
Морис Метерлинк бельгийский писатель и драматург, Нобелевский лауреат
«Создавая себе фантастический мир,
мы ближе к истине, чем пребывая
в доступной нашим ощущениям реальности».
М. Метерлинк «Эссе о бессмертии»
Метерлинк родился в Генте, в семье состоятельного юриста. С детства интересовался литературой и поэзией, но родители настояли на юридическом образовании.
Получив в 1885 году диплом юриста, Морис едет в Париж для совершенствования в юриспруденции. Полгода, проведенные в Париже, он целиком посвящает литературе. Вернувшись в Гент, Метерлинк работает юристом и продолжает занятия литературой. Он начинает печататься в парижских изданиях, получая хвалебные рецензии критиков.
В 1888 году Метерлинк издал книгу «Оранжереи», где были собраны стихотворения, написанные в течение студенческих лет. Потом появилась пьеса «Принцесса Мален», отправленная Октаву Мирабо для рецензии, и вскоре восхищенный драматург и критик предоставил положительный хвалебный ответ.
Пьеса-сказка «Принцесса Мален» была отнесена влиятельным французским критиком Мирбо к шедеврам, а ее автора он сравнил с Шекспиром. Вдохновленный похвалой, Метерлинк оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе. Склонный к метафоре и символизму, Метерлинк пишет в основном сказки и пьесы, где герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, где многое остается в подтексте. Особо удаются ему пьесы для кукол-марионеток – в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.
В 1890-х годах Морис сочинил еще ряд произведений, которые благодаря уникальному стилю прославили его в литературных кругах. «Слепые» и «Пеллас и Мелизинда», пронизанные классическим духом символизма, рассказывали о том, как равнодушные люди без любви погружаются во мрак.
Похожие идеи бельгиец выразил в ряде публицистических сборников, самыми популярными из которых стали «Разум цветов» и «Жизнь пчел». Философские темы и прекрасные образы в сочетании с классической риторикой тронули и задели каждого, кто их в то время прочел.
Критики, положительно отозвавшиеся о Метерлинке, говорили, что писатель постиг суть молчания, потому что его книги строились на недомолвках и десятках недосказанных фраз. Метафоричное изображение любви и смерти, а также характеры героев делали оригинальным и ценным любой напечатанный рассказ.

Морис Метерлинк и Жоржетта Леблан
В 1895 году Морис встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая становится его спутницей, секретарем и импрессарио, оберегает его спокойствие, ограждает от посторонних.
В 1896 году они уезжают в Париж. В эти годы Метерлинк пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники «Сокровище смиренных», «Мудрость и судьба» и «Жизнь пчел», где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.
Самая популярная пьеса Метерлинка, «Синяя птица», впервые была поставлена Станиславским в Москве в 1908 году; впоследствии она с успехом была представлена на сценах Лондона, Нью-Йорка, Парижа, завоевав популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Драматург показал, что счастье находится с человеком рядом, но многие его не замечают.

Та же идея появилась в произведении «Обручение», созданное под влиянием гражданской супруги Жоржетты Леблан. Женщина также приложила руку к «Марии Магдалине» и «Марии Виктории», желая, чтобы на их основе автор когда-нибудь написал роман.
В 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».
Со временем Жоржетта устала от финансовых ограничений и, начав самостоятельно оплачивать расходы, вынудила супруга разделить бюджет. Женщина приобретала платья и дорогие аксессуары, а у мужчины в кармане часто было только несколько мелких монет.
Из-за этого в 1910-х отношения писателя и актрисы разрушились, к счастью, в этот момент в жизни Метерлинка появилась молодая Рене Даон. Девушка играла в спектакле по произведению бельгийца, и он, заметив ее внимание, был чрезвычайно польщен.
Дальнейшие отношения развивались стремительно, и вскоре литератор женился на девушке, которая обладала добрым характером и поддерживала мужа во всем. Когда в начале Второй мировой войны Мориса вынудили покинуть Европу, Рене без малейшего сожаления рассталась с актерским ремеслом.
Морис Метерлинк и его жена Рене
Долгие годы в глубине души пара мечтала о детях, но в итоге у них родился недоношенный мертвый сын. Женщина стойко перенесла утрату, а 73-летний мужчина до конца жизни не смог выбраться из темных горестных глубин.
Метерлинк, предпочитавший малые формы, не стал размениваться на крупное сочинение и, несмотря на это, получил Нобелевскую премию в 1911 году. В торжественной речи была отмечена многогранность драматурга и философа, а также его поэтическое воображение и любовь к писательскому труду.
Признание подстегнуло Мориса двигаться в выбранном направлении, и он пополнил библиографию рядом новых пьес. В годы вооруженной борьбы с фашистами Морис Метерлинк проникся духом времени, его военная притча «Бургомистр Стильмонда» вызвала особый интерес.
В старости Метерлинк отошел от драматургии, занявшись поэзией и публицистикой, а также создал мемуары «Счастливые воспоминания» (или «Голубые пузыри»). В них он рассказал о творчестве и собственном мировоззрении, поставив читателей и критиков на место беспристрастного жюри.

В конце жизни Метерлинк построил шикарную резиденцию в Ницце, но не смог насладиться комфортом из-за Второй мировой войны. Обладатель Нобелевской премии бежал от фашистов в Соединенные штаты и находился там до 1947 года в обществе друзей и жены.
Когда представился случай вернуться во Францию, Морис ни минуты не раздумывал, потому что хотел поправить здоровье на почти родной гостеприимной земле. Но, оказавшись в собственном доме, он почувствовал опустошение и перестал писать стихотворения, пьесы и философские эссе.
К весне 1949 года здоровье литератора окончательно ухудшилось, и он уже не мог обходиться без помощи жены и профессиональных врачей. Смерть по причине сердечного приступа ранним утром 6 мая потрясла друзей, родственников и сотни неравнодушных людей.

Трудно сказать как во всем остальном мире, но народам России Синяя Птица Счастья давно стала роднее всех родных. Высоко над Москвой на Воробьевых горах (название-то какое птичье!), изваянная из металла, вознесла она вверх свои лазурные крылья и лиру над Детским музыкальным театром. И в рукотворном виде она по-прежнему созывает всех искателей счастья, которые будут существовать всегда и всюду. Пока бьется в груди человеческое сердце!