Концепция, позволяющая «перескочить» через определенный этап эволюции, получила название «трансгуманизм». Трансгуманизм - это движение, цель которого использовать передовые технологии, чтобы навсегда изменить человечество.
Первое трансгуманистическое имя, появилось в 1966 году и звучало так, ФМ-2030, принадлежало имя американскому футурологу Ферейдун М. Эсфандиари.
Именно ему принадлежит идея о том, что трансгуманисты это особая каста людей - элита.
Свою концепцию предполагаемого будущего, трансгуманизма, он изложил в 1989 году.
Современный трансгуманизм появился в 1998 году, его идеологами были Ник Бостром и Дэвид Пирс - основатели Всемирной ассоциации трансгуманистов.
На промежуточных выборах в США в 2014 году Габриэль Ротблатт был первым трансгуманистом, который баллотировался в Конгресс США.
В начале 2015 года началось формирование трансгуманистических партий в Европе и в остальном мире. Трансгуманизм - международное движение, провозглашающее, что с помощью научно-технического прогресса удастся добиться фундаментальных изменений в человеке: значительно увеличить его умственные, физические и психологические возможности, ликвидировать старение, достичь бессмертия.
Основные идеи трансгуманизма:
Технологии улучшения человека могут быть использованы не просто как восполняющие потребности людей с инвалидностью, но также могут вывести способности и возможности человека на новый, недосягаемый ранее уровень.
В том числе:
*Клонирование
*Психопрактика (достижение определённых свойств/состояний сознания путём воздействия на психику)
*Загрузка сознания (технология необходима для полного превращения человека в электромеханическое существо)
*Экзокортекс
*Изолированный мозг (технология необходима для превращения человека в киборга с человеческим мозгом и электромеханическими прочими компонентами)
*Крионика (восстановление после размораживания)... и так далее.
Больше всего вопросов вызывает крионика и всё, что с ней связано.
РТД: Российское Трансгуманистическое Движение
"РТД" - общественная неправительственная организация, продвигающая и развивающая идеи трансгуманизма и научного иммортализма на территории России и сопредельных стран. Также РТД продвигает новые исследования и технологии, которые позволяют человеку расширить пределы своих возможностей.
Церковь критикует трансгуманизм:
«Патриарх Московский и всея Руси 25 октября 2022 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве указал на опасность и неприемлемость трансгуманизма, который «нацеливает общество на создание суррогата человека».
«Нам следует помнить, что вопрос о природе человека и его личности — это вопрос совершенно не технический. Это проблема глобального мировоззренческого порядка, игнорировать которую было бы в высшей степени опасно», — заключил Патриарх Кирилл.
Научная критика
Далеко не все учёные приветствуют идею роботизации человечества, настоящая наука строится на гуманистических позициях.
Цитата писателя, фантаста, философа, учёного Станислава Лема:
«Наиболее системный критический довод против трансгуманизма заключается в концепции расчеловечивания — постепенной утраты человеком своей видовой, сексуальной, социальной и духовной самоидентификации ещё до практического вмешательства в природу собственного тела, уже в ходе размышления над самой возможностью этого.»
Среди критиков трансгуманизма оказался Фрэнсис Фукуяма, один из пропагандистов «Дивного нового мира», философ. Фукуяма стал известен благодаря книге «Конец истории и последний человек» (1992), в которой провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства.
«Большинство трансгуманистов отрицают ценность смерти в человеческой жизни. А если мы получим бессмертие, что будет на самом деле?»
Философы о смерти и бессмертии:
«Нельзя толковать смерть как „симптом“ болезни старения - это биологически абсурдно. Старение и смерть являются естественными конечными результатами жизни многоклеточных организмов, а даже в физическом ракурсе - это неизбежный результат термодинамики.
Мы способны задерживать естественный процесс, но не избегать его. В экзистенциальном смысле возникает очевидная проблема обесценивания жизни.
Да и истинное бессмертие невыносимо для любого разумного существа в условиях конечной планеты, ресурсов, впечатлений (возможно, даже, Вселенной). Для длительного существа избыток существования создаёт пресыщение от реальности. Такому существу ничего не будет ново и интересно. Он посмотрел все фильмы, прочитал все книги, попробовал все роли… Избавиться от смерти - значит лишить человечество равенства.»
И как поётся в песне: «Слишком грустно быть бессмертным, те же лица день за днём, те же умные ответы на вопрос: "Зачем живём"?»
С точки зрения равенства:
Неизбежность смерти для всех является фактом, который создает определенное равенство. Если бы кто-то мог избавиться от смерти, это могло бы нарушить это равенство, создав привилегированное положение для тех, кто смог этого добиться, и дискриминируя тех, кто не смог.
Не факт, что все получат возможность бессмертия. Элита получит всё лучшее, как обычно... Но многие адепты трансгуманизма полагают, что бессмертие будет для всех.
Критика с социальной позиции:
«Широко пропагандируемое трансгуманистами в обществе нетерпеливое ожидание новых технологий зачастую наталкивается на пессимистическое ожидание того, что технологии совершенствования человека, по крайней мере на начальном этапе, лишь усилят существующее неравноправие между людьми в социуме и нациями в мире, рождая новые, более жёсткие, чем до сих пор известные, формы такого неравенства.
Трансгуманизм не решает проблему неравенства и добавляет его новые формы.
В.В.Малинов пишет, что появление «чудо-вакцин» или «когнитивных наркотиков» хорошо лишь для тех, кто может их себе позволить.»
*
«Смерть придает жизни смысл. Она придает важность и ценность времени. Время потеряло бы смысл, если бы его было слишком много» - Рей Курцвейл, писатель, изобретатель, футуролог.
«Никто не желает умирать. Даже люди, которым хочется на небеса, не рвутся ради этого умирать. И все же Смерть — наш общий пункт назначения. Никому не удалось избежать ее. И так и должно быть, потому что Смерть, похоже, - наилучшее изобретение Жизни.
Смерть - агент перемен Жизни. Она сметает старое и создает место новому. Сейчас новое - это вы, но однажды - и довольно скоро - вы постепенно состаритесь и вас придется смести».