Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972) - всемирно известный нидерландский художник-график, - один из самых ярких представителей импарта (англ. Impart - невозможное искусство).
Закончил Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме.
Блестящий и техничный график Эшер - автор «знаковых» классических композиций, экспонирующих парадоксальную психологию человеческого зрительного восприятия изображений на плоскости, создающих пространственные иллюзии.
Автопортрет, 1929
Многие композиции художника посвящены изображению «невозможных» трёхмерных тел, вроде гипотетической односторонней поверхности «лент Мёбиуса».
Художник обладал поразительным кобинаторным пространственным воображением, позволявшим филигранно-точно изображать самые неожиданные объекты и иллюзорные трансформации.
Особая изобразительная научная фантастика художника построена на интуитивном знании особенностей зрительного восприятия и комбинаторной геометрии.
Использование графики художника в книжной иллюстрации не случайно. Парадоксальные композиции использовались либо как прямые иллюстрации выразительных и впечатляющих оптических иллюзий в изобразительном искусстве, либо как своеобразная зримая символика.
Поэтика произведений Маурица Эшера удивительно совпадает со стилистикой постмодернистской прозы, с её обманчивой наглядностью, оборачивающейся либо парадоксом, либо бессмыслицей и непостижимостью. Отсюда и нередкое обращение к мотивам творчества художника, выносимым на обложки книжных изданий.
Первая выставка графики Эшера открылась в Москве
Музей современного искусства выставил 100 работ голландского художника
Этой зимой Московский музей современного искусства захватил Мауриц Эшер: его графика, полная оптических иллюзий, впервые выставлена в таком объеме.
Московский музей современного искусства открыл первую в столице персональную выставку Маурица Корнелиса Эшера. Несмотря на мировую известность этого голландского графика, его работы показывали только в Государственном Эрмитаже Санкт-петербурга. В Москве решили исправить недочет и показать более 100 работ на втором этаже ММОМА на Петровке: с 11 декабря музей превратился в поле оптических иллюзий, игры с пространством "невозможных фигур".
День и ночь
Эшер всегда был ближе скорее к математикам, чем к коллегам-художникам. Художник творил под властью бесконечности, симметрии и пытался понять, как возникает обман зрения. Он рисовал лестницу Пенроуза, невозможный треугольник или трезубец. Благодаря работам Эшера эти фигуры, чьим "отцом" является шведский художник Оскар Реутерсвард, становятся по-настоящему популярными.
Эшер первым "рассказал" миру о фракталах. В его графике это математическое понятие отразилось даже раньше, чем было введено (1975). Опережая свое время, он исследовал логику пространства, "играл" с перспективой и светотенями, изучал пластические парадоксы...
"Водопад", октябрь 1961. Литография
Без Эшера и современный дизайн, и анимация были бы другими — его влияние на последователей трудно переоценить. Кстати, Эшер и сам нередко работал в качестве дизайнера — однажды ему поступил заказ от Королевской Почты Нидерландов с просьбой нарисовать картину "Метаморфоза III" на холсте длиной 48 метров (это стало самым масштабным его проектом).
"Рука с зеркальной сферой", 1935. Литография
Экспозиция ММОМА познакомит с Эшером в полной мере: от самых поздних литографий дойдем до первой печатной работы — книги "Святой Франциск" (1922), в которой уже появляются мотивы, характерные для его зрелого творчества. Основная масса произведений взята из Итальянского периода биографии Эшера — во время путешествий по Италии, на Корсику и Мальту он активно рисовал пейзажи, насекомых и растения. Голландский период — это время его наивысшего расцвета. В конце 1940—1950-х годов Эшер создал свои лучшие литографии. Около сотни его графических работ, полных сюрреализма, пластики и зрительного обмана на выставке дополняют архивные фото и фильмы из Фонда М.К. Эшера в Нидерландах.
Выставка "Мауриц Корнелис Эшер" в главном здании Московского музея современного искусства на Петровке пройдёт с 11 декабря по 9 февраля 2014.
"Восхождение и спуск", март 1960. Литография
Источник: http://buro247.ru/culture/arts/vystavka-eshera-otkrylas-v-mmoma.html
Творчество Эшера раньше других оценили представители естественных наук, математики и психологи. Считается, что его следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и тому подобных открытий в области соотношений пространства, времени и их тождественности, хотя Эшер и не принадлежал к авангардному искусству 20 века.
Серия сообщений "Эшер":
Часть 1 - Нидерландский художник-график Мауриц Корнелис Эшер (1898-1972)
Часть 2 - Эшер (1898-1972)
Часть 3 - Часовня-спираль в Китае. Лента Мёбиуса. Эшер
Часть 4 - Математик Август Фердинанд Мёбиус (1790 - 1868)
Часть 5 - Осмысление "невозможных фигур" Эшера