
Усадьба Кусково (ГБУК г.Москва "Музей - усадьба " Кусково") - бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно - художественный ансабль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.
Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицицма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Фёдора Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.); Музей керамики (нет отдельного здания).
Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части сохранился практически полностью.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — графов Шереметевых.

Дворец — главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кусково. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Он строился под руководством Карла Бланка с использованием чертежей французского архитектора Шарль Де Вайн.
![]()
Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма. Его фасад украшают три колонных портика: центральный — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами.

К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы — спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов — фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.

Летний дворец графа П.Б. Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно-пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы.

В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.

В 1976-1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное убранство стен и мебели.




К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова - самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.

Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» - небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника.Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

Одно из самых интересных сооружений в Кусково — Грот, построенный в 1756—1761 годах под руководством Федора Аргунова. Каменный павильон в стиле рококо на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами.

Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах.

Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П. Б. Шереметевым по «заключенному контракту».
Стены интерьеров Грота оформлены раковинами, цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора, Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.

Итальянский домик был построен в 1754—1755 годах . В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял функцию дворца для «малых приемов».
Одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.



Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью подъемного механизма. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящно сервированным подъемным столом.
Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными.




Храм — один из редких памятников культовой архитектуры аннинского барокко — четырехугольный в плане, возвышается на белокаменном цоколе и завершается главой с куполом. Плоскости стен оживлены пилястрами, в нишах барабана установлены белокаменные скульптуры апостолов, а крест поддерживает фигура ангела с раскинутыми крыльями.

Флигель был построен в 1755 году архитектором Ф.С. Аргуновым, в нем располагались русская и французская кухни, скатертная, кофейная, хлебная и кондитерский цех. Сверху здание венчает балюстрада с вазонами и картушами (декоративные лепные или графические узоры на фасадах в виде щитов, развернутых свитков или карт). Расположено здание между Дворцом и Храмом. Готовые блюда слуги относили через боковую дверь на цокольном этаже прямо во Дворец.

