Это цитата сообщения
Ольга-В Оригинальное сообщениеЯн Вермеер 31 октября 1632 - 15 декабря 1675

Молочница - Холст, масло. 45.5 x 41 см
Эта небольшая по размеру картина уже более трехсот лет вызывает огромный интерес у зрителей и искусствоведов. А это значит, что перед нами шедевр произведения искусства, созданный голландским художником Яном Вермеером.
Картина «Молочница» написана предположительно в период с 1658 по 1661 годы. Ян Вермеер мастер писать именно такие работы - завораживающие, предполагающие домысливание и дорисовывание того замысла, которым он поделился на полотне. Он даже не давал названия своим произведениям, каждый мог его придумать и мысленно закончить картину. Делал ли художник это специально или просто такой у него стиль работы, об этом уже никогда никто не узнает.
Казалось бы, чем можно увлечь наблюдателя? Ведь сюжет картины предельно прост: минимум интерьера и вещей, а главный персонаж всего лишь наливает молоко из кувшина. И, тем не менее, у каждого, кто остановится возле этого полотна, обязательно возникнет желание разглядеть каждую деталь, каждый предмет, каждую складку одежды и ее цвет, льющуюся струйку молока и великолепный натюрморт с хлебом, лицо и фигуру статной девушки.
Захочется угадать, какие мысли таятся за этим гладким, безупречным лбом, о чем думает, кто она такая, выполняющая простую работу, но с чувством собственного достоинства.
Перед нами не просто жанровая сценка, а «фотография» быта и традиций Нидерландов.
Ведь молоко, хлеб и сыр для голландцев является основной едой. И для того, чтобы заниматься именно этими делами на кухне существовала прислуга - молочница, в обязанности которой входило заботиться о приготовлении молочных блюд, творога, масла, следить за чистотой цедильных тканей и посуды.
На полотне статная, излучающая здоровье и молодость, девушка. Белый чепец, белое молоко и белая стена - все это не сливается в единый фон, а умело выделено автором разными оттенками.
Одежда из теплой, но грубой ткани ладно сидит на фигуре. Яркими ультрамариновыми пятнами выделяются фартук и ткань, свисающая со стола. Синий цвет можно назвать особенным и любимым в творчестве Вермеера. Возможно, именно благодаря ему, простая служанка приобретает такой притягательный вид.
Все предметы, изображенные на картине, можно перечислить по пальцам, так их мало. Но все они имеют свое назначение в обиходе - фарфоровый кувшин на столе, корзины для продуктов, «печка-грелка», в которой находятся угли, для обогрева холодной кухни.
Молочница аккуратно и сосредоточенно «священнодействует» - течет тонкая, белая, молочная струя в широкую чашу; проникает через окно дневной свет, подчеркивающий пышность, ноздреватость свежего хлеба. У девушки лицо мадонны - чистое, целомудренное, с правильными чертами. Ее поза и легкий наклон головы полны достоинства и уверенности.
Картина художника просто отрада для глаз, так веет от нее домашним уютом, теплом и спокойствием. Ян Вермеер живописец-психолог, ведь в его работах все просто и, одновременно, значительно - начиная от подбора модели, колористики, построения композиции и до ее гениального исполнения.
«Гитаристка» ок. 1669—1672
Смысловой строй композиции Вермеер выполнил в нетипичной форме. Девушку, играющую на гитаре, художник расположил, значительно сместив влево, так что её левая рука не поместилась целиком.
Как и в прежних работах — формы снова чётко определены, и пальцы девочки, играющей на гитаре, и рамка картины на стене. Плоскости и геометрические штрихти выполнены в стиле импасто.
Девочка повёрнута корпусом вправо, губы отображают улыбку, склонённая к инструменту голова призвана демонстрировать наслаждение от игры на инструменте. Картина на заднем плане выполнена в жанре пасторального пейзажа, сродни творчеству Адриана Ван де Вельде, призвана дополнить настроение безмятежности. Музыкальный инструмент в руках играющей девочки — это испанская гитара, с пятью струнами, которая обрела популярность с XV века
Девушка, читающая письмо у раскрытого окна
Мотив письма часто встречается в картинах Вермеера (1632-1675) и всегда воплощен в образе героини, читающей послание от возлюбленного, который находится далеко от нее.
Примечательно, что на представленном полотне художник планировал изобразить амура с письмом. Об этом свидетельствуют проведенные исследования работы в рентгеновских лучах, которые проявили рисунок амура. Таким образом, символическое значение всей сцены не подлежит сомнению. Исследователь Норберт Шнейдер даже увидел в натюрморте и смятой скатерти на столе символы нарушенного обета супружеской верности и внебрачных отношений. Яблоки и персики являются аллюзией на библейскую историю грехопадения.
Сводница. 1656 год
Картина «У сводни» - одна из многих работ художника в жанре бытовой сцены. Как почти всегда в искусстве малых голландцев, сцена заключает в себе аллегорический смысл.
В данном случае, как и у Рембрандта в его автопортрете с Саскией, сюжет восходит к евангельской притче о блудном сыне. У Вермеера откровенный эпизод изображен в борделе со всеми атрибутами развратной жизни: монета, которую кавалер предлагает даме (плата за продажную любовь), бокалы вина в руках женщины и кавалера слева, гриф, вероятно, лютни, вносящий в обертоны смыслового содержания картины аллюзию на музыку, прочно ассоциирующуюся с любовью.
Художник средствами живописи передает содержание мизансцены, являющей зрителю, можно сказать, театральную сцену с живыми и ясными диалогами. Кавалер слева, обращающий свой взгляд к зрителю, как бы приглашает принять участие в пирушке.
«Женщина в красной шляпе» ок. 1665—1667
Небольшая картина художника , написанная в период 1665-1666 годы. В настоящее время находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Эта картина является одной из многочисленных Вермеерских трони — изображения причудливо одетых моделей, которые, как известно, не были специально предназначены для конкретных опознаваемых объектов.
Географ
17 век - это период мореплавателей, географических открытий, образования новых наук. Многие художники в своем творчестве изображали ученых. Картина Яна Вермеера «Географ» также посвящена именно тому активному времени.
При этом, без сомнения, чувствуется интерес и понимание автором этой темы. Посмотрите как тщательно, точно и подробно нарисованы глобус, карты и картографические инструменты – циркуль и угольник, предназначенный для определения угла стояния планет.
Перед нами молодой человек, склонившийся над бумагами, с циркулем в руке. Вид его глубоко задумчив, и можно с уверенностью предположить, что человек занят научными исследованиями. То что он ученый, и занимается такой научной сферой как география, говорит интерьер комнаты и все это отражено в окружающих предметах.
В углу на шкафу – книги и глобус. Интересно, что после тщательного изучения полотна искусствоведы определили, что глобус повернут к зрителю Индийским океаном, в котором ведущим торговым монополистом на тот момент являлась Ост-Индская компания, созданная голландскими купцами.
На стене – подробная географическая карта. Причем исследователи творчества Вермеера утверждают, что это карта Европы. На полу – брошенные рулоны с чертежами.
Льющийся свет из окна озаряет фигуру ученого. На нем халат в восточном стиле. Во времена Вермеера был принят такой экзотический вид одежды именно у людей науки. И, конечно же, автор не мог обойтись без своего любимого синего цвета – он выделяется как на одежде мужчины, так и на узорах скатерти стола.
Взгляд ученого, сощуренный и устремленный вдаль, предполагает момент наивысшего напряжения мысли, еще мгновение и какое-то решение будет найдено, а может даже и случится открытие чего-то нового, доселе неизвестного науке.
Картина совсем не статична, так как для придания динамики сюжету автор использует эффект размытого изображения лица главного персонажа. Создается ощущение, что художник запечатлел именно то мгновение, когда ученый поворачивает лицо и взгляд в сторону окна.
Известно, что Ян Вермеер довольно беспечно относился к идентификации своих картин, часто не ставил на них свой автограф и дату создания. Но работа «Географ» подписана автором, причем не только на самом видном месте – на стене, но и на дверце шкафа. Почему? Неизвестно. Может особенно тщательное исполнение и трепетное отношение к науке? Как всегда, великий Вермеер оставил нам загадку.
Дама, стоящая у вирджиналя ок. 1670—1672
Картина изображает женщину, одетую в роскошное платье, которая играет на вирджинале в доме с плиточным полом (бело-голубые плитки делфтского производства также изображены в других работах Вермеера) и картинами на стене
По утверждениям Лондонской Национальной галереи, не удалось определить, что за картины изображены в этой работе Вермеера, хотя картина с пейзажем слева от центральной может принадлежать кисти Яна Вейнантса или Алларта ван Эвердингена.
Вторая картина, показывающая Купидона, держащего карту, приписывается Цезарю ван Эвердингену — брату Алларта. Этот мотив картины с Купидоном может являться либо представлением верности к одному возлюбленному, либо, находясь около вирджиналя, отражением традиционной связи музыки и любви.
Время создания этой картины было определено по её стилистике и костюму дамы. Эта работа может быть связана с другой картиной Вермеера — «Дама, сидящая за вирджиналем (англ.)рус.»: размеры холста почти одинаковы, и две картины, возможно, задуманы как парная работа.
Любовное письмо.ок. 1667—1670
В комнате состоятельной семьи, где недавно убиралась служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная.
Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.
Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер использовал средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель.
Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.
Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма.
На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.
Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.
Хозяйка и служанка ок. 1666—1667
Жанр работы – бытовой. Кажется, будто бы данную сцену художник подсмотрел и решил тайком изобразить такой серьёзный момент.
На полотне представлена напряжённая психологическая сцена между двумя женщинами, а именно между хозяйкой и служанкой.
Вермеер старался передать эмоции волнения, бурного обсуждения какого-то важного письма. Нам представлен живой диалог, поэтому композиция создаёт ощущение динамики.
Работа выполнена очень качественно, тщательно прописаны мельчайшие детали с использованием гармоничного сочетания оттенков, что добавляет произведению реалистичности.
Жест хозяйки, сидящей за столом, обозначает некую задумчивость, а взгляд направлен на служанку. Выражение лица у дамы волнительное, удивлённое. Хоть нам представлен лишь её профиль, видно, что это дама статная, с элегантной и сложной причёской, украшенной жемчугом. В руке у неё перо, что вполне может означать, что она писала послание.
Также большое внимание было приковано к тёмному фону на картине. Он добавляет работе драматичности и напряжённости, поэтому играет важную роль в композиции.
Насколько известно, изначально занавес был насыщенного зелёного цвета, но со временем цвет потускнел. Многие считают, что автор закрасил фон для того, чтобы сделать акцент на изображённой сцене, а также выделить накидку на женщине. Ярко-жёлтая накидка не первый раз встречается в творчестве Вермеера, но выписана она очень тщательно, с естественно прорисованными складками.
Для служанки Вермеер использовал темные и тускловатые цвета. У неё скромное платьице с рубашкой, что на фоне хозяйки выглядит очень контрастно и бедно. У женщин происходил обмен какой-то важной и секретной информацией, шокирующей обеих. Но какой на самом деле сюжет таит в себе картина остаётся только гадать.
Девушка с флейтой ок. 1665—1670
Вопрос о том, можно ли приписать эту картину Яну Вермееру, является спорным. Композиция напоминает картину «Женщина в красной шляпе», также написанную на деревянной панели в тот же период.
Сине-зелёный жакет с меховой отделкой также носят модели на картинах Вермеера «Женщина с весами» и «Концерт», а в описи имущества Вермеера в 1676 году он фигурирует как «старый зеленый плащ с белым меховым кружевом». Как и в картинах «Девушка в красной шляпе» и «Девушка с жемчужной сережкой», изображенная девушка носит стеклянные лакированные серьги-капли.
Однако, по мнению Национальной галереи искусств, качество картины не соответствует уровню Вермеера. Дальнейшие сравнительные исследования в 2022 году показали, что работа принадлежит не Вермееру, а предположительно кому-то, кто работал в его мастерской, сообщает музей.
Решающее значение имело использование старых или более плохих кистей, а также иной порядок и использование пигментов. В конце 2022 года Рейксмузеум настаивал на том, что картина была написана Вермеером.
Картина выполнена в жанре трони, исследовании поразительного лица или выражения лица. Это был популярный жанр в живописи голландского Золотого века. Троны широко производились для открытого рынка, а не для конкретных заказчиков. В отличие от портретов, модели всегда были анонимны. Они часто носили экзотическую одежду, как, например, картина «Женщина в красной шляпе», на которой модель изображена в китайской шляпке.
Урок музыки ок. 1662—1665
Картины Яна Вермеера всегда наполнены скрытым смыслом и таинственностью. Это одна из особенностей его творчества, которая притягивает и волей-неволей заставляет погрузиться в поиски истины. Прошло несколько столетий, но люди до сих пор строят теории по работам великого художника.
Картина «Урок музыки» была написана предположительно между 1662-1665 годами. Это одна из немногих работ, которая хранилась в доме художника до самой смерти.
Все действия на полотне происходят в достаточно большой и просторной комнате, тускло освещаемой сквозь витражи оконных рам. Пространство будто бы поделено на две части: одна часть светлая, другая – тёмная.
Атмосфера на картине преобладает мрачная, но подобное мнение в некоторой степени ошибочно, потому что разбавляет это взаимоотношения персонажей.
Кажется, что работа не несёт в себе никакой смысловой нагрузки, однако это не так. В углу комнаты у стены, куда направлен насыщенный свет, находится пианино. На нём играет молодая девушка в белой блузке и красной юбке с чёрным напуском. Она изображена со спины, поэтому можно сделать вывод, что она увлечена игрой.
Однако зеркало выдаёт, что взор её падает далеко не на клавиши. Девушка всячески пытается скрыть свой интерес по отношению к своему преподавателю, стоящему рядом. Возможно, что между героями есть какая-то романтическая нотка, а может и какие-то чувства.
Мужчина, в свою очередь, одет в строгий чёрный костюм, с белыми кружевными манжетами. Его серьёзный вид и шпага в руках говорят о высоком положении в обществе. Взгляд преподавателя также направлен на девушку.
Стоит обратить внимание на ножки мольберта, заметные в зеркале. Автор будто подглядывает за парой и предлагает это сделать вместе с ним. Не зря первый план картины занимает стол, который покрыт тяжёлым ковром, свисающим на пол.
Также на нём стоит белоснежный кувшин. Кувшин написан тонкими, лёгкими мазками, в то время как тёмно-голубая ткань стула – довольно крупными и текстурными. За предметами легко спрятаться и наблюдать за парой.
Многое автор передаёт через свет и тени, которые отличаются мягкостью и плавностью.
Умелая обработка цвета Вермеера – один из аспектов, подтверждающих его мастерство и профессионализм. Недаром все до сих пор задаются вопросом, как у Вермеера получалась такая фотореалистичная живопись.
https://muzei-mira.com
Нидерландский художник, творивший в 17-м веке, почти забытый в 18-м, и заново вспыхнувший своим гением в конце 19-го века – это Ян Вермеер (или Ян Делфтский). Когда биографы начнут собирать документы и материалы о нем, то он вполне заслужено получит прозвище «Делфтский скиф», так как, подобно мифологическому сфинксу, его история жизни хранит молчание о своем прошлом.
В его исследуемой биографии много белых пятен, мало достоверной, подтвержденной документами информации. Даже больше известно о его родственниках, родителях и теще, чем о некоторых фактах жизни художника.
Известно, что родился Ян в октябре 1632 года в городе Делфт, что в районе Южной Голландии, в семье успешного торговца, ремесленника (отец Яна занимался ткачеством), а впоследствии содержателя постоялого двора. Известный факт также, что он был вторым ребенком и единственным сыном у своих родителей.
Нет никаких данных о том как он рос, где учился. Предполагается, что Ян всего однажды выезжал в Гаагу, а так всю свою жизнь прожил в Делфте, который он очень любил и часто рисовал. Местные виды города, изображенные Вермеером, выглядят безмятежными, прекрасными, умиротворенными.
1653 год отмечен такими вехами в жизни Яна Вермеера как женитьба и вступление в местную гильдию Святого Луки, где он зарегистрирован мастером живописи. В апреле 1653 года он женился на девушке из окрестной деревни, они прожили всю жизнь, и у них было 11 детей.
Кстати, чтобы жениться, Яну пришлось даже сменить вероисповедание с кальвинистско-протестантского на католическое. Только после этого, его будущая теща Мария Тинс дала согласие на брак. Кстати, она увлекалась коллекционированием картин и ее коллекция работ художников, относящихся к утрехтской школе живописи, была очень неплоха.
Семейная жизнь Вермеера сложилась удачно, в 60-х годах они переезжают всей многочисленной семьей жить в дом тещи. Глава семьи не только рисует картины, но и помогает матери управлять трактиром, а также торговать предметами искусства.
В декабре 1653 года он становится членом общества Святого Луки. Но чтобы быть принятым в него, художник должен был не менее 6 лет учиться у какого-либо живописца, который уже состоит в гильдии.
К сожалению, нет точной информации и об учителе Яна Вермеера. Предположительно, это мог быть Герард Терборх (так как его стиль прослеживается в работах Вермеера, также как и стиль Питера де Хоха), а может это были художники Л. Брамер или К. Фабрициус.
Ян Вермеер рисует не только портреты, жанровые сценки и интерьеры. Помимо этого, в 1663 и 1671 годах он является руководителем гильдии Святого Луки, а также он имеет вес как знаток и эксперт по установлению подлинности предметов искусств.
Есть предположение, что именно по вопросу установления авторства коллекции итальянских полотен Вермееру пришлось единожды выехать в Гаагу в 1672 году.
Своих картин художник рисует не много, примерно по две-три работы в год. Но за них он получает приличные гонорары и может содержать свое большое семейство. Живописец не только имеет заказчиков, но и преданных почитателей его творчества. Известно, что в коллекции типографа Якоба Диссиуса насчитывалось 19 работ Яна Вермеера.
Умер великий художник очень рано от сердечного приступа, ему было 43 года. Скорее всего, это было связано с критически трудным материальным положением, которое наступило в семье художника, в связи с экономической и политической обстановкой в стране. Как известно, в 1672 году началась война Голландии с Францией, в результате чего, конечно же, остановилась творческая жизнь, живопись никому была не нужна.
Ему пришлось брать займы и кредиты, но это не спасло от кризиса. Он скоропостижно умер, оставив семью в довольно бедственном положении, и был захоронен в фамильном склепе.
Чем же привлекают сегодня работы этого своеобразного художника? Казалось бы, он рисует обычные сцены: девушки, наливающие молоко, читающие письма или примеряющие ожерелья, галантные кавалеры, музыканты и другие персонажи. А тем, что они все полны любви, уюта и покоя, краски художника мягки и филигранны, необыкновенно виртуозно выписывает автор свет, а настроение и характер передаются с большим искусством.
На сегодняшний день картин Яна Веермера известно не много - всего 34. А над пятью работами пока еще искусствоведы ведут дискуссии по установлению их принадлежности знаменитому художнику.
Серия сообщений "**по авторам (в)":
Часть 1 - Alberto Vargas.
Часть 2 - Alberto Vargas.
...
Часть 28 - Вещилов, Константин Александрович 1877-1945
Часть 29 - Вещилов, Константин Александрович 1877-1945
Часть 30 - Ян Вермеер 31 октября 1632 - 15 декабря 1675
Часть 31 - Ян Вермеер 31 октября 1632 - 15 декабря 1675