу рассказать о славянских северных традициях почитания Ели.

1 (684x700, 655Kb)

Духи, рождённые под елью

В северных мифах Ель выступает местом рождения тотемных животных, которые после становятся защитниками рода. Помимо рождения куницы – золотой грудки (возможно, «хозяина» всех куниц) и кукушки с золотой грудкой, ель выступает местом «взращивания» в колыбели опускаемого с небес медведя. Помимо того, здесь родились волк и рысь.

Здесь и другое происходит — Огонь, рождённый в другом мiре, вырастает в медном котелке-колыбели, висящем под елью. Но и другое про Мiровую Ель говорили — что стоит она у некого «огненного порога, в котором лежит огненный камень», к которому в старинных северных заговорах отправляют болезни.

Огонь и чистая вода

Интересно, что Мiровая Ель одновременно стоит в «водовороте святого (чистого) потока». Напомню, что большой Водокрес в январе сопровождался большим шествием, в котором несли ветви ели. Так как водокрес сам по себе является союзом прямого огненного креста Бога Сварога и водного косого креста Богини Макошь, то тогда легенды о ели становятся понятными. Ель стоит там, где огненный порог против нечисти соединяется с чистой святой водой.

Хотя чаше всего о Мiровом Древе говорят как о дубе, надо вспомнить, что у нас на севере ель – реальная составляющая таежных лесов. В Сибире лиственница считалась родовым древом. Поэтому понятно то, что именно эти хвойные деревья, забирающие худо, могли считаться мифологической осью Мiров, созданных Родом-Творцом. Дуб у нас на севере в основном появляется в лечебных заговорах, связанных с болезнями, которые произошли от щепок во время рубки Большого Дуба.

Жертвенные ели

Есть такая северная поговорка: «Ту ель надо слушать, у корней которой живешь». За ней — древнее представление о священных рощах, а «слушать» означает почитать и приносить дары.

Путешественники в начале XIX века отмечали, что в каждом доме в дальних лесных северных деревнях имелись жертвенные ели. От состояния этих посаженных или оставленных при строительстве дома деревьев (кроме елей, известны были также сосны, рябины и березы), зависели благосостояние, здоровье и сама жизнь членов семьи или рода. Поэтому и деревья следовало «подкармливать»: относить частицу всего, что появлялось в доме нового (в основном из съестного), а также не забывать «духа-хозяина дерева» в большие праздники (особенно осенние, связанные с уборкой урожая и забоем скота, но также в дни Солнечных Изломов обязательно). «Корни ее поливали водой, лили на корни мясную или рыбную похлебку и другую еду приносили», — отмечали путешественники.

Вот заговор, который обращали к ели во время приношения даров:

— Дай и дальше, Мать Макошь, нашему стаду красоваться. Колосись поле, расти скот вокруг этой ели. Пусть кривому завистливому сглазу не будет здесь места, около этого дома. Да будет так!

2 (700x540, 568Kb)

Если просили у ели здоровья и удойности коров, то относили к корням первое молоко коровы после отёла в подойнике и три раза, немного плеснув молока на корни, обращались к Богине Макошь, перечисляя коров по именам, прося каждой здоровья и удоев, как и в целом для хозяйства «молочных рек, ручьев и водопадов...»

Жертвенные приусадебные ели могли также играть роль представителей всего рода и находиться на окраине деревни (или же, к примеру, на могиле почитаемого предка).

Под такую ель относили деньги, зерно и еду, веря в защиту Предков и Богов (и даже женщины выдаивали немного своего грудного молока).

Вот как рассказывали старые люди:

— Раньше у нас была старая жертвенная ель. Огромная стояла. Если женщина рожала ребенка, то первые капли ее молока относили под ель. Вся деревня приносила сюда жертвы. Женщины приносили несколько капель первого надоенного после отела коровы молока, чтобы дух дерева был благосклонен к домашней скотине.

Под Купало вся молодежь и молодожены собирались вечером у выбранной ели, вешали на нее засохшие русальные березки и зажигали («горит, как свеча»).

Были и особые «Ели купальского дня». Высокую ель, содрав с нее кору и обрубив все ветки, кроме одной пары посередине и вершины, ставили во дворе дома, закопав комель в землю. «Купальская ель» стояла до осени, а то и до следующего Купало.

Подобные деревья во дворах в иных местах устанавливали также на Коляду (с новогодней елочкой тут нет никакой связи). Цель магии, ради которой срубали дерево — это защита, поставленная во время Солнечного Излома, в это мистическое время, когда Иные Мiры смешиваются с Явью.

И хотя ель, по мнению жителей некоторых южных земель, нежелательно сажать около дома, так как она «пустит корни под дом» и «выживет» из него людей, для чего у дерева «выкорчевывали корни, чтобы под дом не попали», ели на приусадебных участках все же сохраняются на севере. Представления о нежелательности ели, возможно, связано с желанием современного человека отделить себя от умерших и от символики смерти в целом, к каковым относили и ель.

4 (700x510, 611Kb)

Рассказы о заветных елях

В Каргопольском уезде Олонецкой губернии, в деревне Кузьмины Горы, было известно святое место, на котором из одного корня росли три большие ели. По преданию, в роднике рядом с елями некогда нашли кумира, после чего построили беседку. Те, кто хотел дать обет или исцелиться, шли к этому месту и добывали себе оберег, выгрызая зубами кусочек корня почитаемых елей. Не знаю, как у них это получалось, но считалось, что этот кусочек оберегает владельца от болезней целый год.

Ещё было известно место силы, называемое «Трясогузкина ель». Располагалось неподалёку от чудских (вепсских) могильников. Около ели происходили обрядовые игры на Зелёные Русалии (это немного странно, потому что обычно это делали). Ели уже нет около ста лет, а старожилы всё её помнят.

Рассказывали, что у ели можно говорить с Богами, своими словами. Интересно, что поклонение ели сохранялось даже в христианстве, мол, иконы появлялись на дереве.

В сямозерской деревне Сяпся до наших дней частично сохранилась еловая роща (ранее до 300 м длиной), место жертвоприношений в так называемое баранье воскресенье, куда пожертвованных св. Власию животных приводили со всей сямозерской округи.

Почитаемыми рощами были «святой лес» на острове р. Шуи в Виданах, где раньше происходили жертвоприношения животных, лес на острове Еловый (Святой) на оз. Святозеро, на котором, по преданию, приносили в жертву быков. Остатком рощи могли быть и три ели в деревне Чена Вокнаволоцкой волости, названные именем Бога-громовержца.

Имеются также примеры общинных праздников, где почитаемое дерево замещало культовое сооружение. Такая большая ель стояла посредине дер. Лошке Паданской волости. К вершине этой ели привязывали порванные в ритуальной борьбе на летний праздник Перуна мужские рубахи.

Вепсы также почитали ель как священное дерево

В Куростровье (родине М.В. Ломоносова) было чудское кладбище и знаменитый куростровский ельник, в котором, по преданию, находилось святилище бога Юмалы заволочской чуди. Куростровский ельник еще в 50-х годах XIX века «представлял собой густую еловую рощу около полуверсты длиной... с деревьями гигантской высоты и в два-три обхвата толщиною».

Писали вот что:

— Еще в недавнее время ельник этот был предметом многих суеверий. Говорили, что тут живет дух Скарбник, оберегающий клад, оставшийся от чуди... мимо ельника, особенно в ночное время, боялись проезжать и проходить, а раскольники считали его священною рощею и до 1840-го года хоронили туда покойников.

А вот свидетельство из Вологодской области:

— В районе Кокшеньги есть несколько «кустов», состоящих из огромных елей, которые, на мой взгляд, представляют собой остатки древних чудских рощ... В старину эти «кусты» пользовались у окружающего населения особым уважением. В них не разрешалось рубить деревья, сюда не ходили даже за грибами, а бабушки часто пугали своих внуков и внучек, говоря, что в «кусту водит», то есть действует какая-то неведомая сила, способная заставить человека заблудиться даже в маленьком островке леса.

Ещё из исследований:

— В Карелии рощи умерших были и остаются еще рядом с поселениями, так же как и у возделывающих землю финно-угорских народов Севера России. На деревенских кладбищах и в жертвенных рощах происходили совместные ритуальные действа, где в том числе приносили в жертву животных, но они служили также жертвенными местами отдельных семей и родов при почитании ими умерших предков и природных духов-хозяев.

Ель просили о благодати и богатстве

Под ель на Егория (праздник Ярило 23 апреля) относили мотки шерсти. Здесь же проводились обряды, связанные с отпуском скота.

Рассказывают про «ель на горе». В 1870-е годы она еще стояла и её почитала вся округа:

— Под эту ель относили первое молоко от коровы, первое яйцо от курицы-наседки, первые плоды земли.

Ель, Иной Мiр, Знатки

У северян ель считалась не только посредником между мiрами, но и представителем «того самого света», тесто связанного со Знающими.

У каждого Знающего была ель, под которой он учится. Если знаток умирал, не отдав свой дар, то приносили из леса небольшую, выкопанную с корнями, ель. Умирающий наговаривал на неё слова, ель относили обратно и высаживали. Говорили даже, что жизнь Знатка связана с жизнью его личной ели:

— «В лесу они учатся. Под какой елью учатся, надо ее узнать и свалить, тогда они умом помешаются».

Еловые рощи как связь между Мiрами

Такие рощи, зачастую находились в середине поселений. Обращения к святым Предкам, похороненным в них, делались для того, чтобы получить защиту и помощь. Во время «Дедов» звали Предков, желали увидеть их воочию кукушкой, кукующей на ели.

Еловые ветки считали «вместилищем Души» и часто применяли их в обрядах, как символ смерти, воскрешения и дороги к новой жизни: еловые ветви бросали молодым под ноги в доме жениха на свадьбе, еловыми лапами украшалась дорога невесты из бани, где она прощалась с девичеством.

Магические свойства ели

Ветки от свадебной ели клали в подол молодой с пожеланием: «Половина – мальчиков, половина – девочек!»). Особенно явственно магические качества ветвей проявляются в рассказах, где девушка кладет еловые ветви в изголовье и видит вещие сны. Помимо того, ветви ели, положенные рядом с постелью, дают возможность увидеть дорогого умершего человека, прокладывают дорогу к его душе.

Так Ель, по своей сути отражает отношение человека с судьбой, жизнью и смертью. Богиня Макошь судит по справедливости, а Ель — наш проводник к хоромам Великой. На благо!

ИСТОЧНИК: https://magiasevera.ru/

Серия сообщений "МАГИЯ РАСТЕНИЙ":
Часть 1 - ДАР БОГОВ ПЛОДОРОДИЯ
Часть 2 - СИЛЬНЫЕ ТРАВЫ — СЕКРЕТЫ СЕВЕРНЫХ ТРАВНИЦ
...
Часть 34 - ЖИВОЕ ДЕРЕВО - лечебные свойства и применение
Часть 35 - ЖИВОЕ ТЕПЛО ДЕРЕВА ЛИПЫ
Часть 36 - ЕЛЬ - дерево с неоднозначным норовом

Серия сообщений "МАГИЯ":
Часть 1 - СЕВЕРНЫЕ МАГИЧЕСКИЕ ОБЕРЕГИ: знаки Бога Велеса и Богини Макошь
Часть 2 - ОБЕРЕГ ДЛЯ ДОМА: традиции защиты своих владений
...
Часть 36 - ВОТИВЫ-ВЕРЧИ И БОГИНЯ СУДЬБЫ МАКОШЬ
Часть 37 - СЛАВЯНСКИЙ КРЕС - нерушимый древний оберег
Часть 38 - ЕЛЬ - дерево с неоднозначным норовом
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЕЛЬ - дерево с неоднозначным норовом | Валентина-л - Ритмы Сердца Моего... | Лента друзей Валентина-л / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»