День сегодня такой... все-таки не простой. Поэтому давайте я покажу фотографии с нашего культпохода. Дима с классом уже были на этой экспозиции, а я нет, но давно хотел посетить. И вот получилось выбраться!
В одном из павильонов Ленфильма (на Петроградке) развернута большая интерактивная экспозиция пропавшие в кинохронике. Питерцы наверняка знают и думаю многие были. А для остальных - я тут наснимал больше 250 фотографий. Сейчас отобрал некоторые - покажу. Но если вы собираетесь посетить выставку, то может не стоит смотреть, чтобы не пропали острые ощущения от личного посещения.
Проект талантливо сделан творческой мастерской "Невский баталист". Основная идея - показать кадры, сцены Великой отечественной войны через сюжет о военных кинооператорах.
1. Внутри 15 залов, 15 сюжетов, 15 сцен. Сцен воссозданных максимально достоверно, как это могут сделать киношники. Вот к примеру настоящая поленница дров.
2. Есть три варианта посещения выставки - организованной группой, индивидуально с экскурсией и индивидуально с аудиогидом. Мой совет - лучше с аудиогидом. Экскурсовод рассказывает примерно то же самое, что и в наушниках, но так как поток групп большой, то он вынужден проходить по залам довольно быстро. А мы шли самостоятельно и в некоторых местах "зависали" дольше, чтобы рассмотреть все детали. Ну и плюс чуть отстали от нашей группы и ходили практически в одиночестве.
3. Все сценки подписаны на табличках и если поднести устройство аудиогида к метке, то можно запустить рассказ именно этой сцены. Начинается все с сюжета о раскопках в районе Синявинских высот.
4. Все фигуры, лица, которые вы увидите на моих фотографиях - это все манекены. Качество исполнения и внимание к деталям потрясающие.
5. Следующая сцена - битва не Невском пятачке.
6. Выставка интерактивная и мультимедийная, это значит, что кроме статических фигур, реквизита, деталей сцен здесь работает специальная подсветка, проекторы, тв-экраны и так далее. Вот допустим здесь полная иллюзия горящего огня (он мерцает).
7. Очень хороший диктор и текст в наушниках. Просто, без надрыва, клише и помпезности рассказывает о тех событиях. Конечно красной строкой идет рассказ о военных кинооператорах (все-таки это Ленфильм), но и про военные события тоже. Например, сколько живой силы было брошено на Невском пятачке, сколько там полегло в том числе необученных курсантов.
8. На некоторых экспонатах есть qr-коды, можно почитать дополнительно по ссылке. Вот например про танк КВ-2 https://lenfilmexpo.ru/qr/qr5/
Экспонаты разные, есть мне кажется исторические (например книги), есть очень хорошо сделанные, допустим этот танк из металла. Как нам сказали на инструктаже - их можно трогать, главное не двигать.
9. Следующий сюжет - о съемки последнего мирного фильма Ленфильма "Маскарад".
10. В залах также стоят экраны где можно посмотреть соответствующие сюжеты, как например здесь, про трудовой подвиг работников Ижорского завода.
11. Работникам было в том числе выдано оружие и инструкции, в случае прорыва врага уничтожить оборудование и документы.
12.
13. Работали конечно в основном женщины и дети.
14. Меня привлекали все детали (поэтому и фоток много), как например здесь иней и снег на стенах.
15. Сценка блиндаж. Пленные фрицы.
16. А наши смотрят фильм потому что в часть приехала передвижная кинохроника.
17. В окне блиндажа движущаяся, живая картинка - экран. Но выглядит очень реалистично.
18. Сцена следующая - Заполярье (Мурманск). Внутри самолета с раненными и доставкой груза от союзников.
19. По ту сторону борта - полярная ночь.
20.
21. Надо сказать, что ощущения от посещения непередаваемые! Здесь все сценки не плоские, а объемные! Ты оказываешься внутри боя, внутри войны. Ну и плюс закадровые комментарии в наушниках. Я честно говоря, ничего подобного не видел.
Переправа через Волгу.
22. Вот здесь для ощущения воды проектор сверху создает иллюзию волн и ряби.
23. Макет самолета тоже один в один.
24. Горные районы.
25. Подбирая ракурс съемки - получаются очень живые картины.
26. Сценка - в здании костела в Белоруссии.
27. И опять про внимание к деталям - воск от свечей на стене.
28. Новый год и на войне никто не отменял.
29.
30. А это другая сценка - про работу на киностудии. Много рассказывали про работу военных корреспондентов. Тогда ведь не было никакой мобильной связи, цифровой техники и передачи видео через интернет. Стандартной "кассеты" с пленкой хватало на одну минуту съемки. А потом надо было ее в камере перезаряжать. И более того, начальники требовали не просто кинохроники, а с соблюдением канонов съемки - ракурс, задний план, освещение...
31. Ну и само собой кинохроникеры не только снимали, но и с автоматом или с санитарной сумкой принимали участие в боях.
32.
33. Сценка следующая - уже почти конец войны, в квартире в немецком доме, где еще недавно были немецкие офицеры.
34. Вид из разбитого окна.
35. Настоящее окно, настоящее стекло и настоящий вид со второго этажа.
36.
37. Ну и один из самых масштабных залов и сцен. Сцена улицы разрушенного Берлина. Это мы стоим на балкончике второго этажа.
38. Вид сверху. И не смотря на войну цветут яблони, ведь весна, май!
39. Война уже закончилась, белые флаги еще висят.
40. Пожилая немка.
41. Девушка разминирует улицы. И сколько таких погибло уже после подписания акта о капитуляции.
42. Сценка.
43. На фоне подбитого немецкого танка Panzerkampfwagen III (PzKpfw III).
44. И уже мирная жизнь.
45. Любопытный документ - карта Берлина и зоны ответственности между СССР, США, Великобританией и Францией.
46.
47. Художник рисует Рейхстаг.
48. Ступени и колонны в натуральную величину.
49. Сценка про Нюрнбергский процесс. 12 из главных подсудимых фашистских руководителей были казнены, семь осуждены посмертно.
50. Вот когда пригодилась работа кинохроникеров. Впервые в судебном процессе кадры хроники фигурировали на суде наравне с письменными показаниями. Наши кинохроникеры давали присягу, что это правда, что это не снято искусственно "в павильонах". Часть кадров показывали в этом зале и это и сейчас тяжело смотреть. А тогда генералы и юристы союзников не могли поверить, что это правда.
51. И последняя сценка - домой! Эта фигура явно писалась с героя Высоцкого Жиглова. Тот же костюм, орден красной звезды и тот же типаж лица. А еще гитара в руке, но ее тут не видно.
52. Тут многие фотографируются.
53. Уже выйдя за пределы экспозиции и оказавшись к длинном коридоре на выход испытываешь снова очень сильные эмоции. Потому что несколько стен оформлены с такими бумажными журавликами на которых посетители (и судя по почерку много детей) оставили , написали свои пожелания и впечатления.
54. Очень трогательные послания. Иногда до слез.
55.
56. Здесь их несколько тысяч - выставка работает уже несколько лет. Сейчас, как я понял, не получится оставить свое послание.
57. И вот. Правильный хештег.