[700x525]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
[525x700]
Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади была торжественно открыта в День города - 2 сентября 2001 г. Она состоит из 15-ти фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении целого сонма трехметровых аллегорических монстров - жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб. Как пояснил скульптор, именно так по исторически сложившейся традиции принято рисовать пороки.
Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: "наркомания" (drug addiction), "проституция" (prostitution), "воровство" (theft), "алкоголизм" (alcoholism), "невежество" (ignorance), "лжеучёность" (irresponsible science), "равнодушие" (indifference), "пропаганда насилия" (propaganda of violence), "садизм" (sadism), "для беспамятных..." (for those without memory...), "эксплуатация детского труда" (child labor), "нищета" (poverty), "война" (war).
Композиция задумана автором, Михаилом Михайловичем Шемякиным, как аллегория борьбы с мировым злом. Обращаясь к будущим зрителям, М.М. Шемякин написал: "Скульптурная композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: "Дети - наше будущее!". Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".
Проект установки скульптурной композиции выполнен архитекторами Вячеславом Бухаевым и Андреем Ефимовым.
Первый год после открытия к скульптурам можно было подойти вплотную. Однако, после покушения вандалов, власти приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, открыта с 9 утра до 9 вечера.
Отношение к памятнику очень разнообразное.Вот комментарий
ДОКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК ВЕРЫ ВАСИЛЬЕВНЫ АБРАМЕНКОВОЙ, ВЕДУЩЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ:"И потому получается, что памятник поставлен не детям, а порокам. Я недавно перечитывала одну книгу, в которой приводилась небезызвестная доктрина бывшего шефа ЦРУ Аллена Даллеса план уничтожения нашей страны через насаждение различных пороков, греховных влечений. Среди них он упоминал секс, садизм, предательство, наркоманию, проституцию. И вот все пороки, которые Даллес считал необходимым планомерно насаждать в нашей стране, собрались на Болотном сквере, рядом со святынями Кремля. Не знаю, подозревает ли об этом Шемякин, но факт остается фактом: он эти пороки изваял, можно сказать, оживил силой своего таланта.- Как детский психолог, я на многое привыкла смотреть с точки зрения ребенка. И могу сказать, что воздействие этих образов безусловно несет в себе очень мощный негативный заряд. Очень важно, что все фигуры монстров доступны, к ним можно подойти. Более того, они специально изображены так, чтобы с ними можно было пообщаться: пороки протягивают людям руки, и у многих людей возникает ответное желание пожать эту руку, клешню, конечность. Я провела у памятника три часа, наблюдая за людьми, и видела, что они действительно касались руками протянутых конечностей монстров, контактировали с ними. А ведь изображения демонические! Получается, что ребенок вступает в реальный контакт с демоническим, сатанинским идолом. Я видела, что многим детям хочется пожать такому демону руку, дотронуться до рогов, хвоста, до изображения змеи, каких-то мистических, оккультных знаков... А вступая с демонами в контакт, дети, естественно, начинают думать, что демоны хорошие. Поэтому неприятие сменяется симпатией.Даже взрослым людям страшно смотреть на этих чудищ. Что же говорить о детях?! У меня на Болотном сквере состоялся весьма любопытный разговор с одним подростком. Я спросила: "Как ты считаешь, хорошо, что здесь поставили такой памятник?" Он мне в ответ на подростковом сленге: "Ага! Клево! Прикольно!" - "А у тебя есть младший брат или сестра?" - спросила я. "Да, есть брат, ему пять лет". - "Ну, а ты бы хотел его сюда привести?" Паренек мгновенно посерьезнел, посмотрел на фигуры пороков и ответил: "Да вы что? Ему же потом ужастики будут сниться, он мне спать не будет давать". Я говорю: "А автор памятника считает, что этими фигурами можно учить и даже лечить детей, избавлять их от каких-то негативных влияний". - "Ах, вот как?! возмутился парнишка. Ну, я сейчас пойду скажу ему пару слов." И действительно, подошел к Шемякину и начал задавать вопросы, чем вызвал большое раздражение маэстро. Потом вернулся ко мне и сказал: "Ладно, мы с ребятами принесем бутылки и взорвем эту гадость". Это, конечно, юношеский максимализм, но согласитесь, интересно, что поставленный в позицию старшего брата даже самый обычный, вероятно, не очень образованный подросток понимает, как вреден для детской психики шемякинский памятник. А маститый Шемякин, претендующий на роль нашего учителя жизни, не понимает!............................................"
А каково ваше отношение к этому памятнику?!