Древний Рим – самое могущественное государство из тех, что когда-либо существовало. Как и все крупные государства, его раздирали классовые противоречия.
Патриции. Римский барельеф III век н.э.
В Древнем Риме было две основные категории граждан: патриции и плебеи. Бóльшую часть свободных римских граждан составляли плебеи (простолюдины). Само слово "плебей" произошло от греческого plethos, что означает "масса". Плебеи являлись свободными людьми, имели право стоять в строю легиона (а в античном мире участие в войне было не обязанностью, а привилегией, которой были удостоены не все), голосовали и платили налоги. Сын простолюдина никогда не смог бы стать патрицием, а браки между сословиями были запрещены. И даже бедный патриций имел намного больше прав, чем богатый плебей.
Плебеи
Термин "патриций" происходит от латинского слова pater - «отец». Считалось, что правящий класс прозвали «отцом отечества» по аналогии с «отцом семейства», который у древних римлян обладал властью над домочадцами (dominus — хозяин дома, повелитель).
Согласно одной из версий, патрициями стали люди, которые успели обзавестись семьёй и хозяйством ещё при Ромуле:
«Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. И назвал он людей незавидной судьбы плебеями..., а людей лучшей доли — отцами, то ли по старшинству возраста по сравнении с другими, то ли потому, что у них были дети, то ли по знатности рода, то ли из-за всего этого вместе».
По другому мнению, патрициями стали называть тех, кто мог назвать имя собственного отца. А плебеями стали называть тех, кто отцов не знал: сирот либо беглых рабов. Данной версии придерживались недоброжелатели Рима, считавшие, что в городе изначально собрался всякий сброд:
«Другие же, исходя из собственной вражды, обвиняя римский полис в низком происхождении, рассказывают, что они не поэтому получили название патрициев, но потому, что лишь одни могли указать своих отцов, в то время как другие, будучи беглыми, не могли назвать свободных отцов».
Патриций с бюстами своих предков. Статуя I века до н.э.
На чём основывалась власть патрициев? В первую очередь, на наследственных привилегиях. Только патриции имели право заседать в сенате, который принимал законы. И только патриции могли быть избранными в магистраты. Долгое время лишь они распоряжались ager publicus (общественной землёй). Все территории, завоёванные Римом, передавались в фонд общественной земли, и теоретически она принадлежала каждому гражданину. Но распоряжались ею (решали, кому и по какой цене сдавать в аренду), конечно, только патриции.
Как патрициям удавалось доминировать? В этом им помогали клиенты. Латинское слово clientes означало категорию людей, зависимых от покровителей, именуемых patronus. У каждого патрицианского рода имелись клиенты, готовые выступить с поддержкой. Патроны выделяли клиентам землю для обработки, скот и инструменты, а также защищали клиентов в судебных тяжбах.
Представительницы высшего общества Древнего Рима
В отличие от плебеев, патриции служили в кавалерии, а не в пехоте, а также их ставили на командные должности. Клиенты входили в отряд своего патрона, а в мирное время оказывали ему разнообразные услуги. Формально, это считалось равноправным союзом. Обе стороны помогали друг другу по мере возможностей, и если у патрона не было собственных детей, он мог усыновить кого-то из клиентеллы.
Хотя в Законах Двенадцати таблиц, принятых в середине V века до н.э., были слова: «Патрон, обманувший своего клиента, да будет проклят», — но там не упоминалось о конкретном наказании для недобросовестного патрона.
"Дом патриция" на картине Гюстава Буланже, 1861 год
Патриции не считались с мнением плебеев и при удобном случае подчёркивали разницу между аристократией и простолюдинами. В тех же Законах Двенадцати таблиц был прописан запрет на брак между сословиями, однако через несколько лет его отменили.
Законы XII таблиц. Таблицы выставлялись на городской площади, чтобы никто не мог отговориться незнанием того или иного закона.
Плебеев не устраивало их положение в обществе, на протяжении нескольких веков они боролись за свои права и борьба увенчалась успехом: в 494 г. до н.э. в Риме появилась официальная должность народного (то есть плебейского) трибуна. Сперва таких трибунов было 2, потом 5, а в 457 г. до н.э. их число увеличилось до 10.
Трибуны защищали интересы плебеев, и спустя время разница между патрициями и плебеями стала менее заметной. В то время решающим фактором была не знатность рода, а финансовое положение. Новой римской элитой стали «нобили» (богачи), происхождение которых не имело значения.