• Авторизация


Сергей Павлович Дягилев 26-02-2014 16:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В начале XX века через призму русской культуры Европа взглянула на Россию новыми глазами. Авторитет России как источника художественной мысли и новаторства достиг небывалой высоты. Колоссальную роль в этом сыграл С.П. Дягилев – театральный и художественный деятель, антрепренер, один из основоположников группы «Мир искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже.

[300x384]

Обладая гениальной художественной интуицией, Дягилев умел предчувствовать все новое. С фантастической настойчивостью он реализовывал каждый свой замысел. Отсутствие денежных средств никогда ему не мешало, а, наоборот, еще больше стимулировало его энергию. Он увлекал своими идеями друзей, русских купцов и промышленников, одалживал деньги и вкладывал их в новые проекты. Конечно, он не был энтузиастом-бессребреником, большинство его начинаний было рассчитано на получение финансовой выгоды.

История «Русских сезонов» начинается в 1907 году, когда в Париже прошли «Русские исторические концерты», организованные Дягилевым. Пять концертов включали в себя произведения Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Балакирева, Рахманинова, Скрябина, Чайковского и других русских композиторов. Концерты должны были ошеломить парижскую публику своим художественным разнообразием и одновременно продемонстрировать внутреннюю цельность того, что называется русской музыкальной культурой. Пение Шаляпина, игра Рахманинова и выступления Римского-Корсакова в качестве дирижера поднимали уровень этих концертов на невиданную высоту.

Год спустя, в 1908 году, в Париже с огромным успехом была показана опера Мусоргского «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли. А с 1909-го начали регулярно проводиться «Русские сезоны», посвященные русскому балету. Балетмейстером выступал знаменитый русский хореограф Михаил Фокин, художником-постановщиком и идеологом – Александр Бенуа, а директором и антрепренером – Сергей Дягилев. Очень многое определял и состав труппы: в «Русских сезонах» танцевали Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина… В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства»: Леон Бакст, Александр Головин, Николай Рерих.

[311x375]

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева», которая спустя два года начала выступления по всему миру. После окончания Первой мировой войны статус дягилевского балета изменился. Он представлял Россию чисто номинально, участники труппы теряли сначала российское, а затем советское гражданство, среди артистов все чаще оказывались выходцы из других стран. Любимым занятием Дягилева стало придумывание русских псевдонимов своим артистам: так Хильда Маннингс стала Лидией Соколовой, Лилиан Алис Маркс – Алисией Марковой, Патрик Чиппендол Хили-Кей – Антоном Долиным, а Георгий Баланчивадзе – Баланчиным.

В 1930 году Николай Рерих написал «Ушел Дягилев… Его широкое понимание, непобедимая личная бодрость и вера в красоту создали прекрасный, незабываемый пример для молодых поколений. Пусть они учатся, как хранить ценности прошлого и как служить для самой созидательной и прекрасной победы будущего».


[250x360]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сергей Павлович Дягилев | Guiltless_girl - Об интересном в мире | Лента друзей Guiltless_girl / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»