• Авторизация


Индийский художник Раджа Рави Варма (1848–1906) 07-09-2025 12:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Раджа Рави Варма (1848–1906) — один из самых влиятельных и узнаваемых художников Индии. Его творчество, сочетающее индийские сюжеты с западными академическими техниками, навсегда изменило визуальную культуру страны.

 

Фотография Раджи Рави Вармы работы Бхавани Рама, 1890-е годы

 

Родившись в аристократической семье в Керале, свой талант Варма оттачивал при дворе махараджи Траванкора. Ключевым моментом стала встреча с голландским художником Теодором Йенсоном, у которого Варма перенял основы европейской живописи, просто наблюдая за его работой.

Раджа Рави Варма: "Шакунтала:, 1898 Холст, масло. "Шакунтала", одна из самых известных работ Вармы, изображает героиню "Махабхараты" в момент, наполненный романтической тоской. Шакунтала делает вид, что вынимает занозу, а сама украдкой оглядывается на царя Душьянту, своего возлюбленного. В этой картине очевидна способность Вармы передавать эмоции и повествование с помощью композиции и экспрессии. Пышный пейзаж на заднем плане придает идиллический вид этой сцене, а реалистичная передача тонких черт Шакунталы демонстрирует мастерство Вармы в академической реалистической живописи.
Раджа Рави Варма: Дама, плетущая гирлянду, 1895

Его уникальный стиль, который искусствовед Рупика Чаула в своей книге называет результатом «сознательного отбора тем, жанров и средств», сочетал западные техники (игру света и тени, реализм) с индийскими образами. Как отмечает критик Кишор Сингх:

«Это художник, который взял индийскую мифологию и историю, и дал им плоть и кровь, одежду, украшения и архитектуру и создал героические истории, где женщины занимали центральное место. Большинство индийцев узнают мифологических персонажей и божества по его работам и молятся на репродукции его картин с изображением богов и богинь. У такого индийского искусства не было прецедента».
Раджа Рави Варма:  Женщина в лунном свете, 1889
Индианка играет на ситаре рядом с садовым прудом.  

Критик искусства Рупика Чаула в своей книге «Раджа Рави Варма: "Художник колониальной Индии" пишет:

«Он прошел процесс сознательного отбора тем, жанров и средств в картинах, которые хотел создать — монументальных исторических полотнах богов и героев и портретах богатых и могущественных. Он позволял западным влияниям преобладать тогда и там, где это было ему удобно, и от которых, как он знал, мог извлечь максимальную выгоду».

Именно Варма создал тот антропоморфный образ богов, который тиражируется в миллионах индийских домов по сей день.

Раджа Рави Варма: Русский: Победа Мегханады, 1905

Как художник он изменил индийское видение богов и богинь, превратив их сверхъестественные образы в человеческие, с вниманием к мельчайшим деталям, от тканей, причесок и украшений до артефактов и мебели. Его стиль использовал текстуры, свет и тени, чтобы помочь передать настроение. В Индии известна поговорка, что на его картинах почти слышен шелест шелковых сари.

"Тамильская женщина, играющая на сварбате".  - более поздняя копия картины, впервые написанной художником в 1874 году. Картина в 1874 году была выставлена на выставке Общества изящных искусств Мадраса, а затем была подарена магараджей Траванкора принцу Уэльскому (впоследствии королю Эдуарду VII) во время его поездки в Индию в 1875 году.
Раджа Рави Варма: Богиня Сарасвати. 1930

Его любимыми темами творчества были женщины в традиционной одежде, возлежащие на кровати или погруженные в раздумья.

«Его специализацией был реализм в его расцвете — каждый костюм и украшение выглядят так же [как] оригинал. Жемчуг, бриллианты, храмовые украшения — все было из той эпохи. Мебель, интерьеры зданий, утварь — все было доступно в то время, когда он писал свои картины»,

— говорит художник Биндхи Раджагопал.

Ганга и Шатану. 1890. Шантану пытается помешать богине Ганге утопить их восьмого ребенка.
Раджа Рави Варма: Хамса Дамаянти
«Если вы посмотрите на его картины с богинями, такими как Сарасвати, они одеты в современные сари и блузки с высоким воротником и длинными рукавами, что является викторианским влиянием, хотя он вырос среди женщин в своей родной Керале, которые ходили topless в традиционном мунду [аналог саронга]»,

— говорит писатель Ману Пиллаи, автор книги «Ложные союзники: индийские махараджи в эпоху Рави Вармы».

Сайрандхри. 1891
Раджа Рави Варма: Джатайю Вадх, 1906

Переломным моментом в его карьере стало открытие в 1894 году собственной литографической печатной мастерской.Она производила массовые и доступные олеографии (репродукции) его картин, что позволило искусству выйти за пределы дворцовых залов. Это демократизировало искусство, позволив людям всех каст иметь дома религиозные образы.

Лакшми на своем лотосе в воде со слоном (хромолитография), 1894 
Раджа Рави Варма: А вот и папа, 1893

Его наследие огромно: он повлиял на индийское кино, литературу, моду и даже комиксы. Его работы продолжают продаваться на аукционах за миллионы долларов, а в 2010-х годах были оцифрованы и проданы как NFT, что подчеркивает его актуальность для новых поколений.

Сегодня его картины и репродукции находятся во дворцах Бароды, Тривандрума и Майсура, а также у частных владельцев и в музеях. Поскольку в 1979 году они были классифицированы как «национальное достояние», их нельзя вывозить из страны или продавать за границу.

Раджа Рави Варма: Драупади и Симхика, 1896 Драупади уведена в лес Симхикой, которая планирует убить ее.
Раджа Рави Варма: Яшода с Кришной.
Мохини на качелях. 1894

Однако его искусство не всеми воспринималось однозначно. Его смелые для своего времени изображения чувственных женщин в полупрозрачных одеждах вызывали споры. Некоторые критики, как искусствовед Ратан Паримоо, обвиняли его в том, что он положил начало «вульгарности» в массовом искусстве.

Женщина, отдыхающая на подушке
Хамса Дамаянти - принцесса королевства Видарбха беседует с божественным лебедем, который рассказывает ей о Нале, короле Нишады. Эта история описана во многих индуистских священных писаниях, включая "Махабхарату" и "Нишада чариту".
Полуодетая Тилоттама (небесная нимфа), летящая по небу и играющая с красным мячом, 1896

После обретения Индией независимости его работы на время были отвергнуты как «календарный китч» и наследие колониальной эпохи. Многие усматривали в его стиле чрезмерную уступку западным канонам. Однако, как справедливо отмечает писатель Ману Пиллаи:

«Он мог бы рисовать белых людей в садах, но выбрал индийские сюжеты… что навсегда изменило религиозную иконографию».
Раджа Рави Варма: Доярка. 1904. Деревенская девушка из Северной Индии, несущая молоко.
"Шакунтала" — персонаж индуистской мифологии, жена Душьянты и мать императора Бхараты. Её история описывается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» и в драме Калидасы «Абхиджняна-Шакунтала». Эта драма была первым индийским литературным произведением, переведенным на европейский (английский) язык, и привлекла всеобщее внимание и восхищение читающей публики, в том числе таких людей, как Гёте и Вильгельм Гумбольдт. Николай Карамзин, переведший несколько сцен драмы (с немецкого перевода Форстера, сделанного с английского перевода У. Джонса), писал («Московский журнал», 1792 год, часть VI): «Почти на каждой странице… находил я высочайшие красоты… Калидас для меня столь же велик, как и Гомер», и выражал надежду, «что сии благовонные цветы азиатской литературы будут приятны для многих читателей, имеющих тонкий вкус»

Несмотря на все противоречия, невозможно отрицать масштаб влияния Раджи Рави Вармы. Как заключает Ману Пиллаи:

«Он был смелым, харизматичным человеком, который создавал, творил и имел свое видение будущего искусства, служащего более высокой цели».
Шри Кришна как посланник. Холст, масло

https://dzen.ru/a/aLGPEPHp8mKjk0xK?from_site=mail

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Индийский художник Раджа Рави Варма (1848–1906) | Васмак - Дневник Васмак | Лента друзей Васмак / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»